Алена Ивановна Токарева
Самоанализ деятельности воспитателя по реализации образовательной программы в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
1. Краткое содержание программы :
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли.
Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие.
Публикация «Самоанализ деятельности воспитателя по реализации образовательной программы в подготовительной группе» размещена в разделах
При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.
В этом возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений) : представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно- ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
В подготовительной группе №11 на начало учебного года 34 детей, из них 17 девочек и 17 мальчиков. На конец учебного года 32 ребёнка, из них 13 девочек и 19 мальчиков. Воспитание и обучение воспитанников осуществляется на государственном языке РФ – русском. ДОУ могут посещать дети дошкольного возраста с ОВЗ. Срок реализации образовательной программы : 1 год.
1.2. Анализ выполнения программных задач :
В течение года были решены следующие задачи:
• обеспечение материалом, соответствующий духовно-нравственным ценностям, историческим и национально-культурным традициям народов России. Сохранение интереса детей и их активное участие в занятии.
• обеспечение эмоционального благополучия детей.
• объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, воспитание у дошкольников таких качеств, как: патриотизм, любовь к Родине, гордость за ее достижения;
• уважение к традиционным ценностям: любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям и пр. ; - традиционные гендерные представления; нравственные основы личности — стремление в своих поступках следовать положительному примеру (быть «хорошим»). ПДР (пространство детской реализации).
• предоставление свободы выбора способов самореализации, поддержка самостоятельного творческого поиска;
• личностно-ориентированное взаимодействие, поддержка индивидуальности, признание уникальности, неповторимости каждого ребенка; - уважительное отношение к результатам детского труда и творчества;
• создание условий для представления (предъявления, презентации) своих достижений социальному окружению;
• помощь в осознании пользы, признании значимости полученного результата для окружающих.
• обеспечение максимального участия родителей в образовательном процессе (участие родителей в мероприятиях, образовательном процессе, в решении организационных вопросов и пр.);
• обеспечение педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
• обеспечение единства подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Взаимодействие с детьми:
В течение года дети развивались согласно возрасту, изучали программные материалы и показали позитивную динамику по всем направлениям развития.
Строго соблюдался режим дня и все санитарно-гигиенические требования к пребыванию детей в ДОУ. Согласно плану проводились медицинское, педагогическое обследования воспитанников, подтвердившие положительную динамику развития каждого ребенка и группы в целом.
Сотрудничество с родителями:
В группе были созданы необходимые условия для развития доверительных взаимоотношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, регулярно повышалась компетентность родителей в области развития и воспитания детей.
1.3. Анализ работы по решению годовых задач ДОО:
Взаимодействие с детьми:
С детьми систематически проводилась организованная образовательная деятельность в соответствии с основной общеобразовательной программой, реализуемой в ДОУ, и утвержденным расписанием организационно образовательной деятельности.
Поставленные цели достигнуты в процессе осуществления разнообразных видов деятельности : игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной и чтения. Все виды деятельности представляют основные направления развития детей: физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное.
Для интеграции разных видов детской деятельности в рамках темы и распределения непосредственно образовательной и совместной деятельности в режимных моментах были предложены формы планирования воспитательно-образовательной работы (перспективного и календарного планов).
Сотрудничество с родителями:
Регулярно проводились родительские собрания и информирование родителей по важным вопросам. Родители принимали активное участие в подготовке и проведении праздников.
В течении учебного года в ДОУ и на районном уровне проводились различные творческие конкурсы: рисунков и поделок. В этих конкурсах ребята и родители младшей группы приняли активное участие. Заняли призовые места.
1.4. Создание развивающей предметно-пространственной среды:
Взаимодействие с детьми:
Развивающая среда группы была разделена на центры. Размещение оборудования организовано таким образом, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности. В группе имеется центр чтения «Речевичок», «Развивающая стена» п. Отрадное- моя малая Родина, центр «Занимательная математика», центр «Лего Бум», центр «Исследовательской деятельности- Лаборатория», центр театрализации, центр развивающих игр (игры все время меняются, центр безопасности и ПДД, центр для сюжетно- ролевых игр: «Больница», «Магазин», «Улица», «Дорога», «Кухня», «Парикмахерская», «Строители», центр «Физкультуры и спорта», центр природы, центр оригами, «Экран «Эмоций» Построенная среда вызвала восторг, эмоционально-положительные отношения к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.
Сотрудничество с родителями: родители пришли на помощь в организации предметно-пространственной среды в группе. Семьи воспитанников охотно приобрели книги, игрушки, игры и наглядные пособия.
1.5 Использование современных технологий в образовательной деятельности, успешность их применения:
В течение года были использованы следующие современные технологии:
• здоровьесберегающие: пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, оригами терапия, саммомассаж, физкультминутки, дыхательная гимнастика, гимнастика пробуждения, сказкотерапия;
информационно-коммуникативные технологии такие как:
Для повышения эффективности совместной организованной деятельности с детьми я создаю презентационные материалы с помощью программы PowerPoint или использую презентации из Интернет-ресурсов. Это позволяет за незначительное время, отведённое для непосредственно образовательной деятельности, охватить материал шире, представить его интереснее и актуальнее. Движение, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребёнка и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Например, дидактическое упражнение «Что перепутал художник?», «Посчитай», «Угадай, что за птица?», «Четвёртый лишний» и др. С помощью компьютерных программ становится возможным моделирование различных жизненных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать.
• использование Интернета в педагогической деятельности с целью самообразования, подбора иллюстративного материала к НОД, беседам, для оформления стенда развивающей среды;
• музыкальное сопровождение к НОД, релаксациям, физминуткам.
• сюжетно-ролевые игры
• дидактические, настольно - печатные игры
• подвижные игры.
• Лего технология
Вывод: использование современных педагогических технологий в моей профессиональной деятельности необходимо, т. к. это даёт положительный результат.
Взаимодействие с детьми: активно развиваются у моих воспитанников социально-коммуникативные навыки, я отмечаю развитие творческого, исследовательского и аналитического мышления у ребят.
Сотрудничество с родителями: благодаря использованию современных технологий в образовательной деятельности наблюдается заинтересованность и включённость родителей в воспитательно-образовательный процесс. Они становятся его активными участниками.
1.6 Эффективность работы по снижению уровня заболеваемости воспитанников.
Для снижения уровня заболеваемости в группе проводятся следующие мероприятия:
Соблюдение режима проветривания помещений в осенне-зимний период, выполнение требований санитарного содержания помещений;
Строгое соблюдение двигательного режима и режима дня;
Кварцевание помещений;
Вакцинация против гриппа;
Взаимодействие с детьми:
Утренняя гимнастика;
Физкультурно-оздоровительные занятия;
Подвижные и динамические игры;
Профилактическая гимнастика (звуковая, дыхательная, контроль осанки, профилактика плоскостопия, применение массажа);
Спортивные праздники и развлечения;
Психогимнастика, игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы;
Гигиенические и водные процедуры (умывание, мытье рук по локоть, по плечи, игры с водой);
Обязательное пребывание детей на свежем воздухе.
Сотрудничество с родителями:
Большое внимание уделяю индивидуальной работе с родителями. На родительских собраниях, индивидуальных консультациях учу родителей ежедневно сообщать о состоянии здоровья ребёнка, оценивать здоровье ребенка, родителям предлагаю картотеки различных гимнастик, упражнений для дома, советую литературу, брошюры. Соответственно, для родителей оформляю в «Уголке здоровья» рекомендации, советы.
1.7 Выявление творчески одаренных детей, их сопровождение в ДОО в соответствии с разработанной программой (планом сопровождения).
Взаимодействие с детьми: не проводилось.
Сотрудничество с родителями: не проводилось.
1.8 Реализация ОД (ООД, выстраивание алгоритма занятий с соблюдением возрастных особенностей, временных рамок; результативность работы с детьми, инициатива детей, рефлексия.
Занятия осуществляю по конспекту в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи подбираю приемы, в интересной и занимательной форме. На каждый момент занятия заготавливаю наглядные пособия, презентации или подключаю интерактивную доску, которые стимулируют и активизируют детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. На занятии использую музыку, которая усиливала эмоциональное восприятие. «Приветствие» проходит в стихотворной форме. Это направлено на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так между взрослым и детьми.
Стараюсь, чтобы занятие включало приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности. Распределяю время, чередую интеллектуальную и физическую деятельность.
Анализирую потребности и проблемы в группе. Вместе с детьми определяем главную, определяем шаги по ее решению. Мотивирую дошкольников на активность, а также определяю усвоение программного материала.
Во время занятий стараюсь общаться с детьми на одном уровне, поддерживать интерес к занятию на протяжении всего времени.
Подведение итогов занятия организовываю в виде рефлексии, используя метод анализа, успешности выполненных задач и метод самооценки детьми своих достижений и возможностей своих сверстников. Сменяемость видов детской деятельности в течение занятия позволили избежать утомляемости детей. Разумное распределение нагрузки и плавное сочетание частей помогает поддерживать стойкий интерес в течение всей деятельности и обеспечивает высокий уровень работоспособности детей. Это помогает создать ситуацию успешности для каждого ребенка.
2. Общий вывод:
С детьми систематически проводилась ООД в соответствии с основной общеобразовательной программой и утвержденным расписанием образовательной деятельности.
На протяжении всего учебного года велась планомерная работа с родителями. В соответствии с годовым планом работы проводились общие и групповые родительские собрания.
Систематически в течение года в родительском уголке обновлялась информация, помещались различные консультации.
В течение года я старалась поддерживать доброжелательную психологическую атмосферу в группе, создавала благоприятные условия для физического и психоэмоционального комфорта детей. Пыталась достичь взаимодействия и взаимопонимания с родителями в воспитании общей культуры детей, в создании эмоционально благоприятного климата.
В течение года вела работу по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через лего конструирование»
Повысила свою педагогическую компетентность, прослушав вебинары. Прошла курсы повышения квалификации по теме «Театрализованная деятельность как средство развития творчества детей дошкольного возраста в условиях ДОО», «Организация образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС : инклюзивное образование, индивидуальный план, адаптированные образовательные программы». Считаю свою работу удовлетворительной.