Людмила Рябуха
Русский фольклор во взаимосвязи с экологическим воспитанием
▼ Скачать + Заказать документы
В словаре русского языка записано : «Фольклор – устное народное творчество». Ставя перед собой задачу, познакомить детей с русским фольклором, мы стремимся дать детям представление о русских народных песнях, плясках, хороводов, запевках, закличках; познакомить детей старшего дошкольного возраста с элементами некоторых, доступных пониманию современных детей народных обрядов и праздников. Нам хочется, чтобы дети узнали истоки отечественной культуры, нравы и обычаи своего народа, которые возникли в далеком прошлом, ведь недаром говорится: «У народа, который не знает своего прошлого, не может быть будущего».
Публикация «Русский фольклор во взаимосвязи с экологическим воспитанием» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Темочки
Фольклор – слово английского происхождения. Его буквальный перевод – народная мудрость. Это очень широкое и глубокое понятие. Широкое, потому что включает в себя очень многое, в том числе и народное искусство – сложное и многогранное явление культуры. Глубокое, потому что живет вместе с народом, уходя корнями в седую древность.
Жизнь народа в далеком прошлом тесно связана с природой, природными явлениями, от умения приспосабливаться к которым часто просто зависело существование самого человека. Поэтому, естественно, что в фольклоре огромное место отводилось природе, временам года. Основным занятием русского народа исстари было земледелие, поэтому масса народных праздников и обрядов носила земледельческий характер.
Полнейшая зависимость от природы заставила земледельца тщательным образом изучить окружающий мир, примечать даже мельчайшие изменения одних явлений природе, улавливать закономерности и связи явлений одних явлений с другими. Все эти наблюдения вылились в целый ряд правил, примет, тонких и верных замечаний, половиц, поговорок, которые о многом могли бы рассказать нам, современным людям.
Знание природы и жизненный опыт вылились в пословицы и поговорки, а непонимание истинных причин многих природных явлений, смены времен года приводило к возникновению многих обрядовый праздников. Так, видя, что приход весны связан с прилетом птиц, и желая обеспечить своевременное начало весны, столь необходимое для проведения зеленных работ, люди обращались с запевками, заклинками к жаворонкам, ласточкам с просьбой скорее вернуться в родные края, выпекали из теста фигурка, птиц, подбрасывали их в воздух, подражали птичьему щебетанию.
Как жизнь народа была тесно связана с природой, так и народное искусство столь же тесно связано с ней. В народных песнях, хороводах, обрядах люди обращаются к природе, как к живому любимая существу, говоря нежно, ласково «березонька раскудрявая, травушка - муравушка, чисто полюшко».
Давая основы экологического воспитания, экологической культуры, мы должны знакомить детей с тем, как надо любить и охранять природу. Так при разучивании песни «Во поле березка стояла» можно рассказать детям о русских народных инструментах (дудке, гудке, балалайке, показать их. Объяснить детям, что делаются они из дерева и срезаются для гудочков всего- то «три пруточка», и из четвертого делают балалайку, а не губят и не ломают все дерево. То есть мы пришли в к выводу: при необходимости использования того или иного фольклорного произведения можно найти такие объяснения для детей, которые дадут возможность включить это песню, хоровод или закличку в репертуар.
И в то же время в русских народных обрядах и праздниках есть такие моменты, которые можно использовать к целой экологической направленностью. Так, например, на Масленицу первый выпеченный хозяйкой блин, по народным традициям, выбрасывается за окно для птиц. А весь фольклорный праздник «Сороки» проникнут большой любовь к птицам, которые на своих крыльях приносят весну: «Ух ты, ласточка, ты касаточка! Ты возьми, возьми ключики, ты запри, запри зимушку, отопри весну да тепло летечко». Такие моменты фольклорных обрядов можно очень широко использовать с целью воспитания у детей любви и бережному отношению к природе.
Дети с большим удовольствием принимают участие в праздниках, узнают много нового и интересного о родной природе, об обычаях и праздников русского народа, жизнь которых была тесно связана с природой.
Фольклорные праздник очень любимы детям, они привлекают всем: и нарядной музыкой, яркими нарядами костюмами. Готовясь к фольклорным праздникам, мы много рассказываем детям о красоте родной природы, с которой неразрывно связано все народное творчество, постоянно напоминаем о бережном отношении к ней.
Готовясь к Масленице, рассказываем детям, как называется каждый из 7 праздничным дней Масленицы и что в среду, которая называется Лакомкой, когда пекут блины, первый блин, по народному обычаю, выбрасывают за окно птицам. Говорим детям, чтобы они рассказали об этом обычае мамам и бабушкам, когда те будут печь блины и попросили у них блин для птиц. В четверг многие дети рассказывали, как они объяснили дома, зачем нужно выбросить блин в окошко. Было очень приятно, что наши дети и их родители последовали этой доброй народной традиции.
Нас радует и то, что многие дети на фоне изобилия музыки, к сожалению, не всегда хорошего звучания (тяжелый рок и т. п., которая их окружает дома, чувствую желание слушать русскую народную музыку, петь народные песни и плясать по-русски.
Праздники «Осенины», «Коляда», «Масленица», «Сороки» стали в нашем саду уже традиционными, прочно заняли свое место. Но у русского народа еще много интересных праздников и обрядов, доступных детскому пониманию, а главное то, что они учат добру, любви к Родине и родной природе.