Дарья Никифорова
Проект «Русские народные сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : «Русские народные сказки»
Вид проекта : образовательно-игровой
Продолжительность проекта : долгосрочный
Участники проекта : дети младшего дошкольного возраста, родители, педагоги, музыкальный руководитель.
Образовательная область: Чтение художественной литературы, социализация, коммуникация, художественное творчество, физическое развитие.
Основное направление проекта : Создание условий для успешной социализации детей дошкольного возраста через использование русской народной сказки.
Публикация «Проект „Русские народные сказки“» размещена в разделах
Актуальность проекта :
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это русская народная сказка.
Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая им необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы позволяют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей.
К сожалению, в настоящее время не все родители видят многогранные возможности этого направления своей деятельности и не в полной мере используют её духовно-нравственный потенциал.
В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни
Сегодня, когда зачастую наблюдается равнодушие и потеря интереса поколений друг к другу, когда разрушаются традиционные способы передачи культуры от родителей к детям, что в итоге ведет к деградации общества в целом, необходимо обучать культуре, точно так же, как любой другой дисциплине.
Русская народная сказка - это почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности. Она вводит детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражает глубокие моральные идеи, учит доброму отношению к людям, показывает высокие чувства и стремления.
Сказка для ребенка – это не что иное, как особое средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества, постижения реальной действительности. Образность сказки, даже более того – ее условность, хорошо усваивается ребенком.
Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь, у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ему еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии.
Поэтому тема проекта «Русские народные сказки» является актуальной.
Цель проекта :
Познакомить детей с русскими народными сказками, прививать любовь и интерес к русскому народному творчеству.
Создание условий для активного использования сказок в деятельности детей.
Задачи проекта :
— формировать у детей знания о русских народных сказках.
— воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
— прививать любовь к книге.
— развивать речь, активизировать словарный запас.
— развивать творчество, фантазию, воображение.
— укреплять взаимоотношения с родителями.
Основные этапы реализации проекта :
Подготовительный:
1. Изучение литературы по проектной деятельности.
2. Опрос родителей и детей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке сказки.
3. Обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;
4. Подготовка методической литературы, иллюстрированных книг с русскими народными сказками, иллюстраций и репродукций по сюжетам русских народных сказок.
5. Разработка конспектов занятий, сценария развлечения ««Путешествие в страну сказок»».
6. Обогащение развивающей среды:
• в книжный уголок – внесение русских народных сказок, иллюстрированных разными художниками; иллюстраций, открыток с изображением героев сказок по мере изучения;
• в речевую зону – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме; изготовление и постепенное внесение театров (на фланелеграфе, плоскостной, настольный, на палочках, пальчиковый);
• в игровую зону – маски, элементы костюмов героев сказок;
• в ИЗО – раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалы для творческих работ, репродукции картин по русским народным сказкам.
Основной:
Совместная деятельность детей и воспитателя.
— знакомство с русскими народными сказками в группе и дома;
— просмотр мультфильмов по сказкам;
— чтение стихов про героев сказок;
— инсценирование русских народных сказок с использованием различных видов театров;
— разучивание потешек;
— дидактические игры;
— рассматривание альбома: «Сказки — загадки»;
— загадывание загадок по сказкам;
— рассматривание альбомов сказок, потешек;
— подвижные игры;
— составление различных видов гимнастик;
— составление комплекса утренней гимнастики по сказкам;
— раскрашивание персонажей сказок;
— выполнение совместной аппликации по сказке «Колобок»;
— изготовление поделок «Любимые герои русских народных сказок»;
— выполнение совместной лепки по сказке «Репка»;
— рассказывание сказок с помощью схем;
— строительство теремка, его заселение «жителями»;
— составление сказок из кубиков;
— выкладывание сказок из пазлов;
— настольные игры;
— инсценирование сказки «Репка» с музыкальным сопровождением;
Самостоятельная деятельность детей.
1. Рассматривание иллюстраций в различных книгах сказок
2. Самостоятельная изобразительная деятельность по сказкам
(рисование, раскраски, лепка, аппликация, ручной труд)
Совместная деятельность детей и родителей.
1. Чтение сказок, просмотр мультфильмов, художественных фильмов по сказкам
2. Заучивание отрывков из сказок.
3. Совместное творчество родителей и детей по изготовлению книжек-малышек и поделок по сказкам.
Заключительный этап:
1. Выставка творческих работ детей по сюжетам сказок (рисунки, аппликации, лепка).
2. Оформление выставки книжек-малышек и поделок «Русские народные сказки»
3. Подведение итогов проектной деятельности.
4. Открытое занятие на тему: «Путешествие по сказкам»
4. Участие родителей в проектной деятельности (Изготовление поделок, книжек-малышек, пополнение библиотеки русскими народными сказками, изготовление и приобретение различных театров)
5. Изготовление лэпбука «Сказка за сказкой»