Наталья Кунина
Проект «Русские народные сказки»
Проект. «Русские народные сказки»
Подготовили проект : воспитатели МБДОУ детского сада №21 комбинированного вида Кунина Н. В., Гордеева Н. Ю. средней группы «Рыбки».
Тип проекта :
• социальный, познавательно-творческий, игровой;
• среднесрочный;
• групповой.
Срок реализации проекта : 2 недели (с 03.05.2018 г. по 17.05.2018 г.).
Участники проекта :
• Педагоги, воспитатели группы;
• Дети средней группы (возраст детей 4-5 лет);
• Родители.
Актуальность проекта.
Публикация «Проект „Русские народные сказки“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
«Чтение в годы детства – это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души»
В. Сухомлинский
Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература. Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, загадки, поговорки. Произведения народного творчества не утратили своего воздействия на ребенка и в наши дни. В устных произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа. Просто и убедительно говорит сказка о победе добра над злом, правды над ложью, о торжестве справедливости. Положительный герой сказки всегда побеждает.
Сказка близка ребёнку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира.
Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через неё легче обучать и воспитывать. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное – развиваются всесторонне.
Цель проекта : познакомить детей с русскими народными сказками, создать условия для духовно-нравственного развития ребёнка.
Задачи проекта :
Задачи для детей:
1. Вызвать интерес и желание читать, слушать русские народные сказки.
2. Учить детей самостоятельно определять главных героев и цели их деятельности.
3. Учить рассуждать о результатах взаимодействия героев, видеть жизненные правила.
4. Развивать у детей познавательную активность, творческие способности, коммуникативные навыки.
5. Совершенствовать у дошкольников способы внеситуативно-личностного общения.
Задачи для педагогов:
1. Формировать у детей знания о русских народных сказках.
2. Воспитывать любовь к сказке, народному творчеству, художественному слову.
3. Научить детей оценивать поступки героев.
4. Развивать речь, активизировать словарный запас.
5. Развивать творчество, фантазию, воображение.
6. Способствовать развитию совместного творчества родителей и детей.
7. Вызвать заинтересованность родителей жизнью в ДОУ и желание в ней участвовать.
Задачи для родителей:
1. Участвовать вместе с детьми в решении задач проекта.
2. Развивать эмоциональную сферу дошкольников.
3. Развивать творческие способности детей.
4. Совершенствовать навыки общения с детьми.
5. Помощь и участие в реализации проекта, жизни группы.
Продукты проектной деятельности : детские работы по теме проекта «Русские народные сказки» : выставка детских рисунков, лепка: «Колобок», рисование: «Наши сказки».
Итоговое мероприятие: Игры-драматизации по сказкам «Репка», «Теремок». Коллективная работа «Любимая сказка».
Ожидаемые результаты.
В процессе взаимодействия педагог – дети – родители в реализации проекта :
Дети:
1. Дети познакомятся с русскими народными сказками;
2. У детей повысится интерес к рассказыванию сказок, рассматриванию иллюстраций;
3. Через имитацию образа героев сказок научатся различать добро и зло; характеризовать поступки, поведение; выражать эмоции и понимать чувства других.
4. Повысится доля детей с развитой речью, увеличится словарный запас.
Родители:
1. Совместная деятельность будет способствовать детско-родительским отношениям.
2. Повысится количество родителей, участвующих в совместных мероприятиях.
Педагоги:
1. Составление картотеки с речевым материалом (пословицы, поговорки, загадки о сказках, сказочных героях).
2. Изготовление совместных творческих работ с детьми и родителями.
3. Разработка методических рекомендации для воспитателей и родителей.
4. Оформление проекта.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I. Подготовительный этап:
Определение темы проекта.
Формулировка цели и задач.
Подбор художественной литературы, наглядного материала (иллюстрации, картины, фотографии).
Составление перспективного плана реализации основного этапа проекта. Разработка планов-конспектов организованной образовательной деятельности.
Обогащение развивающей среды.
Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности, дидактических игр, сюжетно-ролевых игр.
Составление для родителей рекомендательного списка художественных произведений для совместного чтения, просмотра, обсуждения.
II. Основной этап реализации проекта :
Содержание деятельности педагога:
Изменить предметно-развивающую среду в группе в соответствии с проектом;
Подобрать экспонаты для создания мини-музея сказки;
Организовать выставку поделок и рисунков «Лукошко сказок» силами педагогов, детей и их родителей;
Подобрать русские народные сказки и иллюстрации к ним;
Чтение русских народных сказок с последующим просмотром мультфильмов по ним;
Подобрать настольные игры по сказкам;
Подобрать раскраски по русским народным сказкам;
Узнать у детей и родителей, какие книги читают дома, есть ли в домашней библиотеке сказки.
Попросить родителей вместе с детьми принять участие в изготовлении поделок и рисунков для оформления выставки декоративно-прикладного искусства «Лукошко сказок».
Содержание деятельности родителей:
Содержательно проведённое с ребёнком время, желание принимать участие в совместных мероприятиях, общие интересы;
Активное участие родителей в жизни детского сада и группы;
Рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.
Система мероприятий с детьми.
Образовательно-практическая часть.
Утренний кружок «Начало дня» :
Беседы: Знакомство с историей возникновения сказок : почему сказка называется сказкой; разные виды сказок; сказки волшебные и сказки о животных; персонажи русских народных сказок – какие они; сказки народные и сказки авторские; чему учат все сказки; разговор о правилах безопасного поведения дома и на улице (с использованием сюжета сказок «Гуси-лебеди», «Колобок», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят»);
просмотр мультфильмов по сказкам «Гуси-лебеди», «Девочка и медведь», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Кот, петух и лиса», «Теремок», и т. д.
Пальчиковые игры: «Маленькие мышки», «Дружба», «Зимняя прогулка», «Строим дом», «Волк и белка» и др. ;
Подвижные игры: «Баба Яга» (хоровод, «Баба Яга») дразнилка, «Поймай колобка», «Гуси и серый волк», «Мыльные пузыри», «Раздувайся, пузырь», «Кошки – мышки», «Лиса и зайцы», «Водяной», «Бабушка Маланья», «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди», «Кот и мышь», «Курочка-хохлатка», «Золотые ворота».
Литературный центр:
Рассматривание иллюстраций русских народных сказок, чтение и рассказывание русских народных сказок; беседа по прочитанной сказке, просмотру мультфильмов, обсуждение русских народных сказок» : «Петушок – золотой гребешок», «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «По щучьему велению», «Морозко», «Снегурочка», «Три поросенка», «Заюшкина избушка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Царевна лягушка», «Зимовье зверей», «Снегурушка и лиса», «Маша и медведь», «Как коза избушку строила», «Кот, Петух и Лиса», «Теремок», «Лиса и заяц», «Лиса и гуси», «Лиса и козел», «Лиса и журавль», «Жихарка», «Смоляной бычок».
Проведение настольно-печатных, дидактических, словесных игр.
Рассказывание сказки по иллюстрациям.
Рассказ о любимом сказочном герое по рисункам в книге «Наши любимые сказки».
Заучивание монологов, пословиц по сказкам.
Разрезные картинки «Назови сказку».
Центр искусства:
Лепка: «Колобок».
Рисование: «Пузырь, соломинка и лапоть», «Курочка Ряба», «Лиса и волк», «Теремок», «Кот петух и лиса», «Волк и семеро козлят», «Колобок».
Аппликация: «Избушка лубяная и ледяная», коллективные аппликации по сказкам «Лиса и журавль», «Колобок», «Кот петух и лиса», «Лиса и журавль».
Конструирование: «Теремок», «Заюшкина избушка».
Центр естествознания:
Проведение опыта-эксперимента: «Тонет – не тонет» (по сказке «Пузырь, соломинка и лапоть»).
Сравнение сказок «Теремок», «Рукавичка» и «Кувшин».
«Книжкина больница» (ремонт книг).
Центр математики и манипулятивных игр.
Дидактические игры: «Мои любимые сказки», Лото «Теремок», «Из какой сказки этот предмет», «Назови сказку», «Угадай сказочного героя», «Угадай сказку по песенке героя», «Какие сказки перепутались».
Выкладывание образов сказочных героев из геометрических фигур и счётных палочек.
Пазлы «Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят».
Центр драматизации и сюжетно-ролевой игры:
Игры-драматизации по произведениям: «Репка», «Колобок», «Теремок».
Сюжетно-ролевая игра «В театре».
Игра «Превращение».
Совместная с воспитателем инсценировка сказок : «Колобок», «Репка», «Теремок».
Обыгрывание сюжетов сказок : «Волк и Лиса», «Петушок – Золотой Гребешок», «Лисичка со скалочкой».
Центр строительства и конструирования:
Строительство из крупного строителя «Заюшкина избушка».
Строительство из конструктора «ЛЕГО» – «Теремок».
III. Заключительный этап.
Подведение итогов проектной деятельности.
ВЫВОДЫ.
Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому они с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях: научились слушать сказки в исполнении педагога; с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывают новые, свои сказки. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь.
Родители поддержали педагогов, приняли активное участие в наполнении развивающей среды в группе, проявили инициативу, читая детям дома все больше сказок; приняли участие в обсуждении вопросов о детском чтении.
Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей; а также способствовала возникновению интереса и желания у родителей принять участие в проекте «Русские народные сказки» – сблизила детей, родителей и педагогов группы.
Список использованной литературы
1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. – М., 2003.
2. Васильева М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду – М., Мозаика-Синтез, 2009г. ;
3. Веракса Н. Е. Примерная общеразвивающая программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы. Издательство Мозаика – Синтез Москва, 2014г. ;
4. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., Сфера, 2007г. ;
5. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие. – М., Мозаика-Синтез, 2012г. ;
6. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. – М., ТЦ «Сфера», 2001г. ;
7. Новиковская О. А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 4-5 лет». –С-Пб., «Паритет» 2007г.
8. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети». – М., АРКТИ, 2010г.