Белякова Надежда Михайловна
Проект «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»
Цель: развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало, чувства, чтобы он не вырос бездушным, равнодушным человеком.
Задачи:
1. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказ-ками.
2. Побуждать у детей интерес к русским народным сказкам
3. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
4. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сего-дняшнего и в особенности завтрашнего человека.
Публикация «Проект „Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
5. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
6. Воспитывать бережное отношение к книге, учить правилам пользования книгой.
Актуальность: В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской же-стокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким лю-дям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены пред-ставления о нравственных качествах : о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с раннего возраста необходимо показывать малышу нравственную суть каждого поступка.
Срок реализации: начало работы по теме ___
Предполагаемый срок окончания___
Этапы:
1. подготовительный
2. основной
3. заключительный
Ожидаемые результаты:
1. Дети применяют накопленные практические навыки нравственных норм поведе-ния в социуме.
2. Дети различают полярные понятия «хороший» - «плохой», «красивый» - «некра-сивый», «правда» - «ложь», «добро» - «зло» и т. д. в сказке и в жизни.
3. Дети делают самостоятельный нравственный выбор.
4. Дети распознают настроение по мимике: радость, гнев, удивление, печаль.
5. Дети умеют выражать чувства и переживания словами.
6. Улучшение состояния воспитания нравственных качеств детей младшего до-школьного возраста, отслеживание динамики роста нравственных показателей.
7. Разработка методических рекомендаций для воспитателей младших групп.
Эта-пы
Месяц Формы работы Практиче-ские выходы
Работа воспита-теля Работа с деть-ми Работа с роди-телями
сен-тябрь Подбор и изуче-ние методиче-ской литерату-ры.
Подбор матери-ала необходи-мых для работы с детьми.
Постановка це-лей и задач по данной теме. Чтение и пере-сказ сказки «Курочка Ря-ба»
Рассматрива-ние иллюстра-ций к сказкам.
Консультация «Сказка в жиз-ни вашего ре-бенка»
октябрь
Работа с интер-нет – ресурсами для изучения передового опы-та педагогов по изучению про-блемы воспита-ния нравствен-ных качеств дошкольников.
Знакомство со сказками «Ко-лобок», «Реп-ка», «Тере-мок»; Наглядно-информацион-ное сотрудни-чество «Что и как читать дома детям».
ноябрь Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми»
Создание карто-теки сказок для работы с детьми.
Прослушива-ние звукозапи-сей детских сказок.
Рассматрива-ние иллюстра-ций к сказкам.
Конкурс среди детей и их ро-дителей "Мой любимый ска-зочный герой"
декабрь Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с рус-скими народны-ми сказками и дисками. Чтение сказки "Теремок" и дидактическая игра "Найди знакомого ге-роя сказки" Родительское собрание: «Сказка ложь – да в ней намек»
Привлечь ро-дителей попол-нить библиоте-ку, «Новыми книгами, дис-ками».
январь Изучение темы: «Сказка как средство духов-но – нравствен-ного развития личности ребен-ка»
Применять цита-ты из сказок в режимных мо-ментах.
Показ настольного театра по сказкам «Реп-ка», «Коло-бок», Курочка Ряба». Анкетирование родителей «Роль сказки в воспитании де-тей».
февраль Изготовление пальчикового театра по сказ-кам «Репка», «Колобок», Ку-рочка Ряба»
Настольно- печатные игры по мотивам сказок (лото, разрезные картинки)
«Парные кар-тинки». Приобщение родителей к из-готовлению пальчикового театра
март Обустроить уго-лок ряженья
Изготовление настольно –печатных игр по мотивам сказок.
Беседы «Какие сказки я знаю»
Консультация для родителей: «Как выбрать полезную кни-гу»
апрель Изучение темы: «Роль сказки в воспитании де-тей».
Рассматрива-ние иллюстра-ций к сказкам.
Д/И «Назови меня»
Индивидуаль-ные консульта-ции и беседы с родителями на темы: «Как по-дружить ребен-ка с книгой», «Особенности чтения сказок о животных».
май Самоанализ плана по само-образованию.
Обыгрывание сказки «Репка» Презентация: «Какая пре-лесть эти сказ-ки»
Используемая литература:
- Гриценко З. А. «Ты детям сказку расскажи» М., 2003.
- Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй млад-шей, средней, старшей, подготовительной группах детского сада. – М. : Мозаика – Синтез, 2012, 2013.
- Гурович Л. М. Ребёнок и книга. (Пособие для воспитателя детского сада). С Пб. : Детство - Пресс, 2000.
- Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников// Дошкольное воспитание. 2005.- №1. – с. 18-28.
- Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошколь-ный возраст). - М. : Педагогика, 1999.
- Нравственное воспитание на современном этапе. (Материалы конференции). - М. : МГПУ, 2001.
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошколь-ного образования. /Под ред. Веракса Н. Е. 2014 – 368с.
- Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. - М. : Мо-зайка-Синтез, 2010.
Подласый И. П. Педагогика. - М., 1999г.