Ирина Ефремова
Русская народная подвижная игра как средство приобщения дошкольника к здоровому образу жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые годы жизни ребенка, в годы дошкольного детства. От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно организовать развитие ребенка с самого раннего возраста.
Публикация «Русская народная подвижная игра как средство приобщения дошкольника к здоровому образу жизни» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Народная культура, фольклор
- Подвижные игры для детей
- Русские народные игры
- Русские народные подвижные игры
- Темочки
В настоящее время детская игровая культура во многом утрачена. Игры детей зачастую однообразны, а иногда это просто копирование мультфильмов, различных программ. Сокращается двигательная активность детей в семье (дети привязаны к телевизору и компьютерным играм). А это значит, что теряется творческая природа игры, обедняются содержание и сюжеты, а значит и внутренний мир ребенка. Ограничиваются возможности его самовыражения и развития. Как изменить положение? Как сделать игру увлекательной, разнообразной и востребованной? И как нужно воспитывать ребенка, что бы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? В этой ситуации обращение к народным играм – основе игровой культуры в целом – это не только духовное обогащение ребенка, но и огромный потенциал для его физического развития.
Я считаю, что, решая эту проблему, необходимо сконцентрировать внимание на детском периоде жизни, так как именно этот период определяет развитие потенциальных возможностей взрослого человека.
В связи с этим определим цель, задачи и содержание деятельности.
Цель: приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через народные подвижные игры.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Формирование основ здорового образа жизни, развитие двигательных способностей, умений и навыков при помощи русской народной подвижной игры.
2. Развивать интерес и расширять кругозор представлений о разнообразии русских народных подвижных игр.
3. Познакомить детей с правилами русской народной подвижной игры, формированием умения четко выполнять их, проявляя находчивость, выдержку, ловкость и самостоятельность.
4. Формировать у детей чувство причастности к истории, культуре, традициях русского народа. Используя русскую народную подвижную игру.
5. Создавать условия для формирования взаимоотношений детей со сверстниками и взрослыми, проявлять сопереживание, взаимопомощь.
6. Привлечь родителей к образовательному процессу.
Формы организации оздоровительной работы
Оптимальный двигательный режим – важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют: систематические занятия физическими упражнениями и спортом, укрепление и сохранение здоровья, развития физических способностей, двигательных навыков.
Одной из форм организации оздоровительной работы, приобщения к ЗОЖ являются русские народные подвижные игры. Подвижные игры – естественная форма физических упражнений детей, соответствующих их анатомическим и психологическим особенностям.
Радость движения сочетается в русских народных играх с духовным обогащением детей. В них заключается огромный потенциал для физического развития ребенка, формируется устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств.
Русская народная подвижная игра – это школа воспитания, где удивительно совершенные и ценные произведения народного творчества, создавались и оттачивались десятками поколений, вбирая в себя опыт целого народа. Русские народные подвижные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития. Игра развивает у детей ловкость, меткость, быстроту и силу, моторику, воображение, функции зрения, тренирует реакцию и координацию движений, воспитывает навыки общения. Игра формирует высокую нравственность. Русские народные подвижные игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. Она учит премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Народные игры разнообразны, развлекательны и эмоциональны. Они доступны для детей, начиная с дошкольного возраста, но не менее интересны и для взрослых. Раньше, после тяжелого трудового дня, взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать.
Русские народные игры очень многообразны : детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками. Характерная особенность народных подвижных игр – движение в содержании игры (бег, прыжки, метание, броски, передачи и ловля мяча и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется. Они просты и общедоступны. В них каждый может найти себе активную роль по силам и способностям. Атрибуты для этих игр могут быть изготовлены самими учащимися, большинство игр не требует специально оборудованного для этого места. Даже для подвижных игр достаточно обычной лужайки или «пятачка» во дворе. В нее можно играть на прогулках, во время вечернего отдыха, на семейных праздниках. Игры на свежем воздухе, особенно в весеннее-осенние периоды, повышают устойчивость к простудным и инфекционным заболеваниям, а так же к вредным влияниям неблагоприятной внешней среды.
Таким образом, русские народные подвижные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности.
Русские народные подвижные игры, в комплексе с другими воспитательными средствами, представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
В русских народных подвижных играх радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируется уважительное отношение к культуре родной страны и создается эмоционально – положительная основа для физического развития и формирования ценностного отношения к физической культуре.
Для этого в группе, в детском саду созданы все условия: спортивный зал, спортивная площадка, участок для прогулок. В группе: спортивный уголок со стандартным и нестандартным оборудованием, картотека народных игр по возрастам. На каждый возрастной период нами разработано планирование подвижных игр.
Ежемесячно организуется непрерывная образовательная деятельность, которая включает в себя знакомство детей с русскими народными играми, устным народным творчеством, с историей русского народа, с изделиями разных народных промыслов, занятия оздоровительного цикла «Хочу быть здоровым», «Путешествие в страну Неболейка».
В повседневной деятельности мы используем разные виды гимнастик, физкультминутки, прогулки, закаливания, различные виды игровой деятельности (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, спортивные, народные игры, игры-драматизации).
Систематически проводятся спортивные развлечения, досуги, подвижные игры, эстафеты, связанные с сезоном года.
Русская народная подвижная игра как средство
приобщения к здоровому образу жизни
Знакомство детей с русской народной подвижной игрой мы начали с младшего дошкольного возраста. Ведь они привлекают своей простотой, напевностью, эмоциональностью. Важно было привлечь внимание детей к игре, привить желание играть. Для этого использовались простые игры типа: «Догоните меня», «Васька серенький», «У медведя во бору», «Наседка и цыплята». Эти игры строятся на основе опыта детей, представлений, знаний об окружающей жизни, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Главное, чтобы игровые образы были понятны и интересны детям. Основными методами знакомства с русской народной подвижной игрой были наглядные, словесные, игровые. К концу года дети с удовольствием играли со мной. Это был подготовительный этап в моей работе.
Более углубленно продолжили работать в средней группе. Теперь передо мной стояла задача – познакомить детей с русской народной подвижной игрой. Научить понимать поставленную перед ними задачу, ввести понятие водящий, выполнять роль водящего в игре, правила, совместно играть, понимать слова диалекта. Объяснение новой игры проходило по-разному, в зависимости от ее вида и содержания. В ходе игры я привлекала детей к ее содержанию. Задавала один-два уточняющих вопроса, чтобы убедиться, что ребята поняли ее правило. Объясняла последовательность игровых действий, слова диалекта, расположение игроков и атрибутов, правила игры. Иногда коротко рассказывала о сюжете игры, объясняя роль водящего. Следила за точностью движений. Использовала игру не только в свободной деятельности, на прогулках, но и в различных видах НОД. В своей работе придерживалась следующих принципов:
1. Игра должна быть понятна, доступна по выполнению, интересна детям.
2. При ознакомлении с игрой на роль водящего выбирается шустрый, смышленый ребенок.
3. Ведущего может назначать:
- воспитатель. При этом он должен кратко обосновать свой выбор и подробно объяснить водящему его задачу.
- участники игры. Этот способ нужно чаще применять, так как он основан на инициативе ребят, и, кроме того, водящий, выдвинутый коллективом, всегда старается как можно лучше справится с задачей игры.
- персонаж.
4. Действия водящего заключаются в легком касании рукой убегающего, нельзя хватать за одежду, толкать, захватывать в объятия.
5. В процессе игры убегающим детям следует смотреть не только на того, кто их ловит, но так же обращать внимание на других участников во избежание столкновения.
6. Во время игры произносить рифмовки вместе с детьми (ребенком, задавая необходимый ритм тех движений, которые включены в игру.
7. В конце игры дать положительную (для малышей) оценку игры, похвалить ведущего, активных детей, а так же робких, застенчивых малышей, обратить внимание на выполнение правил.
8. Игру проводить не более 2-3 раз. Для того чтобы сохранить интерес к игре.
Важным является то, что в подвижных народных играх воспитываются психофизические качества: ловкость, быстрота, выносливость, сила, координация движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве.
У русских народных игр есть свои признаки: это орнаменталика, считалки, заклички, припевки, небылицы-перевертыши. Познакомимся с каждым из этих признаком поближе.
Игровая орнаменталика – обязательный признак народных игр. К ним можно отнести: язык игры (понятийность, речевой словарь); музыку, ритмику, если она входит в контекст игры; игровые жесты; фольклорные говорилки, жеребьёвки, дразнилки, речевые подковырки, заклички, приговорки, считалки.
Считалка – это рифмованный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий с подчёркнуто строгим соблюдением ритма. Посредством считалок играющие делят роли и устанавливают очерёдность для начала игры.
Заклички – ещё один орнаментальный компонент народной игры, они относятся к группе фольклора, которая утратила своё значение в мире взрослых и перешла к детям. Это обращения к явлениям неживой природы (к солнцу, дождю, радуге, которые в языческой Руси использовались для определённых земледельческих обрядов. Позднее эти обрядовые действия стали исполняться в детских народных играх, выполняя уже не религиозную, а ритуальную функцию. Чаще всего дети исполняют заклички хором, нередко они становятся игровыми припевками («дождик, дождик пуще, дам тебе я гущи…», «радуга-дуга, наклони свои рога…»). Именно заклички могут «украсить» любую народную игру, сделать её драматичнее, театральнее. Хор детских голосов, дружно выкрикивающий закличку, создаёт в группе хорошее настроение, побуждает к активному действию, заставляет детей подчиняться определённому игровому ритму.
Следует также отнести к орнаментальным компонентам игры игровые аксессуары (костюмы, бутафорию, атрибуты). Поэтому в группе есть уголок «для ряженья». Он не только обогащает игровую деятельность детей, но и позволяет полноценно организовать театральную деятельность детей.
Познакомлю с классификацией (условно) русских народных подвижных игр.
1. Игры, отражающие историческое наследие русского народа «Быт русского народа», в котором применяются народные игры, отражающие повседневные занятия наших предков: «Горшки», «Башмачник», «Лапти», «Поясок».
2. Игры, отражающие отношение человека к природе. Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Эти игры воспитывают доброе отношение к окружающему миру: «Заинька-беленький», «В коршуна», «В медведя», «Ручеек».
3. Игры, отражающие игры сверстников прошлых столетий. Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию. К этому разделу относят игры: «Горелки», «Жмурки», «Ловишка», «Опоясье», «Краски» и др.
4. Игры, которые дают возможность помериться силой и ловкостью, побуждают стремление детей стать сильнее, победить всех: «Тяни в круг», «Бой петухов», «Перетяни за черту», «Взятие снежной крепости», «Цепи кованы», «Перетягивание каната», «Вытолкни за круг» и их различные варианты. Эти игры очень нравятся мальчикам, в них каждый желающий может проявить себя, ведь они не только развивают силовые качества, но и учат честным отношениям друг к другу.
Результаты работы
Благодаря проведенной работе и внедрению новой технологии из года в год просматривалась положительная динамика в приобщении детей к ЗОЖ, посредством русской народной подвижной игры.
Вся наша работа дала положительные результаты: дети стали меньше болеть, повысился показатель физического развития (по данным мониторинга). Игра стала многообразна, движения быстрые и красивые, а дети сильные, ловкие, выносливые. Они могут не только сами организовать игру, но и дать ей оценку. Во время игры проявляли смекалку, выдержку, волю и стремление к победе.
Анкетирование родителей показало, что в семье больше стали уделять внимание здоровому образу жизни : увеличилось время прогулок на свежем воздухе, предпочтение отдается не просмотру телепередач и компьютерным играм, а подвижным играм, катанию на велосипеде, роликах, коньках.
Таким образом, народные подвижные игры являются эффективным средством приобщения детей к здоровому образу жизни.
Вывод К. Д. Ушинский доказал, что система воспитания, построенная соответственно интересам народа, развивает и укрепляет в детях ценнейшие психологические черты и моральные качества - патриотизм и национальную гордость, любовь к труду. Он требовал, чтобы дети, начиная с раннего возраста, усваивали элементы народной культуры, овладевали родным языком, знакомились с произведениями устного народного творчества. Благодаря знакомству с русскими народными играми в детском саду, мы сохраняем свои традиции, передаем будущему поколению, тем самым обеспечиваем духовное здоровье наших детей. Безусловно, эти игры – национальное богатство, и важно, чтобы дошкольники их знали и любили. Задача педагога заключается в том, чтобы научить детей играть активно, самостоятельно и с удовольствием, тогда они дадут положительные результаты и исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием.