Татьяна Мусорина
Руководство игровой деятельностью детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Руководство игровой деятельностью детей
дошкольного возраста.
Эффективность игровых методов и приемов определяется качеством руководства детской деятельностью. При этом воспитатель должен помнить, что содержание и формы руководства на каждом возрастном этапе должны быть различными. Рассмотрим это на конкретных примерах.
Младший дошкольный возраст.
Публикация «Руководство игровой деятельностью детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Осуществляя руководство детской деятельностью, воспитателю следует максимально использовать игровые формы. Указывая ребенку на тот или иной недостаток в его деятельности, важно подчеркнуть, какие неудобства или трудности это создает для игрового персонажа. Например, если малыш нарисовал домик без окон, воспитатель от имени зайки может сказать, что ему страшно сидеть в темноте.
Практика показывает: оценивать работы детей целесообразно по ходу занятия, а не в конце его. При этом и замечания, и подсказки (как исправить) должны исходить не от педагога, а от игрового персонажа : зайчонок, а не воспитатель, просит малыша нарисовать окно в домике.
Такая форма занятий способствует естественному переходу учебного задания в игру. Дети, включившись в воображаемую ситуацию и с удовольствием пребывая в ней, воспринимают новые игровые действия как продолжение предыдущей игры.
Чтобы объединить основную часть занятия с последующей игрой в логическое целое, вводится еще один персонаж, например, зайчиха-мама. От лица этого персонажа воспитатель может предложить выполнить те или иные игровые действия, которые будут способствовать формированию или закреплению нужных навыков и умений.
Педагогу легко включиться в такую игру в качестве равноправного партнера, увлеченно участвовать в ней, на личном примере показывая образцы ролевого поведения. Пример такого ролевого участия мы видели на занятии у Инголовой Надежды Борисовны. Она взяла на себя роль Старичка - Лесовичка и действовала в соответствии со взятой ролью.
С детьми, которые выполнят задание раньше других, педагог проводит индивидуальные беседы (с тремя-четырьмя детьми в течение одного занятия). Такие беседы очень важны, потому что способствуют установлению доверительных отношений между взрослым и ребенком. Желательно, чтобы тема беседы отвечала учебному и игровому содержанию занятия.
Для стимулирования развития игры беседу желательно строить как разговор двух игровых персонажей, например мамы-зайчихи и зайчонка (за зайчиху говорит воспитатель, за зайчонка – ребенок). Делясь с воспитателем впечатлениями о том, что и как он только что делал, ребенок получает практические навыки ведения ролевого диалога, осознает, чему он научился, и как будет поступать в дальнейшем.
Необходимо подчеркнуть: развитие речи не является целью индивидуальных бесед. Если ребенок затрудняется с ответом, не надо требовать и тем более не следует добиваться, чтобы он отвечал в развернутой форме (особенно в начале года). Можно подсказать малышу, что он должен говорить за своего персонажа. Самое главное – создать атмосферу живого и интересного общения.
Средний дошкольный возраст.
В этом возрасте продолжается работа по созданию у детей установки на получение качественного результата.
Ребенок учится соотносить полученный результат с поставленной им целью и оценивать выполненную работу с точки зрения значимых для него самого качеств.
Принимая определенную роль и действуя в ней, ребенок спокойно воспринимает критические замечания педагога, не реагирует отрицательно на свой неуспех. Он относится к критике как к напоминанию выполнять определенные правила игры, в которую вместе с ним играет взрослый. Благодаря этому у детей появляется желание довести начатое дело до конца и добиться результата.
Старший дошкольный возраст.
Особое внимание в старших группах следует уделять формированию самооценки и самоконтроля. Очень важно так организовать процесс обучения, чтобы каждый ребенок в любом виде деятельности добивался нужного результата.
Успехи и неудачи при выполнении заданий действуют на большую часть детей этого возраста так же, как и раньше: успех радует, вдохновляет, а неудача приводит к растерянности и отказу от работы. Задача взрослого состоит в том, чтобы научить детей не драматизировать неудачи, а относиться к ним как к естественному процессу. «Не ошибается тот, кто ничего не делает».
В результате психолого-педагогических исследований установлено: правильная организация деятельности старших дошкольников состоит в том, чтобы, опираясь на игру, постепенно подводить детей к выполнению учебных заданий. В начале года преобладают задания в форме игры, а руководство и анализ детских работ проводится в игровой форме. К концу года соотношение заданий, даваемых в игровой и учебной форме, должно постепенно меняться: предпочтение отдается учебным заданиям. Вполне достаточно сказать детям: «Хотите познакомиться с новым приемом работы краской?»
Кроме того, к концу старшего дошкольного возраста становится возможным учить детей различать игровые и учебные задания, понимать, что учебное задание является обязательным и его надо выполнять независимо от того, хочется тебе этого или нет. А при использовании игровых форм обучения необходимо выделять моменты, важные для овладения предпосылками учебной деятельности : точное выполнение правил, строгое распределение действий между участниками и т. п.
В течение учебного года занятия следует строить таким образом, чтобы благодаря игровым методам и приемам внимание детей постепенно переводилось с результата выполняемых действий на способ получения этого результата.
Очень важно обучать дошкольников взаимодействию друг с другом. Работа по данному направлению начинается с формирования заинтересованного отношения к общему продукту.
На первых занятиях общий продукт должен создаваться всей группой.
Дальнейшие занятия направлены на формирование совместной деятельности двух детей и разного рода взаимодействий между ними. Такое взаимодействие должно восприниматься детьми как действительно необходимое для успеха предстоящей работы. Например, при создании общей картинки дети должны договориться о том, кто будет рисовать предмет, который может быть изображен только в единственном числе. Целесообразно заранее показать, к каким нелепостям приводят несогласованные действия: например, если на общей картинке про двух жадных медвежат будут нарисованы две головки сыра, то теряется весь смысл.
Предметом обсуждения и согласования последовательно становится: время года, когда разыгрываются изображаемые события, а также тот момент из жизни персонажей, который будет изображен на обоих рисунках.
Опыт педагогов, работающих по данной методике, показывает, что дети начинают рисовать «общие картинки» и в свободное от занятий время. При этом они объединяются в пары на основе личных, дружеских отношений. Ни в коем случае нельзя навязывать ребенку другого партнера. Важно высказывать одобрение по поводу такой дружной работы, демонстрировать их рисунки (если они получились удачными) другим детям.