Дильшад
Роль экологической культуры в развитии познавательных процессов у дошкольников
Актуальность
«Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем
сердцем
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала,
Не наукой, а частью души!»
Публикация «Роль экологической культуры в развитии познавательных процессов у дошкольников» размещена в разделах
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Охрана окружающей среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводит к ухудшению экологической ситуации. В последние годы напряженность экологической обстановки возрастает с каждым днем. Высоким остается уровень загрязнения поверхностных вод, почв, атмосферного воздуха. Быстро снижается биологическое разнообразие природы России: гибнут экосистемы лесов, многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения.
На долю нынешнего поколения выпадает решение задачи экологического оздоровления России и планеты Земля в целом.
1. Необходимо научиться гуманно и бережно относиться к природе. Для этого надо воспитывать экологическое сознание и ответственность за состояние окружающей среды с дошкольного возраста.
2. Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых - воспитателей и родителей.
3. Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности.
Тема: Роль экологической культуры в развитии познавательных процессов у дошкольников Цель : Формирование предпосылок экологического сознания; Формирование у детей элементов экологического сознания к природе; Формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе, при этом деятельность должна носить природоохранительный характер; Развитие экологически воспитанной личности; Развитие познавательных процессов дошкольника через экологическую культуру. Задачи: 1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы. 2. Повысить экологическою грамотность в области экологического воспитания. 3. Обновить содержание, формы и методы работы с детьми в соответствии с используемыми программами. 4. Обеспечить непосредственное общение детей с живой природой, вовлечь в активную природоохранную деятельность. 5. Составить перспективный план работы; 6. Разработать анкеты-опросы для родителей.
План работы по самообразованию на 2022- 2023 учебный год
Месяц Форма работы с
детьми самореализация
с педагогами
с родителями
Сентябрь 1. Беседа «Что нас окружает?» 2. Д. И «С какого дерева лист»
3. Чтение худож. литературы «Береза» С. Есенин Подборка мультимедийных презентаций к занятиям.
Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для непосредственно образовательной деятельности с детьми. Консультация «Экологическое воспитание в семье» Разработать анкеты опросы для родителей
Октябрь 1. НОД «Путешествие в осеннюю сказку»
2. Д. И «Чей след?» 3. Чтение худ. литер. «Зайчик» А. Блок. 4. Лепка «Зайчик». Разработать проект «Золотая» Оформление родительского уголка по теме «Игры по экологии осень»
Ноябрь 1. Беседа на тему «Птицы родного края» 2. Д. И «Составь рассматривание иллюстраций о птицах», «Птичье лото» 3. Составление описательных рассказов о птицах. 4. Опыты с воздухом Изготовление дидактических игр по темам
Привлечение родителей к участию в конкурсе- выставке совместного творчества поделок из природного материала «Осенние фантазии»
Декабрь 1. Наблюдение за зимующими птицами на участке. 2. НОД «Как лесные звери проводят зиму» 3. Чтение худож. литературы «Как ежик зиму перезимовал» В. Варанжин. 4. Изготовления и украшение кормушек для птиц. Подборка художественной литературы для свободного чтения Открытое интегрированное занятие Дать родителям информацию о прогулках в детском саду, мероприятиях и видах деятельности на улице, подвижных игр. Фотовыставка «Я и мой любимый питомец»
Январь 1. НОД «Пришла красавица зима» 2. Д. И «Когда это бывает?», «Найди ошибку», «Чей силуэт?» 3. Чтение худож. литературы «Сыплет, сыплет снег охапками…» С. Маршак. Пополнить картотеку дидактических игр по экологии Консультация «как воспитать ребенка не равнодушным к природе»
Февраль 1. Беседа на тему «Февраль самый трудный месяц для животных леса» «Что такое заповедник». 2. Д. И. «Где кто зимует», Разрезные картинки», «Дикие и домашние животные». 3. Рисование «Зимние забавы» 4. Чтение «Экологических сказок Проект «Огород на окне» Провести акцию для воспитателей «Покормите птиц зимой» Оформить папку - передвижку на тему «Природа наш общий дом».
Март 1. Беседа на тему «Путешествие растений», «Зачем нужно беречь природу?», «Зеленая аптека» 2. Рассматривание картин и иллюстраций о деревьях и растениях. 3. Чтение худож. литературы «Весна» И. Токмакова, «Весенние воды» Ф. Тютчев. 4. Опыты с магнитом. Подбор материала для оформления картотеки по теме «Деревья», «Растения», «Птицы», «Насекомые», «Цветы» Консультация для педагогов «ознакомление с явлениями природы детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Весенние прогулки»
Апрель 1. Экспериментирование с песком. 2. Составление кроссвордов о растениях. 3. Д. И. «Вспомни и назови», «Кто что ест». 4. Поделки из природного материала. Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов, игр на познание. Картотека опытов и экспериментов для детей 5- 6 лет. Открытый показ НОД Привлечение родителей к созданию уголка «Юные исследователи. Изучаем и познаем мир».
Май 1. Д. И. «Расскажи какой цветок» 2. НОД «Первые цветы на участке». 3. Беседа «Чем мы можем помочь природе?». 4. Рисование на тему «Придумай и нарисуй экологически чистый вид транспорта» Разработать проект «Защитим природу».
Озеленение и благоустройства участка.
Выставка фотографий «Наши добрые дела» Отчет о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. Советы и рекомендации для родителей о важности активного отдыха на улице, участии родителей в играх детей. Консультация «Зеленый спецназ»
Литература по теме: С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду».2002г.
Николаева С. Н. «Юный эколог». - М. : Мозаика-Синтез,
Н. А. Рыжова «Не просто сказки»
«Экологическое воспитание и образование в Московской области», Москва, Современные тетради, 2006 г.
Е. А. Данилова «Труд и наблюдения в природе», Москва, 1960 г.
Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М. 1991.
О. А. Скоролупова, «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода», «Воздух», Москва 2003 г.
Мамедов Н. М. «Экологическое образование : концепции и методические подходы», Москва, 1996 г.
Е. И. Золотова «Знакомим дошкольников с миром животных», «Просвещение», Москва, 1982 г.
А. П. Букин «В дружбе с людьми и природой», Москва «Просвещение», 1991 г.
М. М. Марковская «Уголок природы в детском саду», Москва «Просвещение»
Программа «От рождения до школы», Под ред. Н. Е. ВераксыТ. С. Комаровой,, М. А. Васильевой. Мозаика-Синтез, 2014 г.
Дрязгунова В. И. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М. 1981.
Гризик Т. И. «Мир природы» // Дошкольное воспитание. 2001.№9
Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2002.
Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2003.
Лучич М. В. Детям о природе. М. Просвещение, 1989.
Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. - М. : Академия, 2002.