Раиса Попова
Роль экологии в развитии детской любознательности
▼ Скачать + Заказать документы
На протяжении всего дошкольного возраста нужно создавать благоприятные условия для развития любознательности ребенка, которая затем перерастает в познавательную активность. Развивать любознательность ребенка, это если много рассказывать детям об увиденном, побуждать детей наблюдать, выделять, обсуждать, обследовать и определять свойства, качества и назначение предметов.
Публикация «Роль экологии в развитии детской любознательности» размещена в разделах
Дошкольное детство - это уникальный период человеческой жизни, и не надо стремиться его укоротить. Поэтому мы, заботясь о каждом малыше, поддерживая в нём любознательность, воспитывая в нём доброту и искренность, ценим его право на самостоятельные открытия, личностное проявление и счастливое детство.
Любознательность – недифференцированная направленность ребенка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение деятельностью, источником для появления и формирования любознательности являются непосредственно воспринимаемые явления жизни. Ребенок по натуре своей любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: он узнает, что бумага рвется, лед тает, камень тонет в воде, а дерево плавает на поверхности.
Ребенок растет, возрастает его любознательность к окружающему миру.
Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными. Для чего же нужно растить детей любознательными?
Это нужно для того, чтобы сформировать познавательный интерес, который тоже проявляется в стремлении познавать новое, В свою очередь познавательный интерес является союзником волевого усилия в достижении цели, преодолении трудностей. На его основе развивается творческая инициатива, самостоятельность в решении умственных задач, активное отношение к окружающему. Показателем проявления любознательности являются детские вопросы.
Как же развивать любознательность и познавательный интерес?
Особое место в формировании у ребёнка любви и бережного отношения к природе занимает развитие любознательности, которая характеризуется стремлением проникнуть за пределы увиденного узнать неведомое. Процесс этот сопровождается удивлением, радостью, чувством удовлетворённости. Но в большинстве случаев ребёнок не может самостоятельно объяснить интересующие их явления природы, а потому, если взрослые не помогут им в этом, то интерес к природе может угаснуть. Работая с детьми по формированию экологических знаний, стараюсь создавать благоприятные условия для развития любознательности ребенка, которая затем перерастает в познавательную активность.
В группе создан экологический центр живой и неживой природы. Развивая детскую любознательность, здесь я знакомлю детей с разнообразием компонентов окружающего мира, с понятием «Живая природа» и «Неживая природа» - как общий дом для всех живых существ.
Все элементы эколого-развивающей среды дают детям возможность экспериментировать с природным материалом, способствуют развитию детской любознательности.
Дошкольников особенно привлекают различные способы выращивания растений, поэтому я создала «Огород на окне», для ознакомления детей с основными овощными культурами. Здесь мы с детьми сажаем и выращиваем лук, овёс, клевер, укроп, горох, огурцы, и др. растения.
Дети проявляют большой интерес к комнатным растениям, очень любят наблюдать за ними. Поэтому я провела серию занятий по знакомству детей с комнатными растениями. Для развития речевой и познавательной активности детей использовала задания типа: «Узнай по описанию», «Из чего можно вырастить растение?», «Опиши растение». При описании растений, дети точно и правильно подбирали слова, отмечая существенные признаки внешнего вида отдельных частей растений. Что способствовало развитию речи детей.
Чтобы обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуры, связях и отношениях, существующих между ними, я использую моделирование. Модели многофункциональны.
С помощью моделей эколого-систематических групп, дети научились выделять самые главные признаки, по которым можно объединить несколько объектов природы в одну группу. Это «Звери», «Птицы», «Рыбы», «Насекомые», «Растения» и др. На непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию дети умело использовали модель в качестве плана и составляли описательные рассказы, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида. Рассказы детей были интересные, содержательные, что способствовало развитию связной речи, логичной, последовательной, грамматически правильной.
Для закрепления знаний о природе и развития связной речи у детей, стимулирования воображения и творчества использовала, разработанные мною «Схемы для составления описательных и сравнительных рассказов» по формированию представлений о природе. На непосредственно-образовательной деятельности с помощью схем закрепляла у детей умение находить причинно – следственные связи, сравнивать, сопоставлять различные природные явления. Вопросы и задания способствовали активизации имеющего речевого опыта детей.
В старшем дошкольном возрасте заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает детскую любознательность.
Чтобы знания у детей были осознанными, я использовала в своей работе элементарные опыты, целью которых было побуждать, и поддерживать пытливость и естественную любознательность ребёнка, понимание причин происходящих явлений. Вместе с детьми выявила качества снега, льда, песка, глины и воды. В опытах с растениями, дети знакомились с условиями, необходимыми для жизни. В процессе экспериментирования дошкольники получали возможность удовлетворить присущую им любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет если? Каждый ребёнок почувствовал себя учёным, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель – наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, что позволило детям проявлять собственную исследовательскую активность. Свои знания дети отражали в рисунках.
Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволяет игра.
Бесконечно разнообразный мир природы побуждает детей к игре, художественно - речевой деятельности. Поэтому в своей работе я использую игру, которая является важным методом экологического образования. Знания, полученные в результате практической деятельности, легко запоминаются и усваиваются детьми. Обучение происходит в игровой форме и дети, увлечённые её замыслом, решали скрытые учебные задачи. В играх закрепляла навыки связной речи, старалась стимулировать собственные высказывания детей – вопросы, ответы, реплики, являющиеся основой познавательного общения. В своей работе использовала множество разнообразных дидактических игр по экологии : «Дары природы». «Как зовут тебя деревце?». «От какой ветки детки». «Кто, где, живёт?». «Природа – не природа». «Когда это бывает?». «Найди спрятавшийся звук в названии деревьев» и другие. Дети очень любят играть в игры, в которых нужно отыскать спрятавшийся звук, определить его место в слове, придумать слова на заданный звук. Всё это способствует развитию интереса к звучащей стороне речи.
Составленные мною примерные схемы наблюдений за природой - растениями, животными, способствовали развитию познавательного интереса к миру природы. А также формированию у детей умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями. На протяжении учебного года проводятся следующие циклы наблюдений: за цветущими растениями участка, песком в песочнице, за елью, ночным небом, за зимующими птицами на участке и птицей в клетке. За ростом лука на подоконнике, ветками деревьев в вазе, за пробуждением мать-мачехи и одуванчиков на участке, за божьей коровкой (в весенне-летнее время) и т. д.
В каждое время года совершаем неоднократно экскурсии, целевые прогулки в парк, с целью наблюдения сезонных изменений в природе. Поддерживая интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов, наблюдения и экспериментирования, побуждала детей задавать вопросы об окружающей действительности, об интересующих объектах и явлениях. Дети во время наблюдений сезонных явлений в природе, их изменений, научились сравнивать, сопоставлять различные природные явления, устанавливать их причину и временную взаимосвязь. У детей расширился круг представлений, они начали понимать, что изменения в живой природе приводят к изменениям в жизни растений и животных. Дети фиксировали это в дневнике наблюдений в виде рисунков.
Если ребенка что-то интересует, необходимо поддерживать его интерес, склонность. Это важно для того, чтобы проявились задатки и развивались его способности. Нужно очень бережно относиться к интересам ребенка.
Литература
1. Николаева С. Н. Как приобщить ребёнка к природе. Методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении. / С. Н. Николаева. – М. Новая школа, 1993. 64с
2. Маневцова, Л. М. Мир природы и ребёнок. Методика экологического воспитания. / Л. М. Маневцова. – Ст. – П. Акцидент, 2000. – 319с.
3. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию 2006г.