Мзокова Фатима Дзамболатовна
Роль воспитателя во взаимодействии семьи и детского сада в развитии у детей трудолюбия
▼ Скачать + Заказать документы
Роль воспитателя во взаимодействии семьи и детского сада в развитии у детей трудолюбия
Мзокова Фатима Дзамболатовна
Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет, какие виды деятельности приемлемые формы практики для ребенка дошкольного возраста: игровая, коммуникативная, трудовая, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы, как особый вид детской деятельности и продуктивная [42].
Публикация «Роль воспитателя во взаимодействии семьи и детского сада в развитии у детей трудолюбия» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Таким образом, трудовое воспитание является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений, которые способствуют формированию интереса к труду взрослых, желания трудиться, воспитания навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия. Эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное участие дошкольников в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома. При этом особо подчеркивается роль ознакомления с общественной направленностью труда, его социальной значимостью, формируется уважительное отношение к людям труда.
В дошкольной педагогике выделяют следующие основные задачи трудового воспитания детей : ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважение к нему; обучение простейшим трудовым умениям и навыкам; воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности; воспитание общественно – направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива.
В детском саду и семье, доступном ему общественном окружении – всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты: сам процесс трудовых действий, движение механизмов, машин. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет формировать у них представление о сути и значении трудовых действий, разъяснять на конкретных примерах отношение взрослых к труду, его общественную значимость.
Р. С. Буре писала «Труд увлекает ребенка, позволяет почувствовать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов, а совместная деятельность объединяет детей общими эмоциональными переживаниями, способствуя становлению детского общества».
Трудовое воспитание раскрывает объем трудовых навыков и умений, которыми должны овладеть дети каждой возрастной группе. Определяя содержание и последовательность обучения детей трудовым умениям, воспитатель должен учитывать особенности их возраста, доступность предлагаемого содержания труда, его воспитательную ценность, а также санитарно – гигиенические требования к его организации.
В ходе обучения трудовым навыкам воспитатель формирует у детей желание выполнять самостоятельно все то, что им посильно, приходя на помощь всякий раз, когда они нуждаются в ней. Необходимо помнить о том, что т руд должен приносить детям радость: от достигнутых результатов, от своей полезности другим.
Задачи трудового воспитания : помощь ребенку в овладении трудовой деятельностью (в освоении структуры деятельности, приобретении трудовых навыков, умений); развитие личности ребенка в труде (развитие свойств, качеств личности, формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия). Цели воспитания детей в дошкольном учреждении и в семье едины : и педагог, и родители хотят видеть своего ребёнка трудолюбивым, обладающим навыками доступного им труда, с уважением относиться к труду людей, проявляющим бережное отношение к результатам труда, оказывающим помощь взрослым в семье.
В соответствии с Законом "Об образовании" в дошкольном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка". Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства развития ребёнка, как в ДОО, так и в семье[35].
Педагог в ДОО должен работать таким образом, чтобы родитель смог:
- преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;
- достичь понимания того, что нельзя ребёнка сравнивать с другими детьми;
- узнать сильные и слабые стороны развития ребёнка и учитывать их
- быть эмоциональной поддержкой ребёнку. Так, в законе "Об образовании" отмечено, что "родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте". В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.
Основными направлениями взаимодействия с семьёй являются :
- изучение потребности родителей в образовательных услугах.
-просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.
Исходя из этих направлений, и осуществляется работа по взаимодействию с семьями дошкольников. Несмотря на все видимые усилия, помимо финансовых и прочих материальных отношений, участие родителей в жизни детского сада во многом остается декларативным. Проблема не только в занятости или пассивности мам и пап, но и в самих педагогах. Сейчас многие педагоги вовсе не желают ежедневно видеть родителей в группе, объясняя это тем, что дети ведут себя неадекватно (без родителей они лучше, что не нужен контролер (и так одни проверяющие, что другие дети начинают капризничать, что родители не умеют общаться с детьми. Кроме того, существует реальная проблема нехватки времени, ощущение собственной несостоятельности у некоторых педагогов, - все это в совокупности может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений.
Проблемы действительно есть, но их суть не в том, что родители не нужны или дети не адекватны, а в том, что педагоги, не готовы использовать их потенциал во благо детям, себе и самим родителям. Правильнее не отказываться, а учиться, это делать, понимая, что участие родителей в жизни детского сада идет на пользу всем - детям, воспитателям, родителям, престижу профессии и детского сада.
Чтобы эффективно выполнять педагогическую функцию, дошкольное учреждение должно пересматривать содержание и качество образовательной работы с детьми, искать пути более сильного влияния на каждого ребенка. Это ставит педагогический коллектив дошкольного учреждения перед необходимостью искать в лице семьи союзника, единомышленника в воспитании ребенка. Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно. В этом и заключается проблема. Во всех случаях необходимо квалифицированная помощь дошкольного учреждения.
Проблема состоит в том, что очень трудно установить взаимодействие и сотрудничество с родителями в воспитании детей, так как родители считают, что воспитанием должны заниматься специалисты, педагоги.
Основные формы организации сотрудничества с родителями (индивидуальные и групповые формы сотрудничества с родителями, беседы, консультации, родительские собрания, конференции, посещение семьи). Наглядные методы: стенды, раскладушки и родительские уголки, выставки. Методы, которые нашли широкое использование в практической деятельности: анкетирование, письменный опрос, наблюдение за общением ребенка с родителями в ДОО и семье, беседа, стенды.
Можно выделить уровни участия семей в жизни ДОО:
- оказание разовой помощи;
- участие в организации образовательной работы с детьми на занятиях, в деятельности кружков и т. п. ;
- участие в качестве постоянных добровольных помощников;
- участие в принятии решений относительно ребенка или группы, которую он посещает;
- участие в обсуждении вопросов и принятие решений, касающихся деятельности ДОО в целом.
Выделение уровней не означает, что каждая семья в процессе взаимодействия с детским садом будет продвигаться от одного уровня к другому. Это значит только то, что строить взаимоотношения с семьями нужно на основе индивидуализации, признания за семьей права выбора характера и степени своего участия в совместной с педагогами деятельности.
Перспективный план работы с родителями по формированию представлений о трудовом воспитании детей старшего дошкольного возраста
Формы работы Содержание работы Сроки проведения
1 2 3
Планирование работы с родителями
1. Анкетирование и опросы Выявление степени вовлеченности семей образовательный процесс: анкета для родителей, определяющая их отношение к трудовому воспитанию. «Трудовое воспитание в семье» Сентябрь,1 раз в квартал
2. Родительские собрания Участие в обсуждении вопросов по трудовому воспитанию в ДОО : "Труд в ДОО";"Влияние трудового воспитания на личность ребенка".
Ноябрь,
Апрель
3. Заседания "Круглого стола" "Задачи семьи и детского сада в трудовом воспитании ребенка едины";
"Из чего складывается трудолюбие?" Декабрь
февраль
4. Дни открытых дверей Участие родителей в трудовой деятельности
«Уборка участка от опавших листьев» 1 раз в квартал
Совместная деятельность детей, родителей и педагогов
5. Уборка огорода, подготовка к посеву семян Участие родителей в трудовой деятельности помощь в подготовки огорода к посеву семян, посадка свеклы, гороха, огурцов, тыквы. рыхление земли возле деревьев, прореживание рыхление, прополка на огороде. Пересадка, комнатных растений.
1 раз в квартал
Приложение таблицы3
6. Праздники, развлечения
"День знаний"; Семейный праздник "Давайте познакомимся"; «Праздник урожая"; «Именины";
"Новогодний утренник"; «В гостях у гжельских мастеров"; «День защитника Отечества"; «Праздник 8 Марта"; «Масленица"; Спортивный праздник "Папа, мама и я - спортивная семья";"День смеха";"Праздник Победы";"Здравствуй, лето". ентябрь
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
7. Наглядная педагогическая информация Тематические выставки: «Воспитание у детей любви к труду»; "Какой труд доступен детям"; "Наблюдение за работой дворника"; "". Памятки для родителей: "10 заповедей родителям"; "О воспитании у детей трудолюбия".Выставки детских работ
Реклама книг, статей из газет и журналов на тему трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
В течение. года
8. Консультирование "Трудовое воспитание в семье";"Как приучить детей трудиться";"Роль родителей в трудовом воспитании дошкольников";"Показ слайдов о трудовом воспитании" Октябрь
ноябрь
март
апрель
9. конструирование, анкетирование, беседа. «Трудовое воспитание в семье»; «Как приучить детей трудиться», «Роль родителей в трудовом воспитании дошкольника»; «Показ слайдов о трудовом воспитании»; «Рекомендации родителям по трудовому воспитанию»; Памятка для родителей «Уход за растениями»;Анкета «Ваш ребенок умеет трудиться» Октябрь
Ноябрь
Март
Апрель
Май
Ожидаемые результаты:
-знакомство с профессиями родителей
-воспитать стремление трудиться
-формирование трудового воспитания через рассказы, сказки, поговорки.
-формирование чувства уважения к труду взрослых.
Стоит отметить, что данная система работы проста в применении, она не требует большой материальной и технической базы. Также стоит обратить внимание на то, что разработана и представлена календарно-тематическим планом система работы по формированию трудового воспитания, носит интегрированный, системный характер. И для достижения положительных результатов в обучении дошкольников, принцип системности должен соблюдаться.