Лучший педагог года

Роль воспитателя во взаимодействии семьи и детского сада в развитии у детей трудолюбия

Мзокова Фатима Дзамболатовна
Роль воспитателя во взаимодействии семьи и детского сада в развитии у детей трудолюбия
▼ Скачать + Заказать документы

Роль воспитателя во взаимодействии семьи и детского сада в развитии у детей трудолюбия

Мзокова Фатима Дзамболатовна

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет, какие виды деятельности приемлемые формы практики для ребенка дошкольного возраста: игровая, коммуникативная, трудовая, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы, как особый вид детской деятельности и продуктивная [42].

Публикация «Роль воспитателя во взаимодействии семьи и детского сада в развитии у детей трудолюбия» размещена в разделах

Таким образом, трудовое воспитание является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений, которые способствуют формированию интереса к труду взрослых, желания трудиться, воспитания навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия. Эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное участие дошкольников в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома. При этом особо подчеркивается роль ознакомления с общественной направленностью труда, его социальной значимостью, формируется уважительное отношение к людям труда.

В дошкольной педагогике выделяют следующие основные задачи трудового воспитания детей : ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважение к нему; обучение простейшим трудовым умениям и навыкам; воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности; воспитание общественно – направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива.

В детском саду и семье, доступном ему общественном окружении – всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты: сам процесс трудовых действий, движение механизмов, машин. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет формировать у них представление о сути и значении трудовых действий, разъяснять на конкретных примерах отношение взрослых к труду, его общественную значимость.

Р. С. Буре писала «Труд увлекает ребенка, позволяет почувствовать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов, а совместная деятельность объединяет детей общими эмоциональными переживаниями, способствуя становлению детского общества».

Трудовое воспитание раскрывает объем трудовых навыков и умений, которыми должны овладеть дети каждой возрастной группе. Определяя содержание и последовательность обучения детей трудовым умениям, воспитатель должен учитывать особенности их возраста, доступность предлагаемого содержания труда, его воспитательную ценность, а также санитарно – гигиенические требования к его организации.

В ходе обучения трудовым навыкам воспитатель формирует у детей желание выполнять самостоятельно все то, что им посильно, приходя на помощь всякий раз, когда они нуждаются в ней. Необходимо помнить о том, что т руд должен приносить детям радость: от достигнутых результатов, от своей полезности другим.

Задачи трудового воспитания : помощь ребенку в овладении трудовой деятельностью (в освоении структуры деятельности, приобретении трудовых навыков, умений); развитие личности ребенка в труде (развитие свойств, качеств личности, формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия). Цели воспитания детей в дошкольном учреждении и в семье едины : и педагог, и родители хотят видеть своего ребёнка трудолюбивым, обладающим навыками доступного им труда, с уважением относиться к труду людей, проявляющим бережное отношение к результатам труда, оказывающим помощь взрослым в семье.

В соответствии с Законом "Об образовании" в дошкольном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка". Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства развития ребёнка, как в ДОО, так и в семье[35].

Педагог в ДОО должен работать таким образом, чтобы родитель смог:

- преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;

- достичь понимания того, что нельзя ребёнка сравнивать с другими детьми;

- узнать сильные и слабые стороны развития ребёнка и учитывать их

- быть эмоциональной поддержкой ребёнку. Так, в законе "Об образовании" отмечено, что "родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте". В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.

Основными направлениями взаимодействия с семьёй являются :

- изучение потребности родителей в образовательных услугах.

-просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.

Исходя из этих направлений, и осуществляется работа по взаимодействию с семьями дошкольников. Несмотря на все видимые усилия, помимо финансовых и прочих материальных отношений, участие родителей в жизни детского сада во многом остается декларативным. Проблема не только в занятости или пассивности мам и пап, но и в самих педагогах. Сейчас многие педагоги вовсе не желают ежедневно видеть родителей в группе, объясняя это тем, что дети ведут себя неадекватно (без родителей они лучше, что не нужен контролер (и так одни проверяющие, что другие дети начинают капризничать, что родители не умеют общаться с детьми. Кроме того, существует реальная проблема нехватки времени, ощущение собственной несостоятельности у некоторых педагогов, - все это в совокупности может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений.

Проблемы действительно есть, но их суть не в том, что родители не нужны или дети не адекватны, а в том, что педагоги, не готовы использовать их потенциал во благо детям, себе и самим родителям. Правильнее не отказываться, а учиться, это делать, понимая, что участие родителей в жизни детского сада идет на пользу всем - детям, воспитателям, родителям, престижу профессии и детского сада.

Чтобы эффективно выполнять педагогическую функцию, дошкольное учреждение должно пересматривать содержание и качество образовательной работы с детьми, искать пути более сильного влияния на каждого ребенка. Это ставит педагогический коллектив дошкольного учреждения перед необходимостью искать в лице семьи союзника, единомышленника в воспитании ребенка. Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно. В этом и заключается проблема. Во всех случаях необходимо квалифицированная помощь дошкольного учреждения.

Проблема состоит в том, что очень трудно установить взаимодействие и сотрудничество с родителями в воспитании детей, так как родители считают, что воспитанием должны заниматься специалисты, педагоги.

Основные формы организации сотрудничества с родителями (индивидуальные и групповые формы сотрудничества с родителями, беседы, консультации, родительские собрания, конференции, посещение семьи). Наглядные методы: стенды, раскладушки и родительские уголки, выставки. Методы, которые нашли широкое использование в практической деятельности: анкетирование, письменный опрос, наблюдение за общением ребенка с родителями в ДОО и семье, беседа, стенды.

Можно выделить уровни участия семей в жизни ДОО:

- оказание разовой помощи;

- участие в организации образовательной работы с детьми на занятиях, в деятельности кружков и т. п. ;

- участие в качестве постоянных добровольных помощников;

- участие в принятии решений относительно ребенка или группы, которую он посещает;

- участие в обсуждении вопросов и принятие решений, касающихся деятельности ДОО в целом.

Выделение уровней не означает, что каждая семья в процессе взаимодействия с детским садом будет продвигаться от одного уровня к другому. Это значит только то, что строить взаимоотношения с семьями нужно на основе индивидуализации, признания за семьей права выбора характера и степени своего участия в совместной с педагогами деятельности.

Перспективный план работы с родителями по формированию представлений о трудовом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Формы работы Содержание работы Сроки проведения

1 2 3

Планирование работы с родителями

1. Анкетирование и опросы Выявление степени вовлеченности семей образовательный процесс: анкета для родителей, определяющая их отношение к трудовому воспитанию. «Трудовое воспитание в семье» Сентябрь,1 раз в квартал

2. Родительские собрания Участие в обсуждении вопросов по трудовому воспитанию в ДОО : "Труд в ДОО";"Влияние трудового воспитания на личность ребенка".

Ноябрь,

Апрель

3. Заседания "Круглого стола" "Задачи семьи и детского сада в трудовом воспитании ребенка едины";

"Из чего складывается трудолюбие?" Декабрь

февраль

4. Дни открытых дверей Участие родителей в трудовой деятельности

«Уборка участка от опавших листьев» 1 раз в квартал

Совместная деятельность детей, родителей и педагогов

5. Уборка огорода, подготовка к посеву семян Участие родителей в трудовой деятельности помощь в подготовки огорода к посеву семян, посадка свеклы, гороха, огурцов, тыквы. рыхление земли возле деревьев, прореживание рыхление, прополка на огороде. Пересадка, комнатных растений.

1 раз в квартал

Приложение таблицы3

6. Праздники, развлечения

"День знаний"; Семейный праздник "Давайте познакомимся"; «Праздник урожая"; «Именины";

"Новогодний утренник"; «В гостях у гжельских мастеров"; «День защитника Отечества"; «Праздник 8 Марта"; «Масленица"; Спортивный праздник "Папа, мама и я - спортивная семья";"День смеха";"Праздник Победы";"Здравствуй, лето". ентябрь

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

7. Наглядная педагогическая информация Тематические выставки: «Воспитание у детей любви к труду»; "Какой труд доступен детям"; "Наблюдение за работой дворника"; "". Памятки для родителей: "10 заповедей родителям"; "О воспитании у детей трудолюбия".Выставки детских работ

Реклама книг, статей из газет и журналов на тему трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста.

В течение. года

8. Консультирование "Трудовое воспитание в семье";"Как приучить детей трудиться";"Роль родителей в трудовом воспитании дошкольников";"Показ слайдов о трудовом воспитании" Октябрь

ноябрь

март

апрель

9. конструирование, анкетирование, беседа. «Трудовое воспитание в семье»; «Как приучить детей трудиться», «Роль родителей в трудовом воспитании дошкольника»; «Показ слайдов о трудовом воспитании»; «Рекомендации родителям по трудовому воспитанию»; Памятка для родителей «Уход за растениями»;Анкета «Ваш ребенок умеет трудиться» Октябрь

Ноябрь

Март

Апрель

Май

Ожидаемые результаты:

-знакомство с профессиями родителей

-воспитать стремление трудиться

-формирование трудового воспитания через рассказы, сказки, поговорки.

-формирование чувства уважения к труду взрослых.

Стоит отметить, что данная система работы проста в применении, она не требует большой материальной и технической базы. Также стоит обратить внимание на то, что разработана и представлена календарно-тематическим планом система работы по формированию трудового воспитания, носит интегрированный, системный характер. И для достижения положительных результатов в обучении дошкольников, принцип системности должен соблюдаться.

Публикации по теме:

Консультация «Роль семьи в развитии речи детей» Роль семьи в развитии речи детей. Лингвистическое и литературное воспитание человека начинается в раннем детстве. Навык правильной речи,.

Роль детского сада в развитии речи ребенка Роль детского сада в развитии речи ребенка Детский сад развивает все детские способности и наклонности, а также способность владеть речью.

Консультация для педагогов «Роль семьи и детского сада в формировании здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Роль семьи и детского сада в формировании здоровья ребенка» На протяжении многих лет система дошкольного.

«Роль семьи в развитии речи детей» Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью это сложный, многосторонний психический процесс. Её появление зависит от многих.

Отзыв для воспитателя детского сада от семьи воспитанника Отзыв Кайдалова Февронья Гаврильевна воспитательница нашего младшего сына в средней группе. Она как воспитатель очень грамотный человек.

Проект о взаимодействии воспитателя детского сада и семьи по физическому воспитанию дошкольников «Румяные щёчки» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Костромского муниципального района Костромской области «Детский сад села Шунга».

Родительское собрание на тему «Роль семьи и детского сада в формировании здоровьесбережения детей» Подготовила воспитатель группы раннего возраста МБ ДОУ №106 «Лазурный» г. Симферополя Иванова Елена Николаевна Воспитатель: Болеет без.

Конспект родительского собрания «Взаимодействие детского сада и семьи в развитии личности ребенка» «Взаимодействие детского сада и семьи в развитии личности ребенка» Форма собрания – круглый стол. Цель: поиск совместных путей решения.

Роль воспитателя в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в дошкольном учреждении, а следовательно, он не может оставаться в стороне.

Система работы детского сада по гражданско-патриотическому развитию детей дошкольного возраста при взаимодействии с социумомСистема работы детского сада по гражданско-патриотическому развитию детей дошкольного возраста при взаимодействии с социумом Система работы детского сада по гражданско-патриотическому развитию детей дошкольного возраста при взаимодействии с социумом. Подготовила.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль воспитателя во взаимодействии семьи и детского сада в развитии у детей трудолюбия
Опубликовано: 13 июня 2018 в 21:06
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль воспитателя во взаимодействии семьи и детского сада в развитии у детей трудолюбия» (включая файлы) размещена пользователем Мзокова Фатима Дзамболатовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД