Валентина Сергеева
Консультация «Роль семьи в развитии речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Роль семьи в развитии речи детей.
Лингвистическое и литературное воспитание человека начинается в раннем детстве. Навык правильной речи, как и все положительные навыки, приобретаются в семье. То, что делает семья по части упорядочивания и развития речи ребенка, развития в нем литературных и художественных вкусов, имеет колоссальное значение для всей его последующей жизни. Семья может и должна быть деятельной пособницей и союзницей детского сада в деле культуры родного языка и развития речи.
Публикация «Консультация „Роль семьи в развитии речи детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Семья. Консультации для родителей
- Темочки
Речи ребенка следует учить, прежде всего, путем примера. Если ребенок слышит правильную, отчетливую, ясную речь, он невольно воспринимает её, и постепенно положительный навык приобретает могущественную силу привычки.
Если же ребенок воспринимает какой-либо извращенный диалект, то или иное местное наречие, бранные слова, так же незаметно последнее становится его второй натурой. С недостатками речи очень трудно бороться как самому ребенку, так и педагогам. Поэтому так важно, что и в каком виде воспринимает слух ребенка впервые, наиболее в восприимчивые годы его жизни. В это время закладывается фундамент, на котором позднее воздвигается все здание его речи. Это должны помнить все родители и все люди, окружающие ребенка в детстве. Все внимание, неустанное старание родителей должны быть направлены на то, чтобы дети слушали правильную, ясную и логически последовательную речь. Говорить с детьми нужно обыкновенным правильным языком, медленно, ясно, громко. Особенно это касается детей, имеющих нарушения в речевом развитии.
Каждый опытный логопед или воспитатель, наблюдающий за вновь поступившими детьми в группу, очень скоро составляют себе определенное понятие об интеллектуальной ценности каждой отдельной семьи и о том, что
она дала ребенку, как в плане общего развития, так и в плане развития речи.
Дети нашего сада не составляют исключения. Если бы родители в должной
степени понимали, какое огромное значение для духовного и всестороннего развития детей имеет обдуманное, соответствующее интересам ребенка словесное общение с ним, они, вероятно, находили бы больше времени для занятий со своими детьми.
От простой и понятной песенки, рассказа, сказки, образно и увлекательно рассказанной где-то на диване или перед сном, выразительно прочитанного стихотворения или рассказа за столом, у которого собралась вся семья, душа
ребенка расцветает и жадно впитывает впечатления добра и красоты, магическую силу слова, оставляя в ней неизгладимые следы. Вспомним роль,
которую сыграли в духовном и художественном развитии Пушкина рассказы
и сказки его няни Арины Родионовны.
Родители должны понять, что язык есть главный предмет в деле воспитания,
Понять значение собственной роли и ответственности в деле развития языка своего ребенка. Устраняя себя от этой роли, передавая её детскому саду, школе, учреждениям, они причиняют своим детям огромный и трудно поправимый вред.
Семья является той средой, где беспрепятственно формируется, и развиваются ум и воображение ребенка, его вкусы и интересы, а ведь все это
и является преддверием, фундаментом правильной литературной устной и письменной речи. В семье создается то или иное отношение к литературе. Домашнее ежедневное чтение детям вслух, рассказ у семейного очага, оживленные беседы с родителями и близкими дают направление литературному развитию детей, а значит и развитию их языка.
Ознакомление детей с окружающим и расширение их словаря происходит не только в процессе обучения. Большие возможности для обогащения и расширения словаря представляет бытовая деятельность (еда, одевание).
Чрезвычайно важна для развития словаря трудовая деятельность ребенка, его посильная помощь в жизни семьи. Детям становится понятно значение многих слов, характер трудового общения способствует использованию ребенком приобретенных слов и закреплению их в памяти.
Каждое новое событие в жизни семьи - поездка в деревню к бабушке, посещение театра, музея, переезд на новую квартиру, работа в саду, огороде является предпосылкой для получения ребенком новых умений, навыков, накоплению и активации словаря для детей, имеющих речевые нарушения.
Кроме работы по закреплению полученных в детском саду знаний, родители детей, страдающих речевыми нарушениями, должны постоянно пополнять словарный запас ребенка в быту. Для этого не требуется проведения отдельных «академических» занятий.
Успешное усвоение и накопление словаря ребенка происходит чаще всего в процессе совместной трудовой деятельности (приготовление пищи, стирке, шитье, уборка квартиры и т. д.). Дети с той или иной степенью недоразвития речи с большим трудом овладевают синтаксисом языка. Это проявляется в неправильном согласовании слов, ошибках в падежных окончаниях всех грамматических категорий, неправильном построении фразы. В этом случае родителям необходимо тактично указать ребенку на ошибку, не повторяя её, правильно проговорить вариант, предложив ребенку повторить его.
Очень эффективным средством словарной работы в семье является игра. В игре ребенок познает мир, использует правила поведения, усвоенные в жизни, в игре развивается интеллект, речь. Важным фактором для развития языка ребенка является участие в игре взрослого, Игра со сверстниками лишь закрепляет полученные ранее умения, навыки, в то время как игра с взрослым членом семьи уточняет и обогащает словарный запас ребенка, является мощным развивающим фактором.
Обогащение словаря детей происходит в их творческой деятельности, в процессе ознакомления с исскуством. Просмотр телевизионных передач, кинофильмов, соответствующих возрасту ребенка, чрезвычайно расширяет кругозор детей, делает понятными для них слова, благодаря сочетанию звуковых и зрительных восприятий. Большое значение для развития речи детей имеет беседа после просмотра кинофильма или спектакля, повторение новых, незнакомых ребенку слов и выражений.
Наша речь, наш язык является орудием социального общения людей. И, мы, педагоги и родители, должны сделать все, чтобы дети овладели этим орудием. Но это возможно лишь в тех семьях, из повседневной жизни которых не выброшена родная литература, где горячо поддерживается и поощряется интерес ребенка и вкусы. Лишь в этой семье речь ребенка будет развиваться правильно и всесторонне.