Марина Лопатина
Роль воспитателя в развивающей педагогике оздоровления дошкольного образовательного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль воспитателя в развивающей педагогике оздоровления дошкольного образовательного учреждения.
В настоящее время, в период совершенствования и обновления системы дошкольного воспитания, гуманизации педагогического процесса, особое значение придается охране и укреплению физического и психического здоровья детей, полноценному развитию личности ребенка. Это связано с угрожающим снижением уровня здоровья детей и подростков и крайне неудовлетворительной разработанностью системы его формирования, укрепления и сохранения. Здоровье самых маленьких граждан России по праву называют актуальной проблемой, общечеловеческой, глобальной, планетарной.
Публикация «Роль воспитателя в развивающей педагогике оздоровления дошкольного образовательного учреждения» размещена в разделах
Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем организма. У дошкольника высокая чувствительность к воздействию факторов внешней среды. Наряду с неблагоприятными воздействиями социально-экономических и экологических условий на рост, развитие и здоровье детей отрицательное воздействие оказывает и ряд педагогических факторов:
• Интенсификация образовательного процесса.
• Стрессовая педагогическая тактика.
• Нерациональная организация учебной деятельности.
• Несоответствие методик и технологий возрастным особенностям организма ребенка, его функциональным и адаптационным возможностям.
• Недостаточная грамотность педагога в вопросах роста и развития, охраны и укрепления здоровья.
• Отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
• Недостаточное использование возможностей физического воспитания в целях охраны и укрепления здоровья.
Решение этих задач требует реализации концептуальных идей:
Реализация основных положений Декларации прав ребенка, направленных на защиту здоровья и получение полноценного образования и воспитания.
Включение охраны здоровья детей в число приоритетных направлений деятельности органов образования, здравоохранения, социальной защиты при их тесном взаимодействии с общественностью и родителями. Дошкольные образовательные учреждения помогают нивелировать часть неблагополучных факторов социальных, определяющих развитие и здоровье детей –дошкольников. Чрезвычайно важно внедрять новые образовательно-оздоровительные программы в работу дошкольного звена, поскольку в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья.
Основная роль в организации работы по сохранению и укреплению здоровья
отводится воспитателю дошкольного учреждения. Воспитатель должен обладать
важными профессиональными качествами, позволяющими генерировать
плодотворные педагогические идеи и обеспечивающими положительные
педагогические результаты. Среди этих качеств можно выделить высокий уровень профессионально-этической, коммуникативной, валеологической, рефлексивной культуры; способствовать к формированию и развитию личностных креативных качеств; знания формирования и функционирования психических процессов, состояний и свойств личности, процессов обучения и воспитания, познания других людей и самопознания, творческого самосовершенствования человека; основ здоровья, здорового образа жизни, владение знаниями основ проектирования и моделирования здоровьесберегающих технологий в учебных программах и мероприятиях; умение прогнозировать результаты собственной деятельности, а также способности к выработке индивидуального стиля педагогической деятельности.
Важнейшая социально-педагогическая перспектива оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях связана с разработкой особого междисциплинарного научно-практического направления, которое называют развивающей педагогикой оздоровления. Это направление оформляется на «стыке» возрастной физиологии, педиатрии, педагогики, детской психологии. Развивающая педагогика оздоровления рассматривает понятия здорового ребенка как целостный телесно – духовный организм, идеальный эталон и практически достигаемая норма детского развития.
Внедрение развивающей педагогики оздоровления позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения.
Основные черты, характеризующие педагогику оздоровления:
o индивидуально-дифференцированный подход является ключевым, системообразующим средством оздоровительно – развивающей работы с детьми; o в центре лежат представления о здоровом ребенке, понимаемом как идеальный эталон и практически достижимая норма детского развития; o здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма. Основанием единого телесного и духовного в жизни ребенка является совместная творческая деятельность педагога и детей, протекающая в форме живого эмоционального контакта; o оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей; o применение медицинских и психолого-педагогических методов. Педагогу дошкольного учреждения необходимо в работе с детьми руководствоваться принципами оздоровительно-развивающей педагогики.
Принципы оздоровительно-развивающей педагогики:
Развитие творческого воображения – необходимое внутреннее условие при построении и проведении оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста. Недостаток существующих медико-педагогических практик, и состоит в попытках получения непосредственного оздоровительного эффекта. Ребенок условно предстает лишь объектом тех или иных медицинских и педагогических воздействий, поскольку в действительности такого не бывает. Связь между этими воздействиями, состоянием здоровья и уровнем физического развития в принципе не может быть прямой и однозначной, она всегда носит опосредованный характер. И опосредует эту связь развивающаяся психика ребенка, ядром которой служит воображение.
Формирование осмысленной моторики. Выдающийся ученый А. В. Запорожец
показал, что движение может стать произвольным, управляемым только в том
случае, если оно будет ощущаемым и осмысленным. В развивающейся педагогике оздоровления следует придерживаться принципа «осмысления», т. е. вначале необходимо наблюдение за позой различных животных, людей, как «выразительной характеристикой» положения тела в пространстве. Это способствует освоению нужной позы, воспитанию здоровой осанки. Эффект развития осмысленной моторики может быть усилен, если ребенок вступает в своеобразный диалог с органами собственного тела как самостоятельно действующими «лицами». Упражнения помогут ребенку научить слушать свои органы, любить их, а они помогут ему стать здоровым, ощущать здоровье, не как словесную декларацию, а как изнутри осмысленную жизненную норму.
Создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при различных видах деятельности. Этот принцип реализуется благодаря многофункциональности развивающих форм оздоровительной работы, рекомендованных для применения в дошкольных учреждениях. На занятиях педагог должен научиться вводить методы творческой оздоровительной работы: включать элементы массажа рук, называя это «лепкой скульптуры». Массаж следует применять на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию, овладению навыками письма и т. д. Уверенность в том, что ребенок сам творит нечто новое, «лепит» свое тело, способствует развитию у ребенка чувства любви к своему телу, внимательного и бережного отношения к нему.
Формирование у детей способности к содействию и переживанию.
Воспитатель дошкольного учреждения должен уметь:
анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления;
владеть основами здорового образа жизни;
устанавливать контакт с коллективом детей своей группы, родителями, педагогическими работниками дошкольного учреждения;
наблюдать и анализировать поведение детей в игровой деятельности, на занятиях, в самостоятельной деятельности, в общении со взрослыми;
прогнозировать развитие детей своей группы;
моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления;
личным примером учить детей заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей.
Все эти умения, тесно связанные между собой, оказывают влияние на эффективность использования воспитателем средств, методов и приемов воспитательно-образовательного процесса при работе с детьми дошкольного возраста, вовлекая детей в систему работы в условиях педагогики оздоровления. Организация развивающей педагогики оздоровления – одно из приоритетных направлений работы дошкольных образовательных учреждений по формированию навыков, необходимых для поддержания здоровья и работоспособности детей дошкольного возраста.
Проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна.
Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и
укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше
внимания в дошкольном учреждении. Следует помнить о том, что только в
дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных
привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников
здоровьесберегающим технологиям сохранения и укрепления здоровья
приведут к положительным результатам.
Особое внимание в ДОУ уделяется физкультурным занятиям, как
одному из важнейших услови
й воспитания здорового ребенка.
Решая задачи физкультурно-оздоровительной работы в саду,нужно опира
ться на принцип единства взаимодействия:
Родители ребнок педагог.
Систематическая работа по физическому воспитанию в. ДОУ включает в себя
ежедневные тематические физкультурные занятия, занятия на свежем
воздухе, спортивные праздники и различные виды гимнастики.
Роль разных видов гимнастики в
здоровьесбережении детей дошкольного возраста
Одной из главных задач детского сада является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей и их физическое развитие. Это направление включает в себя не только обучение детей основным движениям и развитие физических качеств, но и овладение детьми элементарными нормами и правилами здорового образа жизни. Решение этой задачи требует взаимодействия воспитателей и родителей в разных видах деятельности.
В работе с детьми используются такие формы физического развития и оздоровления детей в ДОУ, как физкультурные занятия, физкультминутки, прогулки, подвижные игры и различные виды гимнастики.
Что же такое гимнастика? Гимнастика – это метод физического развития, способствующий укреплению детского организма.
В нашем дошкольном учреждении проводятся разные виды гимнастики с детьми.
1. Утренняя гимнастика
Ежедневно с детьми проводится утренняя гимнастика. Длительность ее обычно составляет 5-8 минут. Как правило, один и тот же комплекс гимнастики повторяется в течение 2 недель.
Основная цель утренней гимнастики – разбудить детский организм от сна, повысить умственную и физическую работоспособность ребенка, улучшить его настроение и подготовить организм к нагрузкам предстоящего дня.
Существует несколько форм проведения утренней гимнастики:
традиционная форма с использованием общеразвивающих упражнений с предметами или без них;
сюжетная гимнастика, в которой упражнения связаны одним сюжетом;
игровая гимнастика, состоящая из 3-4 подвижных игр;
ритмическая гимнастика с использованием танцевальных движений и музыкального сопровождения.
2. Артикуляционная гимнастика
Движения необходимы не только телу ребенка. Нужна хорошая подвижность органов артикуляции, которая помогает правильно произносить различные звуки. В детском саду артикуляционная гимнастика проводится ежедневно.
Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции.
При проведении артикуляционной гимнастики нужно лишь помнить, что движения должны быть четкими, состоять из нескольких повторений и выполняться систематично, в противном случае новый навык не закрепится.
Наиболее подвижным речевым органом является язык. Поэтому в детском саду при проведении артикуляционной гимнастики наряду с другими методиками используется методика «Сказки весёлого Язычка»
3. Дыхательная гимнастика
На физкультурных занятиях, занятиях по развитию речи, при проведении утренней гимнастики, в свободное от занятий время проводится дыхательная гимнастика с детьми с целью:
обучения детей правильному дыханию, в том числе речевому;
профилактики заболеваний верхних дыхательных путей;
насыщения головного мозга кислородом и улучшения работоспособности;
восстановления дыхания после физической нагрузки.
Дыхательная гимнастика – это очень простой и вместе с тем эффективный способ, не требующий особых затрат. Следует помнить лишь то, что дыхательная гимнастика проводится в хорошо проветренном помещении.
Дыхательные упражнения для дошкольников чаще всего проводятся со стихотворным сопровождением.
В домашних условиях можно проводить как игровые упражнения для младших детей, так и использовать различные предметы для детей постарше (трубочки для коктейля, через которые можно выдувать воздух, или комочки ваты, которые нужно сдуть).
4. Пальчиковая гимнастика
Развитию и совершенствованию мелкой моторики, развитию речи, подготовке кисти руки к письму, повышению работоспособности коры головного мозга служит еще один вид гимнастики, проводимой в детском саду, - пальчиковая гимнастика.
Исследователями разных стран установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Была выявлена такая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Систематические упражнения по тренировке пальцев рук являются средством стимуляции активности коры головного мозга, что в свою очередь способствует развитию мышления и звукопроизношения.
Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует начинать с самого раннего возраста и проводить на протяжении всего дошкольного детства.
Виды пальчиковых игр:
• Народные игры-потешки: «Сорока-белобока», «Ладушки-ладушки», «Этот пальчик» для детей раннего возраста;
• Игры с речевым сопровождением (стихами);
• Игры с мелкими предметами (перекладывание пальчиками мелких предметов в емкости, нанизывание бусин на шнурок, различные застежки, шнуровки и т. д.);
• Игры с кинетическим песком;
• Пальчиковый театр.
Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому отрабатываются упражнения постепенно и сначала выполняются детьми пассивно, с помощью взрослых, а затем уже самостоятельно. Как правило, детям нравится играть в пальчиковые игры.
5. Гимнастика для глаз
Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная. Это и телевизор, и компьютер, и сотовый телефон, и другие занимательные технические игрушки, без которых не мыслит свою жизнь современный маленький человек. А отдыхают глаза ребенка только во время сна.
Поэтому гимнастика для глаз полезна детям любого возраста в целях профилактики нарушений зрения. Кроме того, занимаясь с ребенком гимнастикой для глаз, вы сможете снять зрительное утомление.
Методов проведения зрительной гимнастики несколько. Дома можно выполнять с ребенком такие несложные методы, как:
• Словесные инструкции. Это комплекс упражнений, основанный на несложных стишках, которые содержат указания к действиям. В такой игровой форме малыш с удовольствием будет выполнять упражнения.
• Зрительный тренажер – яркий крупный предмет, который взрослый передвигает в пространстве, а ребенок одними глазами следит за этими передвижениями. Этот метод используется для детей старшего возраста.
6. Психогимнастика
Современный мир наполнен стрессами. И больше всего стрессам подвержены дети. В настоящее время нагрузки на детей постоянно возрастают, а количество отдыха и эмоциональной и двигательной разрядки уменьшается. Поэтому у детей всё чаще наблюдается утомляемость, вспыльчивость, раздражительность, агрессивность. Здесь на помощь приходит психогимнастика.
Психогимнастика представляет собой специальные занятия, направленные на снижение эмоционального напряжения, коррекцию настроения и поведения детей.
Особенно эти занятия нужны детям с чрезмерной утомляемостью, непоседливостью, обладающим вспыльчивым или замкнутым характером. Но не менее важно проигрывать эти комплексы упражнений и со здоровыми детьми в качестве психофизической разрядки и профилактики.
Психогимнастика прежде всего направлена на обучение элементам техники выразительных движений и на приобретение навыков в саморасслаблении.
В дошкольном возрасте используются следующие упражнения психогимнастики:
• Игры со сменой характера движений (например, игра малой подвижности «Совушка»);
• Упражнения на развитие умения чередовать напряжение и расслабление мышц (например, «Солнце и тучка»);
За тучку солнышко зашло,
Стало зябко и темно. (Съёживаемся, обнимая себя за плечи).
Солнце вышло из-за тучки,
Мы теперь расслабим ручки. (Расправляем плечи, расслабляемся)
• Этюды на имитацию эмоциональных состояний (например, после чтения сказки «Машенька и медведь» взрослый просит ребенка изобразить сердитого медведя, показать, как испугалась Машенька, увидев его, как обрадовались возвращению Машеньки её дедушка и бабушка,
• Расслабляющие упражнения (например, «Спящий котенок»: ребенок исполняет роль котенка, который ложится на коврик и засыпает)
7. Бодрящая гимнастика, или гимнастика пробуждения после дневного сна.
Это комплекс мероприятий, облегчающих переход детей от сна к бодрствованию. Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус.
В комплекс бодрящей гимнастики включаются дыхательные упражнения, выполнение простого самомассажа и упражнения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия.
Проводится на кроватках и сочетается с закаливающими процедурами (воздушными ваннами). Заканчивается ходьбой босиком по полу или массажным дорожкам.
В детском саду бодрящая гимнастика проводится ежедневно в течение 5-7 минут. Воспитатель начинает проводить ее с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения.
Работа над охраной и укреплением здоровья наших детей с помощью различных здоровьесберегающих технологий общая забота всех взрослых - педагогов и родителей.