Корнеева Ольга
Роль воспитателя в развитии речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Роль воспитателя в развитии речи детей.
В настоящее время большое количество детей страдает нарушениями речи.
Очень важно как можно раньше начать целенаправленную работу по профилактике речевого недоразвития у детей. Большая роль в этом процессе принадлежит воспитателям дошкольных учреждений. Речь воспитателя, который постоянно находится в поле зрения детей, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только красивой, с ясным и отчетливым произношением, но и интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания.
Публикация «Роль воспитателя в развитии речи детей» размещена в разделах
Начиная с младших групп воспитатели должны развивать у детей физиологическое и речевое дыхание, мелкую моторику пальцев рук, подвижность артикуляционного аппарата.
В игровой форме воспитатель знакомит детей с правильной артикуляцией звуков, начиная с гласных. Каждый звук прорабатывается отдельно. Например, при работе со звуком [У] можно прочитать рассказ про паровозик, который громко гудел: у-у-у-у. Обязательно фиксируется внимание детей на форме губ при произнесении данного звука. Дети хором и индивидуально поют «песенку паровозика».
Аналогичная работа проводится с простыми согласными (Б, П, Д, Т, М). Дудочка играет: «ду-ду-ду», труба поет: «ту-ту-ту».
Постепенно включаются в работу свистящие, шипящие и сонорные звуки.
Воспитатели должны хорошо знать правильное положение языка и губ при произнесении того или иного звука. В обратном случае можно только навредить. Переучить ребенка будет трудно.
Артикуляционную гимнастику советую выполнять ежедневно 2 раза в день по 5 минут. Каждое упражнение повторять от 5-ти до 10-ти раз. Гимнастика для языка улучшает кровообращение, развивает подвижность языка, укрепляет мышцы речевого аппарата, помогает быстрее овладеть правильным звукопроизношением.
Работа над речевым дыханием обеспечивает хорошую дикцию и чёткое произношение звуков.
Во время занятий необходимо соблюдать следующие требования:
-при вдохе плечи не поднимать;
- вдыхать легко и коротко, а выдыхать - длительно и экономно;
- щёки не надувать (на начальном этапе можно прижимать их ладошками).
- не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди;
- после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2 - 3 сек.
- желательно выполнять от 1-го до 3-х упражнений по 4-5 раз, с учетом возраста детей.
Если у ребенка в 3 года наблюдаются серьезные речевые проблемы, воспитатель информирует об этом логопеда.
Вопрос об эффективном сотрудничестве воспитателя и учителя-логопеда в преодолении речевых нарушений у детей является крайне важным.
Между педагогами должен осуществляться обмен диагностическими сведениями о воспитанниках группы.
В начале года воспитатель наблюдает за детьми в различных видах деятельности, проводит диагностику каждого ребенка, в частности, по речевому развитию, составляет список детей, нуждающихся в специализированной помощи. Логопед совместно с психологом проводят ежегодное комплексное обследование, по результатам которого воспитателям даются рекомендации по индивидуальной работе с детьми.
Большое внимание нужно уделять речевым играм, которые таят в себе безграничный потенциал развития ребенка дошкольного возраста.
Предлагаю вашему вниманию игры и игровые упражнения, направленные на формирование лексико-грамматического строя речи у детей, которые можно использовать при изучении разных лексических тем.
1. Игры «Назови ласково» и «Кто детеныши?» обучают детей словообразованию.
2. Игра «Один-много» закрепляет правильное употребление существительных мн. числа в им. и род. падежах.
Это чашка- а это… чашки. Ты видишь много … чашек.
Для детей старшего возраста игра усложняется добавлением прилагательных.
Н-р: …это голубые чашки, много голубых чашек.
3. Упражнения «Посчитай предметы от 1-5 (10)», «1-2-5-9» обучают детей согласованию существительных с числительными.
Одна (порхающая) бабочка, две (порхающие) бабочки, … пять (порхающих) бабочек…
4. Упражнение «Какой? Какая? Какое?» направлено на формирование относительных прилагательных.
Мяч из резины- резиновый мяч, дом из кирпича- кирпичный дом…
5. Д/у: «Чей предмет?», «Чей хвост? Чья морда?». Цель: образование притяжательных прилагательных.
сумка мамы – мамина сумка
галстук папы – папин галстук
газета дедушки – дедушкина газета
хвост лисы – … лисий хвост
морда волка – … волчья морда
Необходимо обогащать словарный запас детей существительными, прилагательными, глаголами, наречиями.
6. Д/ У «Подбери слова – признаки».
-Яблоко какое?– спелое, румяное, наливное, сладкое, кислое, ароматное, душистое, сочное, твердое, мягкое, красное…
7. Д/У «Подбери слова -действия»
-Яблоко что делает? – растет, зреет, наливается, падает, лежит….
8. Д / У «Скажи иначе».
- Какими словами можно заменить слово «большой»? - огромный, громадный, гигантский, могучий, крупный, большущий, здоровенный…
9. Д/У «Подбери предметы к признакам».
- Про что можно сказать:
Собачий –(хвост, глаз, нос, нюх.)
Собачья - (шерсть, лапа, голова, будка, конура,.)
Собачье – (сердце, ухо)
Собачьи – (глаза, уши, лапы, когти)
10. Игра «Часть и целое» формирует умение называть части предметов.
Например, у дерева есть: ствол, корни, ветки, почки, листья, крона, плоды (шишки, крылатки, сережки, желуди).
11. Д/ У «Подбери родственные слова».
Снег – снежок, снежинка, снеговик, снежный, снегопад, Снегурочка, подснежник, снегирь.
12. Образование слов с двумя корнями.
Пыль сосет – пылесос
Сам варит – самовар
Рыбу ловит – рыболов
13. Работа с многозначными словами.
1) кисть рябины, кисть руки, кисть для рисования;
2) лук – ручное оружие, овощ;
3) коса – орудие труда, заплетенные волосы…
14. В игре «Скажи наоборот» дети подбирают слова-антонимы к существительным (день-ночь, сахар-соль, к прилагательным (одежда широкая–узкая, длинная-короткая, к глаголам (надевает-снимает, поднимается-спускается, взлетает-садится) и наречиям (справа-слева, вблизи-вдали).
15. Склонение существительных и прилагательных в косвенных падежах.
-Что? … (белый) снег
-Нет чего? (белого) снега
-Рады чему?. (белому) снегу
-Довольны чем? … (белым) снегом
-Говорим о чем? … о (белом) снеге
-Зимой мы на чем катаемся? (на санках, на лыжах, на коньках.)
-А летом? (на самокатах, на велосипедах, на роликах)
16.Работа над правильным употреблением предлогов.
- Где лежит тетрадь? (на столе)
- Откуда девочка взяла тетрадь? (со стола)
- Куда залез котенок (под кровать)
- Откуда он вылез? (из-под кровати)
- Где стоит девочка? (за шкафом)
- Оттуда она выглядывает? (из-за шкафа)
17. Игры с чистоговорками, поговорками, скороговорками, пословиц
ами[/b] расширяют словарь детей, делают речь богаче:
«Без друга в жизни туго»
«Слово не воробей – вылетит, не поймаешь»
«Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты»
В результате систематической работы можно достигнуть значительных успехов в развитии речевых навыков детей. Воспитанники научатся правильно произносить звуки, будут обладать внушительным словарным запасом и грамотно изъясняться.