космач елена
Роль воспитателей, музыкальных руководителей, родителей в организации музыкального воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Роль воспитателей, музыкальных руководителей, родителей в организации музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
Публикация «Роль воспитателей, музыкальных руководителей, родителей в организации музыкального воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Придавая большое значение личности педагога, его руководящей роли в воспитательно-образовательном процессе, Н. А. Метлов возлагал большие надежды на его активное участие в работе по музыкально-эстетическому воспитанию детей. Степень активности воспитателя он ставил в зависимость не только от природных данных (слух, голос, пластика движений) и профессиональной подготовки, получаемой в педагогическом колледже или на курсах, но главным образом от согласованности в работе воспитателя и музыкального руководителя, от их взаимной заинтересованности в успешном музыкальном воспитании детей. следовательно, он не может оставаться в стороне и от музыкально-педагогического процесса. Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду, Наличие в детском саду двух педагогов – музыкального руководителя и воспитателя, к сожалению, не всегда приводит к желаемым результатам. Тут имеют место две крайности. Одна, когда всё музыкальное воспитание сводится только к проведению музыкальных занятий. Воспитатель при этом считает себя свободным от музыкального развития детей. В таком случае музыкальное воспитание не является органической частью всей жизни детей : пляски, музыкальная игра не входит в быт ребёнка. Воспитатель недооценивая значение музыкального воспитания в педагогической работе, не проявляет сам интереса к нему и не умеет вызвать интереса у детей. Существует и другое противоположное явление, когда музыкальный руководитель выступает только аккомпаниатором, не принимает непосредственного участия в проведении музыкальных занятий, не следит за тем как воспитатель и дети выполняют песни, пляску, движения. Такое распределение ролей возможно лишь в том случае, когда воспитатель музыкален, методически подготовлен, владеет музыкальным инструментом. Воспитатель, любящий музыку, использует ТСО, поёт детям, прививает им навыки слушания музыкальных произведений, вовлекает в пение, в игры, организует развлечения и концерты. Практика показывает, что в такие моменты создаётся особое настроение, эмоционально сближающее детей и педагога, возникает непринуждённая, задушевная беседа, непосредственные высказывания детьми новых мыслей, впечатлений, желаний, возникает общность переживаний детского коллектива, укрепляются дружеские чувства. Понимая воспитательную силу музыки, педагог, заботиться о создании условий для её постоянного использования в жизни группы. Он организует для детей не только концерты и развлечения, а но и различные дружеские встречи –дни рождения, проводы в школу, встречи с бывшими воспитанниками детского сада, планирует слушание музыки по радио, телевидению, ДВД, создаёт в группе музыкальный уголок и организует и поддерживает возникающие по инициативе детей песни, игры. Хороводы. Вводит пение и музыку на утренней гимнастике и физкультурных занятиях, предварительно согласовав это с музыкальным руководителем. Чтобы квалифицированно направлять в группе музыкальную деятельность детей, воспитатель систематически работает с музыкальным руководителем : разучивает музыкальное произведения. Совершенствует собственное исполнение детского репертуара, консультируется в музыкальным руководителем по вопросам методики проведения концертов, подготавливает музыку или привлекает к этому взрослых (сотрудников. Родителей, отбирает вместе с музыкальным руководителем материал для развлечений. Владея музыкальным репертуаром и методикой, воспитатель постоянно помогает музыканту-специалисту организовать работу вне музыкальных занятий в соответствии с задачами и особенностями её проведения в условиях данной группы. Молодые воспитатели со средним педагогическим образованием, окончившие пед. колледж владеют детским программным репертуаром: они поют. Хорошо двигаются, т. е. достаточно подготовлены для участия в музыкальном воспитании детей. Поэтому обязанностью музыкального руководителя является организация дальнейшего повышения их музыкальной квалификации и качества исполнения музыкального детского репертуара (в условиях конкретной работы с детьми данной возрастной группы, использования музыки в повседневной жизни детей. Для этого музыкальный руководитель регулярно работает с воспитателями, помогая им в руководстве музыкальной жизнью детей. В целях поддержания работы на определённом эстетическом уровне, но и в то же время тактично контролирует их. Таким образом, под руководством музыкального руководителя и воспитателя дети приучаются к общению с музыкой. Основная роль воспитателя в руководстве музыкальной деятельностью детей – это соучастие в ней и к этой работе необходимо относиться творчески. Необычен детский мир! Мир действительности и мир фантазий ребёнка почти равнозначны. Как важно, чтобы взрослые помогали детям реально воспринимать действительность и в то же время не разрушали их чудесный, вымышленный мир! Семья – это маленький коллектив, который может помочь ребёнку войти в мир музыки, оказать определённое воспитательное воздействие. Время, проведённое с детьми, совместные праздники, развлечения, игры способствуют созданию гармонической личности маленького человека. Успех в деле музыкального воспитания будет зависеть от педагогического такта самих родителей и от их знаний. Которые они смогут при обрести в тесном контакте с воспитателем, музыкальным руководителем детского сада. Главной задачей музыкального развития детей является формирование эмоциональной сферы, приобщение маленького слушателя к истокам музыкальной культуры. Решение этой задачи предполагает соучастие в организации музыкальной деятельности детей музыкального руководителя, воспитателя и родителей. Задачи, стоящие перед музыкальными руководителями : 1. Проведение музыкальных занятий разного типа: традиционных, доминантных, комплексных, развивающих. 2. обогащение внутреннего мира чувств, нравственных качеств детей яркими музыкальными впечатлениями. Воспитание доброжелательных отношений в процессе видов музыкальной деятельности. 3. Развитие эмоционального компонента восприятия музыки во всех видах детской музыкальной деятельности : слушание – восприятие, певческой, музыкально-ритмической, музицировании на инструментах. 4. Формирование умений и навыков по всем видам музыкальной деятельности. 5. Работа над формированием музыкального мышления детей, над усвоением теоретических понятий о музыке как виде искусства. 6. Стимулирование творческих проявлений детей, формирование способов творческой активности. 7. Проведение занятий – практикумов с воспитателями и консультаций для воспитателей и родителей по проблемам музыкального развития ребёнка. Задачи, стоящие перед воспитателями : 1. Использование музыки на прогулке, других занятиях, в самостоятельной деятельности, развлечениях. 2. Формирование эмоционально-положительной установки к занятиям музыкой. 3. Выявление и формирование музыкальных интересов детей, расширение музыкальных представлений. 4. Закрепление умений и навыков, полученных на занятиях. 5. Организация самостоятельной музыкальной деятельности детей в группе. Создание музыкальной зоны для музицирования. 6. Участие в занятиях-практикумах с целью совершенствования собственных музыкальных умений и навыков. Задачи, стоящие перед родителями : 1. Беседы с детьми о впечатлениях полученных на занятиях. 2. Поддержка интереса к музыке и музыкальной деятельности. 3. Совместные экскурсии с детьми в театр, на концерты. 4. Организация условий для элементарного музицирования. 5. Подбор домашней фонотеки, прослушивание грамзаписей с последующим обсуждением. 6. Участие в мероприятиях педагогического учреждения по проблемам музыкального развития ребёнка.