наташа данилова
Консультация «Роль воспитателя в организации игры детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль воспитателя в организации игры детей старшего дошкольного возраста»
Современный ребёнок – маленький гражданин, осознающий себя в современном пространстве страны и города, а игра- самая любимая и естественная деятельность детей. И задача воспитателя увлечь детей играми, сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть дошкольникам многообразие мира игры.
Темочки:
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Консультации для родителей
- Старшая группа
- Темочки
Игра имеет важнейшее значение для всестороннего развития личности ребёнка, выступает связующим звеном в отношении к познанию окружающей его среды. Через игровые действия дети стремятся удовлетворить активный интерес к окружающей жизни и создают при этом свои комбинации различных жизненных ситуаций, где как бы перевоплощаются во взрослых, в героев художественных произведений, в животных. Для того чтобы воспитание детей в игре проходило успешно, необходимо создать соответствующие условия: отвести играм достаточное время, организовать удобную, спокойную обстановку, подобрать игрушки. «Основная общеобразовательная программа дошкольного образования» требует, чтобы детям была предоставлена возможность играть в разное время дня: утром до завтрака, в течения дня, на прогулке, во второй половине дня. Для этого создаётся такая развивающая предметно пространственная среда. Где ребёнок может проявить себя во всех видах деятельности.
Богатство замысла и эффективность средств воплощения в каждой игре у детей зависят от наличия жизненных наблюдений, дополненных литературно-художественными образами, которые помогают детям перейти от прямого подражания к творческому воспроизведению игровых замыслов. Но появление замысла ещё не говорит о том, что ребёнок способен самостоятельно воплотить его в игре, так как у него нет ещё необходимых навыков и умения планировать свои действия. Этому его должен научить воспитатель или как сейчас сказано во ФГОС воспитатель-партнёр (партнёрские взаимоотношения).
Чёткое определение места и значении игры в педагогическом процессе тесно связано с работой воспитателя. Педагог прежде всего должен быть организатором детской жизни, разделяющим с детьми их радости, успехи и затруднения. Если же у воспитателя нет контакта с детьми, то дети не улавливаются игровому замыслу сами и тому, что происходит в играх.
Но детская жизнь в играх не может правильно развиваться, если она будет представлена на усмотрение самих детей. Педагог должен быть в центре этой жизни, должен понимать происходящее, входить в интересы играющих, умело их направлять, создавать игровую –проблемную ситуацию. Деятельность воспитателя прежде всего обращена на то, чтобы организовать играющих детей, добиться между ними правильных взаимоотношений, потому что всякая организация жизни требует установления взаимоотношений.
Игра- это радость для детей, поэтому процесс организуется так, чтобы игры воспитывали положительные эмоции. Участвуя в жизни детей. в их играх, воспитатель руководствуется определёнными задачами воспитания. Необходимо воспитывать у детей такие качества как дружба, умение действовать самостоятельно, взаимопомощь; дети дошкольного возраста могут оказывать посильную помощь друг другу, воспитываем в них чувство справедливости, жизнерадостность, общительность, целеустремлённость, организованность, личную инициативу, изобретательность, смекалку и т. д. Именно в этих задачах намечаются перспективы деятельности нравственного воспитания.
Очень тяжело организовать игры, если численность группы составляет 20-25 человек. Но это вполне разрешимая задача, если руководствоваться правилами организации жизни детей в группе. Надо знать, во что любит играть каждый ребёнок и создать для каждого свою игру и деятельность.
Например: Ваня и Егор хотят играть в моряков и каждый хочет быть капитаном, но сами они не могут договориться и тогда здесь должен помочь воспитатель и разрешить эту проблемную ситуацию. Предложить сначало одному быть капитаном, а потом другому.
В процессе игр воспитателю принадлежит большая роль, так как именно здесь происходят те события, которые делают возможной игру. Игры повторяются ежедневно и именно в играх крепнет детский коллектив. Можно заметить, что при поступлении нового ребёнка в группу, а также его дальнейшего пребывания в новом детском коллективе, они остаются вне этой жизни, никто из детей не хочет с ними играть. Именно в этой ситуации воспитатель должен помочь ребёнку влиться в коллектив, пытаясь вовлечь его в различные совместные игры. Но есть дети, которые очень легко вливаются в детский коллектив они обладают качеством «лидера», но и здесь нужно помочь ребёнку не ставить себя выше других, а быть с ним на одном уровне.
Например сказать ему:- Я воспитатель я старше, но я никогда об этом не говорю вам и стараюсь играть с вами на вашем уровне. Быть с вами другом и партнёром.
Если ребёнок уже умеет хорошо играть, может сам придумывать правила игры, это только оживит игру, сделает её более забавной и интересной.
Говоря о детских группировках в играх, важно всегда учитывать возраст играющих детей. В младшем дошкольном возрасте играющая группа детей легко распадается, и так же легко возникает новая группировка. Здесь воспитателю легко ориентироваться. Сложнее в старших группах, где начинают преобладать симпатии и антипатии, наличие новой дорогой игрушки, либо это какие-либо особенные способности ребёнка. Важно знать и понимать по каким признакам складывается та или иная группировка. Именно группировки детей являются организационной опорой для воспитателя. Пока воспитатель не овладеет умением руководить этими группировками, он должен стремиться к тому, чтобы дети находились под его наблюдением, участвовали в его играх.
Воспитатель в глазах детей всегда должен быть опытным лицом, знающим много разнообразных игр, умеющий их правильно и интересно организовать. Поэтому, при правильном взаимоотношении «взрослый- дети», педагог сможет непрерывно обогащать опыт и знания детей всё новыми играми, развивать и совершенствовать те игры, которые имеются уже в практике.
Именно такое руководство воспитателя принесёт огромную и несомненную пользу. Воспитателю просто необходимо владеть мастерством руководства игры : подвижной, сюжетно-ролевой, театрализованными играми, дидактическими, музыкальными и др. играми. Воспитатель всегда должен быть готов показать игру детям, проиграть её с ними, оценить их достижения.
В подготовительной группе, где я работаю, 22 ребё нка и все они разные: общительные и замкнутые, активные и молчаливые, гиперактивные, не всегда организованные и, наоборот, дисциплинированные, спокойные. У всех разные игровые умения: одни умеют планировать свою игру, выполнять главные и второстепенные роли, проявлять самостоятельность и творчество, другие, наоборот, с низким уровнем игровых навыков и умений, без инициативные. У себя в группе, продолжая работу по развитию игровой деятельности, я создала все необходимые условия для удовлетворения интересов детей в разнообразных играх. Тщательно продумывала условия и подбирала материал для игр, чтобы, начав игру до завтрака, дети могли продолжить её в течения всего дня.
При планировании воспитательного процесса в группе я учла, что есть несколько детей малообщительных, которые стараются играть в одиночку. Внимательно понаблюдав за ними, поняла, что причина их скованности в отсутствии хорошо развитых игровых навыков и умений, в недостаточно сформированной потребности в общении. Поэтому я стремилась, чтобы такие дети прежде всего овладели необходимыми для той или иной игры знаниями и умениями – знали сюжет игры, могли их творчески развивать. Только после этого стали этих детей вливать в общие игры. Это дети которые перешли в мою группу перескочив сразу из средней группы в подготовительную. Именно поэтому им было тяжело вливаться в коллектив. Но благодаря моим детям и мне, а также хорошего эмоционального, доброжелательного отношения все ребята подружились и стали играть вместе.
Дети в группе в основном активные, всегда могут самостоятельно найти себе дело, легко вступают в контакт с другими детьми.
Хочу немного дополнить про «лидеров»,к которым нужен особый подход. Такие дети общительны, хорошие организаторы игр, но стараются большую роль взять на себя. Поэтому я стала насыщать второстепенные роли действиями, стала делать их более привлекательными и ненавязчиво предлагали их детям. В процессе моей работы стала замечать как меняется отношение таких детей к другим детям. Они стали более внимательными и дружелюбными, научились договариваться. Также в группе имеются часто конфликтующие дети. Причина такого их поведения – неумение управлять своим поведением и недостаточное владение игровыми навыками. Таких детей старалась чаще остальных привлекать к изготовлению игрового оборудования, включать их в общественно полезную деятельность, трудовую деятельность. В игре предлагала такие роли, которые требовали бы аккуратности, сдержанности и дисциплинированности. По ходу игры выступала в роли советчика-партнёра.
Хочется сделать вывод о необходимости воспитателю владеть мастерством руководства игрой. Мы берём игру как жизнь детей, со всеми заключающимися в ней противоречиями, чувствами, переживаниями, поступками, в общем, с проявлениями цельной человеческой личности. Если для ребёнка игра есть самая настоящая жизнь, то организовав эту жизнь хорошо, разумно, мы получаем большие возможности от детей, воспитывая их в том или ином отношении.
Список литературы:
1. «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста» Краснощекова Н. В. (Школа развития, Ростов н/ Д: издательство «Феникс» 2007г
2. Игры и игровые упражнения по развитию речи. Г. С. Швайко.
3. Дидактический материал по развитию речи. Т. И. Подрезова.
4. «Игровая деятельность в детском саду» Губанова Н. Ф. .- М. Мозаика-Синтез. 2006