Татьяна Кощавцева
Консультация для воспитателей на тему «Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста»
Учитель-логопед
Кощавцева Т. Н.
Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста
Видеть красивого умного, здорового ребенка желание каждого, кто находится с ним рядом, кого волнует и заботит его будущее.
Публикация «Консультация для воспитателей на тему „Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Среди многих факторов (социально-экономических, демографических культурных и др., которые оказывают влияние на состояние здоровья детей, по интенсивности воздействия физическое воспитание занимает особое место. Ведь чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие.
Детский возраст – это время интенсивного формирования и роста тела, развитие функций всех систем организма и психики, раскрытия способностей становления личности. Вместе с тем это благоприятный период для положительного воздействия на развитие детей средствами физической культуры. Именно в детском возрасте имеются все условия для всестороннего гармоничного физического развития, образования, воспитания и оздоровления.
При использовании средств физической культуры необходимо ориентировать педагогов, воспитателей, родителей на оздоровление и обучение детей с учётом современных условий, возрастных, индивидуальных физических и психических особенностей каждого ребёнка.
Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов», сказал ещё Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», писал Кант. Жан-Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького ребё нка: «… он хочет всё потрогать, всё взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребёнок узнаёт, сравнивая то, что видит с ощущениями, которые получает, от своих рук…»
В своей работе я уделяю большое внимание развитию мелкой моторики пальцев рук средствами физической культуры.
На верхнюю конечность в частности кисть и пальцы, приходится огромная доля двигательной деятельности человека. Домашний быт, самообслуживание, вся наша повседневная жизнь немыслима без ее участия. Рука играет основную роль в многообразных трудовых процессах.
Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.
Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и составлении речи. И именно поэтому словесная речь ребёнка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребёнка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализуются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способность. Чтобы ребёнок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу с раннего возраста необходимо развивать его руки : пальцы и кисти.
Систематическое выполнение пальцевой гимнастики благоприятно отразится на умственных способностях, памяти, внимании. Упражнения для рук укрепят мышцы, они будут меньше уставать во время письма, повысится их координация, сила и гибкость, легче будут даваться мелкие и точные движения, руки станут не только сильные, но и красивые.
У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями карандаша. И у нас с малолетства учили играть в «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Козу рогатую». Сегодня наши специалисты возрождают старые игры, придумывают новые.
О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму, развить координацию. А для того чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. В принципе, любые стихотворные произведения такого рода педагоги и родители могут сами «переложить на пальцы», т. е. придумать сопровождающие речь движения для пальчиков – сначала простые, несложные, а затем эти движения усложнять. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться.
Высокий уровень развития мелкой моторики рук (способности выполнять точные и высокодифференцированные движения руками) является необходимой предпосылкой для успехов в учебной бытовой и трудовой деятельности. Прежде всего, для овладения навыками письма, рисования, лепки и др.
Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребёнка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Известно, что формирование кисти рук к 7 годам не заканчивается. Окостенение костей запястья и фаланг пальцев завершается лишь к 10-13 годам. У детей младшего школьного возраста кисти рук ещё только формируются и чрезмерные двигательные нагрузки (непрерывное письмо) для них нежелательны. Гигиенические исследования подтвердили необходимость ограничения письменных работ в 1-ом классе 7-10 минутами (В. М. Зубкова). Установлена также оптимальная длительность непрерывного письма для детей 1-го класса от 3 до 5 минут. (Н. Н. Куинджи) в 4-ом классе непрерывное письмо может осуществляться уже в течение 17-20 минут.
Пальчиковую гимнастику можно применять на уроках русского языка и математики, рисования и труда, на спортивных занятиях и обучении игре на музыкальном инструменте.
Кроме того, не менее важны для школьников игры в парах. Их цель – повысить у детей коммуникабельность, научить общению.
Подобные упражнения развивают силу и ловкость, научившись играть в эти игры, дети с большей пользой будут проводить время.
Так как по своей сути дети любят играть со всем, что можно взять в руки, можно использовать нестандартное оборудование. Это могут быть шнурки или бантики, мелкие и крупные пуговицы, клубки, коробки от «киндер сюрпризов» и т. д. Немного фантазии педагогов или родителей и обычные предметы можно превратить в очень интересный дидактический материал.
В своей работе мы используем специально разработанные тесты, помогающие выявить уровень развития координационных способностей рук.
Оценка моторики рук детей 4-5 лет.
На столе ставится картонная коробка размером 10 на 10см, перед которой на расстоянии 5см раскладывают в беспорядке 20 монет (диаметром 2см). По сигналу ребёнок должен уложить как можно быстрее все монеты по одной в коробку. Задание выполняется поочерёдно правой и левой рукой. Время выполнения для ведущей руки 15сек, для второй руки 20 сек.
Оценка моторики пальцев рук («Нарисуй пальчиками кружочки»).
В течение 10сек. указательными пальцами горизонтально вытянутых вперёд рук описать в воздухе круги любого размера, но одинаковые для обеих рук. Задание не выполнено, если ребёнок осуществляет вращение одновременно в одну сторону или делает круги разной величины.
Оценка моторики рук детей 5-6 лет (смотай клубок).
Предложить ребёнку намотать нитку (2м) на катушку. Для ведущей руки норма 15сек, для второй 20сек.
Оценка моторики пальцев рук.
На столе разложены две спичечные коробки и по 10 спичек около них. По сигналу необходимо быстро уложить одновременно двумя руками спички в каждую коробку. Время выполнения задания ограничивается 20сек.
Оценка моторики рук детей 6-7лет.
Предложить ребёнку 36 карт, которые надо разложить на 4 кучки. Норма для ведущей руки 35сек, для второй 45сек.
Мною разработаны дидактические материалы, комплексы специальных упражнений для рук, пальчиковая гимнастика, пальчиковые упражнения в парах, игры для пальчиков, которые успешно используются воспитателями во время занятий общеобразовательными предметами с детьми в группах ДОУ, родителями.
Несомненно, видны и результаты моей работы: дети более уверенно стали выполнять упражнения с атрибутами, (мячи, обручи, косички и т. д., движения стали более чёткими и точными.
Во время письма дети меньше устают, повышается координация, сила и гибкость рук, легче стали даваться мелкие и точные движения.
Такие игры не только формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком, но и очень благоприятно отражаются на развитии интеллекта и творческого воображения.
В дальнейшем планирую продолжить работу по развитию мелкой моторики рук, тесно сотрудничать с воспитателями в группах, предоставлять наглядные материалы для ознакомления родителям, разнообразить уже имеющиеся игры и упражнения в зависимости от возраста и степени подготовленности детей.