Получи документы

Консультация для воспитателей на тему «Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста»

Татьяна Кощавцева
Консультация для воспитателей на тему «Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для воспитателей

Тема: «Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста»

Учитель-логопед

Кощавцева Т. Н.

Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста

Видеть красивого умного, здорового ребенка желание каждого, кто находится с ним рядом, кого волнует и заботит его будущее.

Публикация «Консультация для воспитателей на тему „Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Среди многих факторов (социально-экономических, демографических культурных и др., которые оказывают влияние на состояние здоровья детей, по интенсивности воздействия физическое воспитание занимает особое место. Ведь чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие.

Детский возраст – это время интенсивного формирования и роста тела, развитие функций всех систем организма и психики, раскрытия способностей становления личности. Вместе с тем это благоприятный период для положительного воздействия на развитие детей средствами физической культуры. Именно в детском возрасте имеются все условия для всестороннего гармоничного физического развития, образования, воспитания и оздоровления.

При использовании средств физической культуры необходимо ориентировать педагогов, воспитателей, родителей на оздоровление и обучение детей с учётом современных условий, возрастных, индивидуальных физических и психических особенностей каждого ребёнка.

Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов», сказал ещё Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», писал Кант. Жан-Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького ребё нка: «… он хочет всё потрогать, всё взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребёнок узнаёт, сравнивая то, что видит с ощущениями, которые получает, от своих рук…»

В своей работе я уделяю большое внимание развитию мелкой моторики пальцев рук средствами физической культуры.

На верхнюю конечность в частности кисть и пальцы, приходится огромная доля двигательной деятельности человека. Домашний быт, самообслуживание, вся наша повседневная жизнь немыслима без ее участия. Рука играет основную роль в многообразных трудовых процессах.

Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.

Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и составлении речи. И именно поэтому словесная речь ребёнка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребёнка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализуются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способность. Чтобы ребёнок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу с раннего возраста необходимо развивать его руки : пальцы и кисти.

Систематическое выполнение пальцевой гимнастики благоприятно отразится на умственных способностях, памяти, внимании. Упражнения для рук укрепят мышцы, они будут меньше уставать во время письма, повысится их координация, сила и гибкость, легче будут даваться мелкие и точные движения, руки станут не только сильные, но и красивые.

У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями карандаша. И у нас с малолетства учили играть в «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Козу рогатую». Сегодня наши специалисты возрождают старые игры, придумывают новые.

О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму, развить координацию. А для того чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. В принципе, любые стихотворные произведения такого рода педагоги и родители могут сами «переложить на пальцы», т. е. придумать сопровождающие речь движения для пальчиков – сначала простые, несложные, а затем эти движения усложнять. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться.

Высокий уровень развития мелкой моторики рук (способности выполнять точные и высокодифференцированные движения руками) является необходимой предпосылкой для успехов в учебной бытовой и трудовой деятельности. Прежде всего, для овладения навыками письма, рисования, лепки и др.

Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребёнка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Известно, что формирование кисти рук к 7 годам не заканчивается. Окостенение костей запястья и фаланг пальцев завершается лишь к 10-13 годам. У детей младшего школьного возраста кисти рук ещё только формируются и чрезмерные двигательные нагрузки (непрерывное письмо) для них нежелательны. Гигиенические исследования подтвердили необходимость ограничения письменных работ в 1-ом классе 7-10 минутами (В. М. Зубкова). Установлена также оптимальная длительность непрерывного письма для детей 1-го класса от 3 до 5 минут. (Н. Н. Куинджи) в 4-ом классе непрерывное письмо может осуществляться уже в течение 17-20 минут.

Пальчиковую гимнастику можно применять на уроках русского языка и математики, рисования и труда, на спортивных занятиях и обучении игре на музыкальном инструменте.

Кроме того, не менее важны для школьников игры в парах. Их цель – повысить у детей коммуникабельность, научить общению.

Подобные упражнения развивают силу и ловкость, научившись играть в эти игры, дети с большей пользой будут проводить время.

Так как по своей сути дети любят играть со всем, что можно взять в руки, можно использовать нестандартное оборудование. Это могут быть шнурки или бантики, мелкие и крупные пуговицы, клубки, коробки от «киндер сюрпризов» и т. д. Немного фантазии педагогов или родителей и обычные предметы можно превратить в очень интересный дидактический материал.

В своей работе мы используем специально разработанные тесты, помогающие выявить уровень развития координационных способностей рук.

Оценка моторики рук детей 4-5 лет.

На столе ставится картонная коробка размером 10 на 10см, перед которой на расстоянии 5см раскладывают в беспорядке 20 монет (диаметром 2см). По сигналу ребёнок должен уложить как можно быстрее все монеты по одной в коробку. Задание выполняется поочерёдно правой и левой рукой. Время выполнения для ведущей руки 15сек, для второй руки 20 сек.

Оценка моторики пальцев рук («Нарисуй пальчиками кружочки»).

В течение 10сек. указательными пальцами горизонтально вытянутых вперёд рук описать в воздухе круги любого размера, но одинаковые для обеих рук. Задание не выполнено, если ребёнок осуществляет вращение одновременно в одну сторону или делает круги разной величины.

Оценка моторики рук детей 5-6 лет (смотай клубок).

Предложить ребёнку намотать нитку (2м) на катушку. Для ведущей руки норма 15сек, для второй 20сек.

Оценка моторики пальцев рук.

На столе разложены две спичечные коробки и по 10 спичек около них. По сигналу необходимо быстро уложить одновременно двумя руками спички в каждую коробку. Время выполнения задания ограничивается 20сек.

Оценка моторики рук детей 6-7лет.

Предложить ребёнку 36 карт, которые надо разложить на 4 кучки. Норма для ведущей руки 35сек, для второй 45сек.

Мною разработаны дидактические материалы, комплексы специальных упражнений для рук, пальчиковая гимнастика, пальчиковые упражнения в парах, игры для пальчиков, которые успешно используются воспитателями во время занятий общеобразовательными предметами с детьми в группах ДОУ, родителями.

Несомненно, видны и результаты моей работы: дети более уверенно стали выполнять упражнения с атрибутами, (мячи, обручи, косички и т. д., движения стали более чёткими и точными.

Во время письма дети меньше устают, повышается координация, сила и гибкость рук, легче стали даваться мелкие и точные движения.

Такие игры не только формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком, но и очень благоприятно отражаются на развитии интеллекта и творческого воображения.

В дальнейшем планирую продолжить работу по развитию мелкой моторики рук, тесно сотрудничать с воспитателями в группах, предоставлять наглядные материалы для ознакомления родителям, разнообразить уже имеющиеся игры и упражнения в зависимости от возраста и степени подготовленности детей.

Публикации по теме:

Консультация для родителей и воспитателей «Роль сказки в речевом развитии детей дошкольного возраста» Работая в детском саду воспитателем, я обратила внимание на один очень важный момент: количество детей, имеющих те или иные речевые проблемы,.

Консультация для родителей «Роль подвижных игр в развитии скоростных способностей у детей дошкольного возраста» Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них - это, прежде всего, двигаться, действовать.

Консультация для воспитателей на тему «Роль подвижных игр в физическом воспитании старших дошкольников» Подвижные игры - это важное средство воспитания, одно из самых любимых и полезных занятий детей. Характерная особенность подвижных игр.

Консультация для воспитателей «Роль игры-драматизации в развитии речевой активности детей дошкольного возраста» Роль игры-драматизации в развитии речевой активности детей дошкольного возраста. Одним из самых эффективных средств развития и воспитания.

Консультация для воспитателей «Роль театрализованных игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» Роль театрализованных игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста Общеизвестный факт, что одним из важных приобретений ребенка.

Консультация «Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста» Консультация «Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста» «Игра – это огромное светлое окно, через который в духовный мир.

Опыт работы по проблеме «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста» Речь является средством общения. Без неё человек не мог получать или передавать информацию. Без письменной речи не было бы возможности узнать,.

Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник.

Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста. «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста». В наше время мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, что плохо развита речь.

Сообщение на тему «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста» Сообщение на тему: «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста» Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей на тему «Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 17 февраля 2019 в 21:58
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей на тему «Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Кощавцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД