Папки-передвижки

Роль вокально-хоровых упражнений в работе над дикцией с дошкольниками

оксана кибкало
Роль вокально-хоровых упражнений в работе над дикцией с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы

[iСтатья «Роль вокально-хоровых упражнений в работе над дикцией с дошкольниками» посвящена одному из приоритетных направлений развития личности ребёнка – пению. Пение является неотъемлемой частью нравственного, патриотического, эстетического воспитания и художественного образования подрастающего поколения в России. Работа над развитием вокальных навыков многогранна. Она не может вместить рамки одной статьи. Поэтому остановились на более узких аспектах работы над вокалом – артикуляцией и дикцией. [/i]

Публикация «Роль вокально-хоровых упражнений в работе над дикцией с дошкольниками» размещена в разделах

Известно, что хоровое пение является показателем духовного здоровья нации. Немецкий музыковед, Курт Закс, сказал: «Музыка начинается с пения». [2, c.82] Россия издавна славилась своими хоровыми традициями.

Ещё несколько лет назад жизнь малыша с самого раннего детства сопровождалась песней. Сначала это были пестушки, потешки, колыбельные, которые ему пели мама и бабушка. Затем вместе с товарищами во время игр он выкрикивал – напевал заклички, дразнилки, приговорки. Подрастая, ребёнок приобщался к труду, и в его жизнь входили взрослые песни – трудовые, обрядовые, лирические, шуточные.

Но с течением времени жизненный уклад людей кардинально изменился, и как результат прервалась цепочка непосредственной передачи песенного и устного наследия народа. Родители, а подчас и педагоги, не придают значения эстетическому развитию ребёнка. Всё реже в домах звучит хорошая музыка, и даже за праздничным столом современные родители не поют застольных песен. Ребёнок постоянно находится в окружении агрессивного музыкального фона – «Шедевров» поп- и рок-музыки, звучащих с экранов телевизоров, из музыкальных центров, планшетов. Современные малыши редко посещают с родителями театры, музеи. Всё это приводит к эмоциональному оскудению нации.

«Всё начинается с детства», - сказал В. Сухомлинский. [7,c.100]

«Запоют дети – запоёт народ», - писал К. Д. Ушинский. [8, c.30]А будут любить пение наши воспитанники или нет, зависит от нас педагогов.

Для того, чтобы научить ребёнка пению педагогу предстоит много работы –,над интонацией, динамикой, ритмом, темпом, выразительностью, это и развитие ладового чувства, и расширение диапазона. Это материал для нескольких статей и выступлений.

В своей сегодняшней статье мне бы хотелось более подробно остановиться на более узком аспекте, без которых невозможно развитие музыкальных способностей, особенно пения - это артикуляция и дикция.

Артикуляция – в словарях современного русского языка определяется как работа органов речи, а также их положение при произношении того или иного звука.

Дикция – ясность, разборчивость произнесения текста. Дикция – непременное условие успешного выступления. Ведь успех выступления зависит от качества произношения каждого поющего или говорящего, от однородности и одновременности произнесения текста или хоровой партии.

Многие дети дошкольного возраста имеют проблемы с произношением звуков. Одним из эффективных методов коррекции речевых нарушений является регулярное использование в процессе пения вокально-артикуляционных упражнений, цель которых – выработка чёткости, ловкости, правильности работы всех частей артикуляционного аппарата. Пение очень полезно для детей, имеющих речевые нарушения, так как развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и голос.

Ещё К. С. Станиславский сказал: «У хорошего актёра должны звучать все гласные и согласные». [6, с. 379] Это изречение в полной мере можно отнести и к певцу.

Вокально-артикуляционные упражнения – специально организованные упражнения, направленные на развитие и овладение навыками певческой дикции и артикуляции.

Цели и задачи вокально-артикуляционных упражнений:

1. Освобождение артикуляционных мышц от скованности;

2. Развитие подвижности артикуляционного аппарата;

3. Преодоление дефектов произношения, мешающих не только красоте звучания певческого голоса, но и речи;

4. Развитие способности тянуть гласный звук, петь связно, при этом чётко произнося согласные звуки;

5. Развитие способности петь слово интонационно чисто;

6. Овладение приёмами произношения слова для улучшения вокальных качеств голоса.

Благодаря гласным звукам раскрываются певческие возможности голоса: красота тембра, длительность звучания, сила и диапазон голоса. Поскольку гласные не встречают препятствий при своём прохождении по ротоглоточ-ному каналу, они доступны протяжному исполнению. Для правильного развития голоса сначала подбирают упражнения с наиболее вокально устойчивыми гласными «а», «о», «у» и только затем к ним подстраивают более сложные гласные «э», «и». Это направление вокальной педагогики известно как фонетический метод.

Первые вокально-хоровые упражнения предлагаются детям в виде песенок-игр, когда музыкальный руководитель поёт запев, а дети отвечают за персонажа.

«Про филина»

Слова народные. Модель Д. Огороднова

1. Филин сидит в тёмном лесу. – Ух, ух, у!

2. Что ты сидишь, что ты не спишь? - Ух, ух, у!

3. Я всё слежу, лес сторожу. - Ух, ух, у!

В. П. Морозов называл гласные рекой, а согласные её берегами. Именно согласные играют решающую роль в восприятии текста. Дикция певца определяется коротким, но мощным произнесением согласных.

На музыкальных занятиях, работая над дикцией, можно использовать следующие методологические приёмы:

1. Утрированный показ артикуляции на начальном этапе.

2. Артикуляционная гимнастика, состоящая из специальных упражнений, которые направлены на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности движений органов, участвующих в речевом процессе. Чтобы вызвать у детей интерес к этому занятию, следует придумывать истории. Например, «История о том, как Язычок искал друга» (разработана М. Картушиной). [1, с. 158]

3. Озвученная артикуляционная гимнастика.

Упражнение «Ручеёк».

Быстрые движения влево, вправо кончиком языка по вытянутым губам, интонируя или один звук, или звуки тонического трезвучия вниз, таким образом имитируя движения журчащего ручейка.

4. Музыкальные пальчиковые игры сочетают пение с активной артикуляцией и движения мелкой моторики. Исследования профессора М. М. Кольцовой показали, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

Пальчиковая игра «Мышки»

Муз. и сл. М. Картушиной

Вот как наши ребятишки Дети «скребут» пальчиками по

Расшалились, словно мышки. Коленям.

Ловко пальчиками тут,

Словно лапками скребут.

Ш – ш – ш…

5. Пальчиковые игры с предметами помогают задействовать большее количество рецепторов, находящихся в пальцах, что способствует усилению работы речевых центров.

Пальчиковая игра «Гриб – грибок»

Муз. и сл. Г. Гусевой

Для игры каждому ребёнку нужен грибок, изготовленный из материи или связанный и свободно одевающийся на палец.

Гриб – грибок, гриб – грибок, Дети надевают на

Он забрался на пенёк. указательный палец грибок

Мимо шла Маринка, показывают его, поворачивая

Прыгнул к ней в карзинку. из стороны в сторону

На последнее слово сгибают

палец («прячут грибок в корзинку»)

На повторное исполнение песни дети надевают грибок на другой палец. Пальчиковая игра проводится 3 – 4 раза.

6. Проговаривание и пропевание скороговорок в разном темпе, характере, с использованием звучащих жестов (по методу К. Орфа). [5, с. 164] Работая над скороговорками, можно использовать следующие приёмы:

- отмечание ритмической пульсации хлопками;

- проговаривание текста в ускоряющемся темпе – от медленного к самому быстрому (темп задаёт педагог хлопками или лёгкими или лёгкими и чёткими ударами в бубен);

- проговаривание текста в разной динамике – от шёпота до почти крика (нарастание динамики показывает жестом музыкальный руководитель);

- чтение скороговорок по подгруппам (первую фразу проговаривает одна подгруппа детей, вторую – другая);

- пропевание скороговорок в качестве распевок по полутонам с использованием шумовых инструментов для задавания темпа.

Щенок

Муз. М. Картушиной, сл. С. Маршака

Щёткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.

Дети стоят в кругу и поют скороговорку, передавая на каждую долю друг другу щётку. У кого после окончания пения окажется щётка, тот поднимает её вверх и проговаривает скороговорку как можно быстрее.

7. Логопедические распевки основаны на пропеваниичистоговорок и попевок, направленных на овладение разными звуками. Можно исполнять их с артикуляторными жестами. Об этом методе рассказывается в пособиях Т. С. Овчинниковой «Логопедические распевки» (СПб. : Каро, 2006). [3, с. 35]

Это я

Муз. и сл. М. Картушиной

- Утром рано кто встаёт?

- Я! Я! Я!

- Кто друзей играть зовёт?

- Я! Я! Я!

- В мячик весело играет?

- Я! Я! Я!

- Никогда не унывает?

- Я! Я! Я!

- Звонко песни распевает?

- Я! Я! Я!

- Никого не обижает?

- Я! Я! Я!

- Как зовут друзей у нас?

- Света, Ваня и Тарас,

Коля, Лена и Андрей –

Много у меня друзей!

Педагог пропевает вопрос и бросает кому-либо из детей мяч. Тот ребёнок, у кого окажется мяч, отвечает.

8. Проговаривание слов песни нараспев на одной высоте «высоким» голосом с целью постановки речевого голоса.

Надеюсь, что представленные мной упражнения помогут в решении конкретных задач по развитию певческих навыков и развитию речи и будут способствовать успешной подготовке детей к школе.

Литература

1. Картушина М. Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2010. – 176 с.

2. Методика обучения эстрадному вокалу «Чистый голос»

/Сост. Т. В. Охомуш. - Иваново: Преображение, 2008. – 160 с.

3. Овчинникова Т. С. Логопедические распевки. – СПб. : Каро, 2006.

- 46 с.

4. Петрова И. А. Музыкальные игры дошкольников. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 104 с.

5. Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов пед. ин-тов, учащихся пед. уч-щ и колледжей, муз. руководителей и воспитателей дет. Сада. – М. :Просвещение: Владос, 1994. – 345 с.

6. Станиславский К. С. Собрание сочинений: В 9т. М. : Искусство, 1990. Т. 3. Работа актёра над собой. Ч. 2: Работа над собой в творческом процессе воплощения: Материалы к книге / Общ. Ред. А. М. Смелянского, вступ. Ст. Б. А. Покровскго, комент. Г. В. Кристи и В. В. Дыбовского, 508 с.

7. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения в 3 т. Т. 1, - М., 1980.- 471 с.

8. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения в 6т. – Т. 2. – М. ,1988. – 300 с.

Публикации по теме:

Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми для развития умственных способностей и оздоровленияИспользование кинезиологических упражнений в работе с детьми для развития умственных способностей и оздоровления Мастер-класс для педагогов «Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста для развития умственных способностей.

Использование расписных камней в работе с дошкольникамиИспользование расписных камней в работе с дошкольниками Доброе время суток, уважаемые коллеги, друзья, гости моей странички! Хочу представить вашему вниманию одно из направлений своей педагогической.

Сказкотерапия в работе с дошкольниками Одним из действенных методов психотерапевтического воздействия на ребенка является арт-терапия. Арт-терапия для дошкольников — это проверенное.

Использование мандал в работе с дошкольникамиИспользование мандал в работе с дошкольниками Детский коллектив неоднороден, все чаще в группу приходят дети с трудностями поведения, гиперактивные, нервозные. В работе с такими ребятишками.

Использование песочной терапии в работе с младшими дошкольникамиИспользование песочной терапии в работе с младшими дошкольниками К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» Почему это именно так? Да потому, что игры с песком в песочнице оказывают.

Использование схем в работе с дошкольниками Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему внимаю свои схемы! Все мы с вами и родители, и педагоги, хотим, чтобы наши дети и воспитанники.

Кинезиология в работе с дошкольниками, педагогами, родителями.Кинезиология в работе с дошкольниками, педагогами, родителями. Кинезиология – сложное название, простые и полезные игры. Многих родителей, особенно родителей будущих первоклассников, волнует вопрос: как.

Нейрографика как метод арт-терапии в работе с дошкольникамиНейрографика как метод арт-терапии в работе с дошкольниками Мы уделяем большое внимание физическому здоровью детей, но при этом без внимания остается его психологическое здоровье (психика, эмоции).

Нетрадиционные техники рисования в работе с дошкольникамиНетрадиционные техники рисования в работе с дошкольниками В своей работе с детьми мне нравится использовать различные нетрадиционные техники рисования. Монотипия - (от греческого monos - один и.

Опорные схемы в работе с дошкольникамиОпорные схемы в работе с дошкольниками Проводя работу с дошкольниками по образовательной области "речевое развитие" (связная речь) сталкиваемся с такой трудностью, детям тяжело.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль вокально-хоровых упражнений в работе над дикцией с дошкольниками
Опубликовано: 27 мая 2020 в 18:39
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль вокально-хоровых упражнений в работе над дикцией с дошкольниками» (включая файлы) размещена пользователем оксана кибкало в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД