Винера Сулейманова
Роль устного народного творчества в воспитании детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль устного народного творчества в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста»
Дошкольное детство – начало формирования экологической направленности личности, так как именно в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго (а порой и на всю жизнь) остается в памяти человека. И чем раньше введем детей в прекрасный окружающей их мир природы, тем больше знаний, навыков и умений они получат.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Средняя группа
- Устное народное творчество
- Темочки
Природа – это чудо, великолепие, она учит детей образному мышлению, наблюдательности, развивает внимание, умение быть добрыми и ласковыми.
Маленькие дети способны видеть, понимать и чувствовать природу, а мы – взрослые должны только помочь ребенку.
В младших группах детского сада задачи экологического воспитания по объему небольшие и формулируются кратко. Чтобы реализовать поставленную задачу, воспитатель должен применять разнообразные методы и приемы в разных сферах деятельности детей : наблюдение, изобразительная деятельность, фольклор, игра и музыка.
Установлено: экологическое воспитание эффективно тогда, когда осуществляется с опорой на эмоционально-чувственную сферу ребенка, а также в процессе его деятельности в природе.
Сегодняшнее свое выступление я хочу посвятить использованию произведений малых фольклорных форм в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста.
На современном этапе устное народное творчество служит важным средством воспитания детей дошкольного возраста.
Малые фольклорные формы являются неиссякаемым источником выразительности детской речи и несут в себе познавательный, нравственный и эстетические аспекты.
Устное народное творчество обладает мощной побудительной силой, помогает увидеть ранее не замеченное, услышать природу через текст народных произведений, осознать увиденное и услышанное. Народные произведения пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви ко всему живому. Поэтическое описание природы помогает ребенку осмыслить жизненные наблюдения, обобщить впечатления, полученные от наблюдений. Чем больше он накапливает знаний о природе, тем больше, ярче становится его воображение.
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования.
Задача педагога в работе с детьми младшего дошкольного возраста – сформировать первые ориентиры в мире природы: растений и
животных, как живых существ и их зависимости от условий жизни.
Становление первоначальных основ экологической культуры - это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности.
В возрасте двух - трех лет дети должны научиться различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, должны познать их главные сенсорные свойства - форму, цвет, величину, степень твердости или мягкости, характер поверхности, а также познать видимые составные части предметов и объектов; кроме того, получить первоначальные представления о возможной деятельности с ними.
Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном этапе является формирование понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта, формирования элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участия в деятельности по созданию для них нужных условий.
Стихотворения, песенки и сказки помогают ребенку накопить представления о животном мире. Ребенок начинает усваивать их условия жизни, более детально воспринимать внешние особенности и повадки. Например, ребенок двух лет знает, что «петушок раньше всех встает и голосисто поет» - будит всех по утрам. Ему понятно содержание «Петушок у нас горластый, по утрам кричит он: «Здравствуй» и т. д.
Произведения устного народного творчества дают возможность познакомить ребят с животными, которых они видели только на картинке (заяц, волк, лиса и другие). Через сказку, стихи, потешки, прибаутки о них у малышей формируются представления о диких животных, птицах и их повадках, например,
«Зайчишка-трусишка
По полю бежал,
В огород забежал,
Морковку нашел,
Капустку нашел,
Сидит грызет.
- Ой, кто идет?»
Ознакомившись со сказкой «Теремок», ребенок узнает о повадках животных, о том, какие звуки они издают.
Эти произведения помогают заложить в душе ребенка первые ростки человеколюбия и гуманизма ко всему живому.
Через устное народное творчество расширяются знания детей о человеке. Эти знания детализируются и вместе с тем систематизируются: человек и его жилище (дом); человек и результаты его труда (например, выращивание овощей, сказка «Репка» и т. д.); человек и растительный мир; человек и животный мир, «Волк и козлятки», «Курочка Ряба» и многое другое.
Малые фольклорные формы помогают расширить представления детей о родной природе, временах года, состоянии погоды. Чтение произведений целесообразно сочетать с восприятием ребенком родной природы в часы прогулок.
Большинство потешек, закличек, кричалок, прибауток создавалось в процессе труда и быта на природе, поэтому в их содержании отражены такие природные явления, которые ребенок мог видеть, слышать, трогать. Собирая детей на прогулку, замечая то или иное природное явление можно приговаривать потешки:
«Солнышко, солнышко
Выгляни в окошечко.
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки!»
«Дождик, дождик полно лить
Малых детушек мочить»
«Дождик, лей, лей, лей!
Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки,
На зелёненьком лужочке!»
«Солнышко-ведрышко!
Взойди поскорей,
Освети, обогрей –
Телят, да ягнят,
Еще маленьких ребят!»
«Радуга - дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка,
Колоколнышка!»
Таким образом, дети начинают понимать более образный язык, описательный характер природных явлений.
На прогулке можно разыгрывать с детьми несложные игровые потешки, например,
«Скачет зайка маленький около завалинки.
Быстро скачет зайка, ты его поймай-ка!»
Разрабатывая технологию экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста, важно использовать также малые жанры русского фольклора: колыбельные песни, прибаутки, песенки-попевки, считалки и т. д., которые дают возможность без назидательных, сухих нравоучений, в приятной и доступной ребенку форме обучать его.
Жизнь малышей - это в первую очередь питание, сон, прогулки, гигиенические процедуры, поэтому для работы с ними нужно отобрать художественные тексты, которые, с одной стороны, содержат элементы экологического содержания, а с другой – может быть использованы в режимных моментах.
При умывании малышей:
«Водичка, водичка умой личико…» или
«Ай, лады, лады, лады
Не боимся мы воды…».
Накормить ребенка помогают потешки:
«Травка-муравка со сна поднялась,
Птица-синица за зерно взялась,
Зайка – за капустку,
Мышка – за корку,
Детки – за молочко».
Пословицы, поговорки, загадки, небольшие стихи предлагаются детям в процессе наблюдения за предметами живой и неживой природы. Образный язык их помогает выделить особенности явления, например:
Ходит Васька беленький,
Хвост у Васьки серенький,
Глазки закрываются.
Спит, иль притворяется?
Зубы у кота – острая игла.
При знакомстве детей с животными можно использовать потешки для создания сказочного образа, или для того, чтобы подчеркнуть характерные особенности внешнего вида, повадки того или иного животного. Например,
«Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы.»
В процессе чтении песенки «Петушок, петушок, золотой гребешок», воспитатель показывает гребешок, бородку, головку петушка, затем предлагает рассмотреть иллюстрацию петушка и ответить на вопросы: что нарисовано, какого цвета бородка, гребешок. Какой хвост у петушка? Как он кукарекает и. т. д. Затем нарисовать или полепить зернышки для петушка.
На основе любого текста (небольшой сказки, песенки, прибаутки, считалки, стишка и пр.) можно создать целое театрализованное представление с детьми, придумав новую забавную потешку.
Можно раздать детям желтые помпончики – «вы будете цыплятками, а я курочкой - вашей мамой. Будете делать то, что делают цыплята на прогулке со своей мамой, слушайте внимательно.
Еще одна особенность фольклорного материала, ритмичность насыщенность движением, игрой слов. Это позволяет широко использовать его с младшими дошкольниками при ознакомлении с домашними и дикими животными, рассматривании картин с их изображением («Котя – коток», «Киска, киска, киска брысь», «Наши уточки кря-кря-кря», «Идет коза рогатая», «Как у нашего кота» и т. д.).
При чтении потешки «Наши уточки кря-кря-кря», можно к фланелеграфу прикреплять персонажей. А потом рассматривать их, задавая вопросы:
Кто живет во дворе? Как они кричат? Кто любит плавать в пруду?
Расскажите про уточку. Какие у нее лапки, какой носик, какого цвета? Кто покажет, как ходит уточка?
В педагогической деятельности, ориентируясь на уровни развития детей, можно использовать разнообразные методы и приемы, соответствующие данному возрасту.
Непосредственно организованная деятельность с использованием фольклора проходит не как традиционная форма обучения, а как яркое общение с малышами.
Например, возьмем занятие «Знакомство с козой и козлятами». Взрослые животные и их детеныши ассоциируются у ребенка «как мама и ее детки». Воспитателю можно взять на себя роль козы. Дети с радостью пообщаются с такой «мамой козой», охотно ответят на вопросы, «имитируя» голоса козлят, с удовольствием поиграют. Потешка про козу «Идет коза рогатая за малыми детишками» вызовет желание детей двигаться, тем самым обучая их ритмичному бегу, прыжкам и другим движениям.
Большинство жанров малых форм – это ключ к познанию окружающей среды.
Русская песня, попевка, частушка – это первый и самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире.
Музыкальные, краткие, ритмичные, с несложным содержанием, в доступной стихотворной форме, русские народные попевки, заклички, песни легко запоминаются детьми. Они-то и являются самым доступным источником знаний и сведений об окружающем мире. Русская народная песня – это итог наблюдений за окружающей природой, с которой неразрывно связана жизнь простого народа.
На основе использования русской народной песенки «Уж как я мою коровушку люблю!», малыши в элементарной форме познают роль, место и значение животного в жизни человека и его отношения к нему.
«Уж как я мою коровушку люблю!
Уж как я-то ей крапивушку нарву!
Кушай вволюшку, коровушка моя!
Ешь ты досыта, буренушка моя!
Уж как я мою коровушку люблю!
Сытна пойла я коровушке налью,
Чтоб сыта была коровушка моя,
Чтобы сливочек буренушка дала»
Эту песенку можно разыграть, например, в гости к малышам приходит «бабка» (кукла, персонаж русских народных сказок, что вызовет положительные эмоции и интерес. Она познакомит их с коровой (игрушка, разыграет с ней действия по песенке: даст ей траву, погладит, напоит из ведерка. Второй раз можно спеть песню раздельно: спев первое четверостишие, предложить детям самим покормить корову, ласково погладить ее; после второго четверостишия, предложить напоить корову из ведерка. Эта игра позволит малышам познать сельскую действительность, развивает их игровые умения и воображение.
После можно перейти к следующему этапу работы - это художественно- продуктивная деятельность. Предложить детям накормить коровку, чтобы она дала много молока. Дети с радостью нарисуют или полепят травку для коровки. А потом можно попить молочка, приговаривая: «Молочка дала нам коровка-буренка! Хозяйка любит ее, заботиться о ней, коровка дает много молока, вот и нам досталось!
Приобщение детей к русскому фольклору во взаимосвязи с экологией – тема новая, мало изученная, и, несомненно, очень интересная.
Педагог, владеющий фольклорным материалом, знающий загадки, пословицы, поговорки, сказки, умеющий эмоционально, с чувством их прочитать, быстрее добивается успехов в обучении и воспитании детей. Поэтому очень важно, чтобы педагог не только владел устным народным творчеством, но и использовал его в своей практике.
Для того,чтобы малые фольклорные формы были понятны малышам, можно изготовить атрибуты к ним.
Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемые показом наглядного материала, более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствует запоминанию текста. В народных произведениях звучат весьма часто слова, не употребляемые в современной разговорной речи. Мы читаем детям: «Цып-цып-цып, цыплятки, есть водица в кадке…», «…полное лукошко дам тебе горошка», «Идет лисичка по мосту, несет вязанку хвороста…», «Тень-тень, потетень выше города плетень», «Сидит белка на тележке…», «Котик серенький присел на печурочке…» - эти слова не знакомы детям. А вот когда можно поиграть с реальными предметами, взять их в руки (лукошко, печка, кадка, хворост, тележка, голичок, плетень, образы оживают,становятся понятными и родными, а речь приобретает чувственную, эмоциональную окраску.
Вывод: Сближение с русской народной культурой необходимо. Дети становятся добрее и внимательнее друг к другу, расширяется их кругозор и повышается интерес к познанию окружающего мира. Русское народное творчество способствует воспитанию любви к Родине и родной природе. Таким образом, использование малых форм фольклора помогает в воспитании и обучении детей, в усвоении знаний о природе.
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
И как сказал К. Д. Ушинский: “От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет малыш”.
Таким образом, устное народное творчество является для детей дошкольного возраста одной из форм познания мира и природы, помогает ребенку уточнить имеющиеся у него представления об окружающей действительности, постепенно обогащает его новыми понятиями, расширяет жизненный опыт.