Приложение МААМ

Роль устного народного творчества в воспитании детей младшего дошкольного возраста

Винера Сулейманова
Роль устного народного творчества в воспитании детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Роль устного народного творчества в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста»

Дошкольное детство – начало формирования экологической направленности личности, так как именно в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго (а порой и на всю жизнь) остается в памяти человека. И чем раньше введем детей в прекрасный окружающей их мир природы, тем больше знаний, навыков и умений они получат.

Темочки:

Природа – это чудо, великолепие, она учит детей образному мышлению, наблюдательности, развивает внимание, умение быть добрыми и ласковыми.

Маленькие дети способны видеть, понимать и чувствовать природу, а мы – взрослые должны только помочь ребенку.

В младших группах детского сада задачи экологического воспитания по объему небольшие и формулируются кратко. Чтобы реализовать поставленную задачу, воспитатель должен применять разнообразные методы и приемы в разных сферах деятельности детей : наблюдение, изобразительная деятельность, фольклор, игра и музыка.

Установлено: экологическое воспитание эффективно тогда, когда осуществляется с опорой на эмоционально-чувственную сферу ребенка, а также в процессе его деятельности в природе.

Сегодняшнее свое выступление я хочу посвятить использованию произведений малых фольклорных форм в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста.

На современном этапе устное народное творчество служит важным средством воспитания детей дошкольного возраста.

Малые фольклорные формы являются неиссякаемым источником выразительности детской речи и несут в себе познавательный, нравственный и эстетические аспекты.

Устное народное творчество обладает мощной побудительной силой, помогает увидеть ранее не замеченное, услышать природу через текст народных произведений, осознать увиденное и услышанное. Народные произведения пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви ко всему живому. Поэтическое описание природы помогает ребенку осмыслить жизненные наблюдения, обобщить впечатления, полученные от наблюдений. Чем больше он накапливает знаний о природе, тем больше, ярче становится его воображение.

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования.

Задача педагога в работе с детьми младшего дошкольного возрастасформировать первые ориентиры в мире природы: растений и

животных, как живых существ и их зависимости от условий жизни.

Становление первоначальных основ экологической культуры - это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности.

В возрасте двух - трех лет дети должны научиться различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, должны познать их главные сенсорные свойства - форму, цвет, величину, степень твердости или мягкости, характер поверхности, а также познать видимые составные части предметов и объектов; кроме того, получить первоначальные представления о возможной деятельности с ними.

Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном этапе является формирование понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта, формирования элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участия в деятельности по созданию для них нужных условий.

Стихотворения, песенки и сказки помогают ребенку накопить представления о животном мире. Ребенок начинает усваивать их условия жизни, более детально воспринимать внешние особенности и повадки. Например, ребенок двух лет знает, что «петушок раньше всех встает и голосисто поет» - будит всех по утрам. Ему понятно содержание «Петушок у нас горластый, по утрам кричит он: «Здравствуй» и т. д.

Произведения устного народного творчества дают возможность познакомить ребят с животными, которых они видели только на картинке (заяц, волк, лиса и другие). Через сказку, стихи, потешки, прибаутки о них у малышей формируются представления о диких животных, птицах и их повадках, например,

«Зайчишка-трусишка

По полю бежал,

В огород забежал,

Морковку нашел,

Капустку нашел,

Сидит грызет.

- Ой, кто идет?»

Ознакомившись со сказкой «Теремок», ребенок узнает о повадках животных, о том, какие звуки они издают.

Эти произведения помогают заложить в душе ребенка первые ростки человеколюбия и гуманизма ко всему живому.

Через устное народное творчество расширяются знания детей о человеке. Эти знания детализируются и вместе с тем систематизируются: человек и его жилище (дом); человек и результаты его труда (например, выращивание овощей, сказка «Репка» и т. д.); человек и растительный мир; человек и животный мир, «Волк и козлятки», «Курочка Ряба» и многое другое.

Малые фольклорные формы помогают расширить представления детей о родной природе, временах года, состоянии погоды. Чтение произведений целесообразно сочетать с восприятием ребенком родной природы в часы прогулок.

Большинство потешек, закличек, кричалок, прибауток создавалось в процессе труда и быта на природе, поэтому в их содержании отражены такие природные явления, которые ребенок мог видеть, слышать, трогать. Собирая детей на прогулку, замечая то или иное природное явление можно приговаривать потешки:

«Солнышко, солнышко

Выгляни в окошечко.

Ждут тебя детки,

Ждут малолетки!»

«Дождик, дождик полно лить

Малых детушек мочить»

«Дождик, лей, лей, лей!

Будет травка зеленей,

Вырастут цветочки,

На зелёненьком лужочке!»

«Солнышко-ведрышко!

Взойди поскорей,

Освети, обогрей –

Телят, да ягнят,

Еще маленьких ребят!»

«Радуга - дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышка,

Колоколнышка!»

Таким образом, дети начинают понимать более образный язык, описательный характер природных явлений.

На прогулке можно разыгрывать с детьми несложные игровые потешки, например,

«Скачет зайка маленький около завалинки.

Быстро скачет зайка, ты его поймай-ка!»

Разрабатывая технологию экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста, важно использовать также малые жанры русского фольклора: колыбельные песни, прибаутки, песенки-попевки, считалки и т. д., которые дают возможность без назидательных, сухих нравоучений, в приятной и доступной ребенку форме обучать его.

Жизнь малышей - это в первую очередь питание, сон, прогулки, гигиенические процедуры, поэтому для работы с ними нужно отобрать художественные тексты, которые, с одной стороны, содержат элементы экологического содержания, а с другой – может быть использованы в режимных моментах.

При умывании малышей:

«Водичка, водичка умой личико…» или

«Ай, лады, лады, лады

Не боимся мы воды…».

Накормить ребенка помогают потешки:

«Травка-муравка со сна поднялась,

Птица-синица за зерно взялась,

Зайка – за капустку,

Мышка – за корку,

Детки – за молочко».

Пословицы, поговорки, загадки, небольшие стихи предлагаются детям в процессе наблюдения за предметами живой и неживой природы. Образный язык их помогает выделить особенности явления, например:

Ходит Васька беленький,

Хвост у Васьки серенький,

Глазки закрываются.

Спит, иль притворяется?

Зубы у кота – острая игла.

При знакомстве детей с животными можно использовать потешки для создания сказочного образа, или для того, чтобы подчеркнуть характерные особенности внешнего вида, повадки того или иного животного. Например,

«Как у нашего кота

Шубка очень хороша.

Как у котика усы

Удивительной красы.»

В процессе чтении песенки «Петушок, петушок, золотой гребешок», воспитатель показывает гребешок, бородку, головку петушка, затем предлагает рассмотреть иллюстрацию петушка и ответить на вопросы: что нарисовано, какого цвета бородка, гребешок. Какой хвост у петушка? Как он кукарекает и. т. д. Затем нарисовать или полепить зернышки для петушка.

На основе любого текста (небольшой сказки, песенки, прибаутки, считалки, стишка и пр.) можно создать целое театрализованное представление с детьми, придумав новую забавную потешку.

Можно раздать детям желтые помпончики – «вы будете цыплятками, а я курочкой - вашей мамой. Будете делать то, что делают цыплята на прогулке со своей мамой, слушайте внимательно.

Еще одна особенность фольклорного материала, ритмичность насыщенность движением, игрой слов. Это позволяет широко использовать его с младшими дошкольниками при ознакомлении с домашними и дикими животными, рассматривании картин с их изображением («Котя – коток», «Киска, киска, киска брысь», «Наши уточки кря-кря-кря», «Идет коза рогатая», «Как у нашего кота» и т. д.).

При чтении потешки «Наши уточки кря-кря-кря», можно к фланелеграфу прикреплять персонажей. А потом рассматривать их, задавая вопросы:

Кто живет во дворе? Как они кричат? Кто любит плавать в пруду?

Расскажите про уточку. Какие у нее лапки, какой носик, какого цвета? Кто покажет, как ходит уточка?

В педагогической деятельности, ориентируясь на уровни развития детей, можно использовать разнообразные методы и приемы, соответствующие данному возрасту.

Непосредственно организованная деятельность с использованием фольклора проходит не как традиционная форма обучения, а как яркое общение с малышами.

Например, возьмем занятие «Знакомство с козой и козлятами». Взрослые животные и их детеныши ассоциируются у ребенка «как мама и ее детки». Воспитателю можно взять на себя роль козы. Дети с радостью пообщаются с такой «мамой козой», охотно ответят на вопросы, «имитируя» голоса козлят, с удовольствием поиграют. Потешка про козу «Идет коза рогатая за малыми детишками» вызовет желание детей двигаться, тем самым обучая их ритмичному бегу, прыжкам и другим движениям.

Большинство жанров малых форм – это ключ к познанию окружающей среды.

Русская песня, попевка, частушка – это первый и самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире.

Музыкальные, краткие, ритмичные, с несложным содержанием, в доступной стихотворной форме, русские народные попевки, заклички, песни легко запоминаются детьми. Они-то и являются самым доступным источником знаний и сведений об окружающем мире. Русская народная песня – это итог наблюдений за окружающей природой, с которой неразрывно связана жизнь простого народа.

На основе использования русской народной песенки «Уж как я мою коровушку люблю!», малыши в элементарной форме познают роль, место и значение животного в жизни человека и его отношения к нему.

«Уж как я мою коровушку люблю!

Уж как я-то ей крапивушку нарву!

Кушай вволюшку, коровушка моя!

Ешь ты досыта, буренушка моя!

Уж как я мою коровушку люблю!

Сытна пойла я коровушке налью,

Чтоб сыта была коровушка моя,

Чтобы сливочек буренушка дала»

Эту песенку можно разыграть, например, в гости к малышам приходит «бабка» (кукла, персонаж русских народных сказок, что вызовет положительные эмоции и интерес. Она познакомит их с коровой (игрушка, разыграет с ней действия по песенке: даст ей траву, погладит, напоит из ведерка. Второй раз можно спеть песню раздельно: спев первое четверостишие, предложить детям самим покормить корову, ласково погладить ее; после второго четверостишия, предложить напоить корову из ведерка. Эта игра позволит малышам познать сельскую действительность, развивает их игровые умения и воображение.

После можно перейти к следующему этапу работы - это художественно- продуктивная деятельность. Предложить детям накормить коровку, чтобы она дала много молока. Дети с радостью нарисуют или полепят травку для коровки. А потом можно попить молочка, приговаривая: «Молочка дала нам коровка-буренка! Хозяйка любит ее, заботиться о ней, коровка дает много молока, вот и нам досталось!

Приобщение детей к русскому фольклору во взаимосвязи с экологией – тема новая, мало изученная, и, несомненно, очень интересная.

Педагог, владеющий фольклорным материалом, знающий загадки, пословицы, поговорки, сказки, умеющий эмоционально, с чувством их прочитать, быстрее добивается успехов в обучении и воспитании детей. Поэтому очень важно, чтобы педагог не только владел устным народным творчеством, но и использовал его в своей практике.

Для того,чтобы малые фольклорные формы были понятны малышам, можно изготовить атрибуты к ним.

Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемые показом наглядного материала, более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствует запоминанию текста. В народных произведениях звучат весьма часто слова, не употребляемые в современной разговорной речи. Мы читаем детям: «Цып-цып-цып, цыплятки, есть водица в кадке…», «…полное лукошко дам тебе горошка», «Идет лисичка по мосту, несет вязанку хвороста…», «Тень-тень, потетень выше города плетень», «Сидит белка на тележке…», «Котик серенький присел на печурочке…» - эти слова не знакомы детям. А вот когда можно поиграть с реальными предметами, взять их в руки (лукошко, печка, кадка, хворост, тележка, голичок, плетень, образы оживают,становятся понятными и родными, а речь приобретает чувственную, эмоциональную окраску.

Вывод: Сближение с русской народной культурой необходимо. Дети становятся добрее и внимательнее друг к другу, расширяется их кругозор и повышается интерес к познанию окружающего мира. Русское народное творчество способствует воспитанию любви к Родине и родной природе. Таким образом, использование малых форм фольклора помогает в воспитании и обучении детей, в усвоении знаний о природе.

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

И как сказал К. Д. Ушинский: “От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет малыш”.

Таким образом, устное народное творчество является для детей дошкольного возраста одной из форм познания мира и природы, помогает ребенку уточнить имеющиеся у него представления об окружающей действительности, постепенно обогащает его новыми понятиями, расширяет жизненный опыт.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Виды устного народного творчества, способствующие развитию речи детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов по теме: «Виды устного народного творчества, способствующие развитию речи детей дошкольного возраста». Виды.

Консультация для родителей «Роль устного народного творчества в развитии речи детей. Песенки, потешки, поговорки, пословицы» Консультация для родителей «Роль устного народного творчества в развитии речи детей. Песенки, потешки, поговорки, пословицы» Речь - чудесный.

Консультация «Значение устного народного творчества в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста» Консультация для воспитателей «Значение устного народного творчества в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста» Подготовила:.

Краткосрочный проект «Роль устного народного творчества в развитии речи детей 3–4 лет» Проект «Роль устного народного творчества в развитии речи детей 3 - 4 лет»[/b] Аннотация проекта Главная задача воспитателя в области развития.

Обобщение педагогического опыта «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста» Обоснование актуальности и перспективности опыта. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает.

Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества В последние годы, наряду с поиском современных моделей.

Опыт работы по теме «Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Светлячок» «Роль устного народного творчества в речевом.

Развитие социально-эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества Развитие социально-эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества. Дошкольный возраст – благодатный.

Роль народного творчества в воспитании детей Народное искусство испокон веков создается для человека и служит ему. Любая народная игрушка – дымковская, Богородская адресовалась ребенку,.

Презентация «Роль русского народного творчества в воспитании детей дошкольного возраста» Наши дети и мы живем в условия большого мегаполиса в окружении высокотехнологичных вещей, огромного объема различного вида информации. И.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль устного народного творчества в воспитании детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 3 февраля 2019 в 09:28
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль устного народного творчества в воспитании детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Винера Сулейманова (УИ 469766) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД