Елена Комарова
Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества
В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклору, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор – одно из действенных и ярких средств её, таящий огромные дидактические возможности. К. Д. Ушинский пишет: «Вводя дитя в народный язык, мы вводим его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа». Такой литературой, приобщающей ребёнка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всё м его жанровом многообразии: потешки, пестушки, колыбельные песни, загадки, сказки и другие. Фольклор – это яркий выразительный материал, который несёт в себе важный познавательный и эмоциональный материал, необходимый для речевого развития детей дошкольного возраста.
Публикация «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Устное народное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Идею использования народной культуры в дошкольном образовании активно поддерживали известные педагоги как Е. А. Усова, Е. И. Тихеева, Е. Н. Водовозова. Это свидетельствует о возможности использования фольклорных произведений в развитии речи детей. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, и наряду с основными методами и приёмами речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Задачи речевого развития детей могут реализовываться в различных видах деятельности, одной из наиболее эффективных является восприятие художественной литературы и фольклора.
В настоящее время наблюдается тенденция увеличения количества детей со слабым речевым развитием, когда речь ребёнка совершенно не развита, в результате воздействия какого-либо потенциального фактора, а именно:
- ухудшение состояния здоровья детей;
- существенное сужение объёма «живого» общения: дети, да и взрослые все больше стали общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса.
В наши дни произведения устного народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются. В семьях забывают песни и колыбельные. Эти произведения, доступные по форме и понятные по содержанию, являются ценным материалом для развития речи детей.
В дошкольном детстве расширяется круг общения детей. Дети, выходя за рамки узкосемейных связей, начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Это требует от ребенка полноценного владения средствами общения, основным из которых является речь.
В учреждении разработана ООП ДО, содержание которой в группах дошкольного возраста строится на основе программы «Радуга», под редакцией Т. Н. Дороновой и др. Проанализировав требования примерной основной общеобразовательной программы воспитания и обучения в детском саду «Радуга», изучив практические и теоретические сведения о развитии речи детей дошкольного возраста, научно-методическую литературу на эту тему, мною были намечены пути практического осуществления будущей работы.
И в этом году я начала углубленно работать по развитию речевых умений и навыков. Разработала перспективный план работы по речевому развитию с использованием устного народного творчества, включила его в общую систему комплексно-тематического планирования в своей группе.
Поставила перед собой основную цель: использование произведений русского народного фольклора, как возможность развития речи детей дошкольного возраста.
В связи с этим в начале работы были поставлены такие задачи:
1. Знакомить детей с устным народным творчеством;
2. Учить внимательно слушать, и запоминать художественные произведения, отгадывать загадки, принимать участие в драматизации сказок:
3. Заучивать потешки;
4. Воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умыванию, одеванию, приему пищи и т. д.
Ожидаемый результат:
– у детей повысится интерес к устному народному творчеству – потешкам, колыбельным песням, пословицам, скороговоркам, речевым народным играм;
– повысится уровень речевого развития детей дошкольного возраста;
– повысится интерес родителей к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома.
Наблюдение за детьми в начале года показало, что многие дети не умеют грамматически правильно оформить предложения, у них бедный словарный запас, недостаточная сформированность связного высказывания. Они не знают пословиц, поговорок, потешек и т. д., не всегда точно отгадывают загадки, не знают русских народных сказок. А это значит, что знакомство детей с фольклорными формами - необходимое условие для развития и формирования связной речи у дошкольников любого уровня речевого развития.
На первом этапе была проведена большая работа по созданию развивающей предметно – пространственной среды в группе, с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Подобрала книги, наглядный материал (картинки, иллюстрации, вместе с родителями приобрели и изготовили настольно-печатные игры, которые помогали бы детям закреплять речевые навыки знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания. Пополнили книжный уголок. В книжном уголке разместили книги-игрушки, книги-раскладушки, книги-картинки, книжки-малышки. В театральном уголке поместили фигурки персонажей знакомых потешек, прибауток, сказок, разные виды театров дидактические настольно-печатные игры по мотивам этих же произведений.
Все это сразу привлекло внимание детей. Они с радостью шли в «книжный дом» рассматривали иллюстрации, пересказывали содержание знакомых потешек, скороговорок, сказок.
В своей работе выделила два направления:
1) Использование фольклора в непосредственно образовательной деятельности.
2) Использование фольклорных произведений в повседневной жизни.
Непосредственно образовательную деятельность проводим согласно тематическому планированию. В программный материал включены такие виды фольклорных жанров как пестушки, потешки, загадки, скороговорки, чистоговорки, сказки. НОД с использованием русского фольклора мы рассматриваем не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с дошкольниками. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. д. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, и иногда и некоторого баловства - вот в чём приоритет фольклорных занятий. НОД строим на активном соучастие и сотворчестве педагога и ребёнка. Прикладываем усилия, чтобы дети поняли смысловое содержание всего произведения. На НОД создаем условия, чтобы у детей возникала потребность речевого взаимодействия с взрослым, желание делового общения, но эта речевая активность возникает только в том случае, если дети заинтересованы деятельностью. Стараемся вызвать у ребёнка чувство сопереживания с действиями персонажа. Передавая смысловое содержание текста, предлагаем малышу включиться в игровое взаимодействие по ходу текста, например, ребенок берет в руки куклу и ласковым нежным голосом припевает: Баю-баю-баю-бай. Поэтому при чтении произведений используем все средства выразительности речи : мимику, жесты, силу голоса, тембр, стараемся прочесть эмоционально, ведь дети не просто отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых, они проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога.
При разучивании потешек используем не только действия с игрушками, кукольный театр, но и мнемокарты.
Используем малые формы фольклора не только в НОД, но и других продуктивных видах деятельности. На конструировании строим домик (избушку, обыгрываем ее приговаривая: «Кошка в окошке рубашку шьет», «Курочка в сапожках избушку метет». В НОД по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» (лепка)- лепим оладушки, обыгрываем потешкой «Ладушки-ладушки испечем оладушки», «Пошел котя на торжок, купил котя пирожок». На рисовании рисуем «колобок». Для того, чтобы вызвать положительный настрой к деятельности используем загадку, обыгрываем песенкой: «Он от бабушки ушел, он от дедушки ушел…», «Я колобок, колобок…» Таким образом, использование в разных видах деятельности фольклора, делает совместную деятельность ребенка и педагога эмоциональной, интересной, что способствует лучшему усвоению материала.
С целью обогащения знаний детей о художественных произведениях детям были прочитаны следующие произведения, русские народные сказки : «Колобок», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Жихарка», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Репка», «Три медведя», «Лисичка со скалочкой», «Лиса, заяц и петух», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Пых», «Гуси – лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «По щучьему веленью», «Бычок - чёрный бочок, белое копытце».
После прочтения художественных произведений дети узнавали, что в сказках побеждает всегда добро зло, узнавали, что нехорошо быть жадным, злым, нужно заботиться о ближних, высмеивались неряхи, воспитывались такие качества как аккуратность, трудолюбие, прилежание.
Затем проводились игры – драматизации отдельных эпизодов из сказки, если сказка объёмная или целой сказки.
Были проведены драматизации по сказкам: «Колобок», «Репка», «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Кот петух и лиса», «Теремок».
В ходе обыгрывания сюжетов и сказок, драматизаций дети научились передавать характеры и голоса персонажей, их мимику, говорить голосами героев сказки (лиса – хитрым голосом, волк и медведь – грубым, высказывать отношения к героям сказки, передавать их настроение.
В ходе этих драматизаций развивалась у детей речь, память, творческое воображение.
Часто я прибегала к такому приёму, как прослушивание сказок в аудиозаписи. Музыка, сопровождающая сказку, песенки её персонажей помогали детям вслушаться в музыку, вдуматься в характер героев, насладиться нежностью, напевностью народного языка.
С целью развития речи детей я в своей работе использовала чистоговорки, скороговорки. Были проведены дидактические игры: «Назови слово с заданным звуком», «Назови слово на определенную тему», «Докончи предложение» и другие. Были разучены чистоговорки и скороговорки со звуками «ч», «ц», «ш», «щ», «з», «с», «ж», а также скороговорки на мягкие звуки «л», «д», «т».
В ходе таких упражнений совершенствовалась речь детей, дети научились четко выговаривать слова со звуками «ч», «ц», «ш», «щ», «ж», «з», «с», «л», «д», «т», развивался фонематический слух у ребёнка, дети научились подбирать слова с этими звуками.
Проводились вечера – развлечений, где в гости к ребятам приходила бабушка – загадушка, литературные развлечения : «Путешествия по сказкам», «Угадай сказку», досуг по русским народным сказкам.
Были показаны настольный театр по сказкам: «Волк и семеро козлят», «Кто сказал мяу?», театр на фланелеграфе «Лиса, заяц и петух», «Жихарка», «Кошкин дом», «Лиса и журавль», «Репка», «Теремок», «Три поросёнка».
В ходе таких показов воспитываются у детей интерес к героям сказок, они учатся сопереживать к героям сказок.
На прогулке, когда дети наблюдали за птицами, деревьями или сезонными явлениями, я предлагала им соответствующую загадку: «Бел да не сахар, ног нет, а идёт» (снег, «Кричит «кар», всем червякам враг» (ворона, «Стоят в лугах сестрички – жёлтый глазок, белые реснички» (ромашки). Чтобы углубить и уточнить знания детей об окружающем мире проводились игры «Кто и что это», «Я загадаю, а ты угадай».
Много радости доставляли детям загадки «Подскажи словечко». «Летом в болоте вы её найдёте, зелёная квакушка. Кто это? (ЛЯГУШКА)
В процессе работы я учила детей рассматривать прямой и переносный смысл высказываний, подбирая к каждой пословице ситуации из жизни ребенка (простые и доступные, используя наглядность прямого и переносного значения фразеологического оборота, художественную литературу, выход в практическую деятельность (обыгрывание пословиц). Объясняла детям, что в нашем языке есть много слов, которыми обозначают предметы (стол, нос, совершаемые действия (клади, руби, заруби). Но, если объединить такие слова в одном выражении («Заруби на носу», то они будут иметь совсем другой смысл. «Зарубить на носу» – значит запомнить. Или такое выражение – «Повесить голову». Как вы его понимаете? Как можно сказать по-другому? Анализировала с детьми несколько выражений типа «Водить за нос», «Дать волю рукам», «Нос повесить». После делали обобщение: чтобы верно понять пословицу, не нужно определять значение каждого слова. Главное, надо подумать, о чем здесь идет речь. Есть такая пословица «Сказать – узлом завязать». Я объясняла детям ее смысл: раз пообещал, то нужно выполнить, крепко держать свое слово. А говорят так с тех давних пор, когда многие люди писать и читать не умели, и чтоб не забыть о чем-то, узелок на память на платочке завязывали (демонстрируя платок с узелком). Теперь так уже не делают, а пословица осталась. Главное, чтобы дети поняли, что фразеологические обороты (пословицы и поговорки) – это неделимая единица, которая дает определенный смысл. Если что-то убрать или поменять местами, то он теряется и получается совсем другое словосочетание.
Использую ряд пословиц и поговорок.
В качестве поучения и наставления:
За правое дело стой смело.
Поспешишь – людей насмешишь.
Спеши, не спеши, а поторапливайся.
Мороз не велик, а стоять не велит.
В качестве порицания:
Много шуму - мало толку.
Шумят, как воробьи на дождь.
Весь дом вверх дном.
Наш пострел везде поспел.
Использовала пословицы и поговорки в режимных моментах, относящиеся к еде и сну.
Пели, пели, да есть захотели.
Что поставят, то и кушай.
Милая подружка – подушка.
Одним ухом спит, другим слышит.
Постепенно задания усложнялись. Детям раздавались картинки, а они называли подходящую пословицу. Затем было предложено детям подбирать пословицы по смыслу: о честности, храбрости, матери и т. д. Используя в своей работе данные методы и приемы, я заметила, что постепенно дети сами начали употреблять выражения народной мудрости в нужной ситуации.
Работа с родителями
Известно, что наибольший эмоциональный отклик у ребёнка вызывает общение с родными, близкими людьми. Вначале работы по данной теме мы провели анкетирование родителей, из которого выяснилось, что не все родители знают виды устного народного творчества, не все в системе читают детям русские народные сказки, употребляют в общении с детьми потешки, поют колыбельные песни, загадывают загадки. На основе анализа анкет строилась работа: составили перспективный план по работе с родителями.
В уголок для родителей разместили:
консультацию «Роль фольклора в развитии речи детей»;
в индивидуальных беседах с родителями рассказывали им о значении эмоционального общения с ребёнком;
провели конкурс на лучшую книжку-малышку «Потешки и песенки»;
провели родительское собрание на тему: «Роль загадки в развитии речи детей дошкольного возраста»;
организовали для родителей выставку «Книга напрокат», в которую выставляем книги с потешками, загадками, русскими народными сказками для чтения дома.
-
Таким образом, работа по данному направлению еще ведется, но уже позволяет сделать следующие выводы: предложенный художественный материал понятен и доступен детям. В ходе наблюдений было выявлено, что речь детей стала более выразительной, большее количество детей стали употреблять в речи прилагательные и местоимения, говорить сложными предложениями. Дети научились отгадывать загадки, что влияет на всестороннее развитие речи. Обогатился словарный запас детей благодаря использованию потешек и колыбельных песен. С помощью фольклора развился фонематический слух, так как устное народное творчество имеет напевность, его можно произносить с разной интонацией.
В дальнейшем планируем продолжить работу по использованию фольклора в развитии речи детей :
• Продолжать пополнять группу дидактическим материалом по развитию речи;
• Продолжать пополнять уголок ряженья;
• Продолжать пополнять картотеку фольклорных, дидактических игр;
• Разнообразить работу с родителями и детьми через проведение совместных фольклорных развлечений.