Марина Емельянова
Роль театрализованных игр в развитии ребенка. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
Известно,что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это – конкретный, зримый результат. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Не случайно во временных (примерных) требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном образовательном учреждении выделен специальный раздел «Развитие ребенка в театрализованной деятельности».
Публикация «Роль театрализованных игр в развитии ребенка, Опыт работы» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
В этом году педагогический коллектив нашего детского сада работает над задачей по развитию коммуникативных навыков средствами театрально-игровой деятельности. Предстоящая работа по реализации поставленной цели включает в себя внедрение новых форм работы с детьми, изучение передового опыта, самообразование педагогов.
Считаю, элементы театрализованной игры при продуманной организации можно использовать в любой деятельности: непосредственно организованной, самостоятельной, на прогулке, на зарядке и др. Очень нравится детям инсценировать короткие сказки, диалоги, обучающие ситуации. Главное, побуждать к участию в них как активных, так и застенчивых ребят, имеющих речевые нарушения. Ведь можно сыграть длинную роль, а можно сказать одно предложение и по творчески выразительно исполнить немую роль. Использование театрализованных игр помогает нашим педагогам в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями: в каждой группе подобраны картотеки артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр, динамических пауз, логоритмических упражнений, которые развивают эмоции, выразительность жеста, мимики, пластики движений.
Одной из форм организации может стать парная работа, например: «ребенок – ребенок». Очевидно, что дети старшего возраста, имея достаточные возможности коммуникативно-речевого общения, соответствующую воспитанность их эмоциональной сферы, уровень интеллекта и фантазии, способны находить общий язык со сверстниками. Считаю, что именно умение импровизировать в игре развивает творческие способности, раскрепощает ребенка, повышает его уверенность в себе, способствует формированию креативности поведения. Поэтому при планировании педагогической работы, учитывая индивидуальные способности всех детей, их интерес к театрализации, я включаю упражнения на умение работать в паре. Это могут быть различные игровые, обучающие ситуации, например: «спор овощей», «ссора подружек», «встретились два медведя», «мама обиделась на сына» и др.
Другая форма работы в паре – «воспитатель-ребенок» помогает мне глубже изучить чувства ребенка, понять его переживания, выявить пробелы в его умениях, ликвидировать с помощью систематической индивидуальной работы.
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью, поэтому применение их в самостоятельной деятельности является сильным, но ненавязчивым педагогическим средством, ведь ребенок во время игр чувствует себя свободно, естественно.
Таким образом, в процессе игры у детей формируются навыки самостоятельных действий, которые заключаются в том, чтобы уметь без посторонней помощи продумать замысел, находить изобразительно-выразительные средства для его воплощения, последовательно осуществлять задуманное, контролировать свои действия в различных видах театрализованной деятельности, уметь действовать в различных ситуациях.
В детском саду много внимания уделяется гармоничному воспитанию каждого ребенка. Оно осуществляется на занятиях по изобразительному искусству, по развитию речи, на музыкальных занятиях. Развлечения как бы объединяют все виды искусства, дают возможность творчески использовать их, вызывают у детей эмоциональный отклик при восприятии поэтического слова, мелодии, изобразительных и художественных образов. В нашем детском саду проведение театрализованных развлечений, концертов, спектаклей с участием профессиональных артистов, а также сотрудников детского сада, воспитанников, родителей, является хорошей традицией.
Таким образом, театрализованная деятельность способствует самореализации каждого ребенка и взаимообогащению всех, т. к. и взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнеры взаимодействия. Именно в общем, спектакле или концерте ребенок естественно и непринужденно усваивает богатейший опыт взрослых, перенимая образы поведения. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми.