Инна Сюзева
Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Ведь театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе, находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Малыши очень любят театрализованные представления. Дети осваивают родной язык, подражая разговорной речи взрослых. Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых, редко слышит рассказы сказки и потешки из уст своих родителей. Поэтому одним из своих направлений в работе по развитию речи детей раннего возраста я взяла формирование и развитие детей через театрализованную деятельность. Ребенок с раннего возраста чутко откликается на потешки, попевки, сказки. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, развивается и совершенствуется речь, активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй. Используя соответствующую роль, ребенок по неволе упражняется в четком, ясном, понятном изъяснении. В работе данного направления ставлю перед собой цель: формировать интерес детей к театрализовано - игровой деятельности, обогащать пассивную и активизировать разговорную речь воспитанников.
Публикация «Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Задачи:
-вызывать эмоциональный отклик ребенка посредством театрализованной деятельности;
-целенаправленно обогащать словарь детей, посредством развития пассивного и активного словаря;
-формировать потребности детей в театрализованной деятельности, способности понимать произведения русского поэтического фольклора и произведения детской художественной литературы;
- побуждать детей к разнообразным действиям с куклами разнообразных театров, сюжетными игрушками, с целью ознакомления с ними. В группе созданы условия для организации театрализованной деятельности. Считаю, что предметно-пространственная среда, обеспечивающая творческое и речевое развитие на основе театрализованной деятельности, имеет некоторые специфические особенности. Она не только обеспечивает театрализованную деятельность детей, но и призвана обеспечить эффективное общение детей с воспитателем и друг с другом. Это особенно верно, если речь идет о детях раннего возраста. В самом деле, театрализованная игра хорошо развивает память, фантазию, художественно-образное восприятие, воображение, активизирует мышление, речь. Ребенок учится воспринимать действия героев, окружающий мир и адекватно реагировать на события, которые развертываются по ходу сюжета музыкального или литературного произведения, поэтому приобщение ребенка к миру игры и театра начинаю с раннего возраста.
Оборудование расположила так, чтобы малыши могли свободно пользоваться им, не прибегая к помощи взрослого, чтобы ребёнок легко включался в игровую ситуацию. Гибкому зонированию группы способствует ширма, магнитная доска, фланелеграф, которые позволяют детям играть в театр на магнитах, двигать фигурки на фленелеграфе, использовать театр «живая рука», пальчиковый театр.
В центре театральной деятельности имеются :
-Разные виды театра : настольный, театр картинок на фланелеграфе, кукольный, пальчиковый, «живая рука» - по программным сказкам: «Курочка ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Три медведя»
- Ширма
- Различные декорации и атрибуты к сказкам и потешкам
-Маски, шапочки
-Фланелеграф
-Сюжетные игрушки
-Домик для показа фольклорных произведений
- Наглядно- дидактические пособия из серии «Мир в картинках»- Колобок, Теремок, Репка, Курочка –ряба, Три медведя,
- Подобрала соответствующие книги, наглядный материал, иллюстрации, которые помогают детям закреплять простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания. Элементы театрализованной деятельности начинаю вводить в образовательный процесс с первых дней пребывания детей в детском саду. Это простые игры - имитации отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись – потянулись, воробышки машут крыльями, идут косолапые мишки) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте, имитационные движения с элементами звукоподражания. Немного позже использую музыку, которая подчеркивает характер героев, помогает детям имитировать движения персонажей, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма. А движения в свою очередь повышают активность речедвигательного анализатора. Движения могут сопровождаться репликами, стихами, пением. Например: читаю потешку «Мишка косолапый по лесу идет», дети имитируют как мишка вперевалочку ходит по лесу, наклоняются, собирают шишки, имитируют как складывают шишки в корзинку, как шишка отскочила в лоб, как мишка рассердился- топают ногой и делают сердитое выражение лица.
В период адаптации для установления эмоционального контакта с детьми, для их знакомства с группой, с игрушками использую потешки, незамысловатые песенки «Киска, киска», «Большие ноги», «Ладушки, ладушки», «Идет коза рогатая». Постепенно дети включаются в игру и начинают выполнять простые движения, договаривать слова. Дети превращаются из пассивных слушателей в активных участников, их речь заметно активизируется, они уже с желанием вступают в речевое взаимодействие: «Я обращаюсь только к большим кошечкам: как они мяукают? А им в ответ маленькие котята. Как они мяукают? Кто громко мяукает: мяу-мяу? А кто тихонечко мяукает: мяу-мяу?» Далее начинаю знакомить детей с потешками. Содержание потешек позволяет наглядно воспроизводить сценки с несколькими последовательно сменяющимися действиями. Потешку легко можно инсценировать даже тогда, когда дети еще не владеют активной речью. Дети могут изображать движения действующих лиц или выполнять действия с игрушкой. Чуть позже показываю драматизацию сказок. На первых порах воспитатель является главным участником всех игр и представлений. Маленькие дети с увлеченностью перевоплощаются в собак, кошек и других знакомых животных, однако развивать и обыграть сюжет не могут из-за отсутствия опыта. Дети только подражают животным, копируя их внешне, не раскрывая особенности поведения. Поэтому на начальном этапе учу детей выполнять игровые действия по образцу.
В подготовке к творческой игре в развитии воображения большую роль играют подвижные игры с ролью. Малышей необходимо научить действовать от имени осторожных воробушков или смелых мышек и перевоплощаться в собак, кошек и других знакомых животных. С этой целью можно проводить игры «Наседка и цыплята», «Кошки и мышки»» и т. п. Полезно проводить игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями. Первоначально взрослый сам проговаривает и сам проделывает движения, а дети слушают и смотрят. Затем они точно выполняют движения соответственно тексту. Например, «Зайка серенький сидит и ушами шевелит…»
И очень важно чтоб воспитатель был эмоционален, он показывает, насколько разнообразными могут быть интонации, мимика, жесты, походка, позы, движения. В результате дети приобретают необходимые навыки для создания того или иного образа. У них появляется интерес к театрализованной деятельности. И как правило дети проявляют не только двигательную активность, но и речевую.
Для проведение игр – театрализаций подбираю художественное произведение с возрастными возможностями детей и программными требованиями. («Курочка ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят» «Три медведя»). При необходимости текст можно адаптировать. Текст произведения должен быть хорошо знаком детям. Они должны узнавать персонажей на картинках и игрушках. Таким образом проведению игры-театрализации должна предшествовать целая серия подготовительных дидактических игр и упражнений. Например, прежде чем провести игру-театрализацию «Колобок», провожу дидактические игры по знакомству с персонажами сказки с целью уточнения представления детей о зайце, медведе, лисе, учу изображать этих персонажей сказки (брать на себя роль) и вызвать эмоциональное положительное отношение.
На мой взгляд, наиболее простым, доступным и привлекательным для детского восприятия является театр картинок на фланелеграфе. Декорации, картинки, рисунки подбираю из старых книг, журналов или создаются самостоятельно.
Кукольный театр -атрибуты надеваются на руку, обычно действую на ширме. Куклы можно изготовить, используя старые игрушки. После представления даю возможность детям пообщаться с куклами, куклы хвалят их за то, что они внимательно слушали и смотрели, интерес детей после этого не угасает, дети с удовольствием продолжают играть с ними. В процессе игры дети учатся взаимодействовать друг с другом, повторяют фразы и предложения из текста сказки.
Пальчиковый театр. Атрибуты надеваются на пальцы или на руку и играют за персонажа, изображение которого находится на руке. Можно изображать действия, находясь за ширмой, сидя свободно за столом или передвигаясь по комнате, по ходу разворачивания сюжета, проговариваю слова.
Самым любимым театром для наших детей стал настольный театр. Он прост и доступен, не требует определённых умений, дети сами действуют с игрушками-персонажами, охотно перевоплощаются в действующих персонажей (колобок, заяц, лиса и т. д., пытаются передать характер героя (мимикой, изменяя интонацию, повторяют запомнившиеся фразы (Колобок, я тебя съем)
Использую самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении. При этом необходимо помнить, что игрушки - персонажи спектакля должны храниться отдельно и использоваться только по назначению (для театрализованной деятельности). Нельзя давать их детям для самостоятельных игр, т. к. в этом случае они не будут восприниматься детьми как герои той или иной постановки.
Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на «вопросы» кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью.
Привлекаю детей к участию в инсценировках, обсуждаю с ними увиденное. Детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают отдельные фразы, сопровождая жестами действия персонажей. Например, при инсценировании сказки "Репка" малыши "тянут" репку, при разыгрывании сказки "Курочка Ряба" изображают плач деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком махнула и пищат за неё.
Занятия театрализованной деятельностью способствуют развитию у детей не только психических функций но, и, формируют художественные способности, творческий потенциал, межличностное взаимодействие, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным. Важно, чтобы соблюдался принцип «от простого к сложному», многократно повторялся один и тот же содержательный материал, одни и те же игры на разных занятиях
Театральная деятельность способствует не только развитию умственной деятельности, но и тесно связана с совершенствованием речи : работая над выразительностью и репликами персонажей, собственными высказываниями, ребенок активизирует свой словарь, совершенствует звуковую культуру речи, ее интонационный строй. Исполняемая ребенком роль ставит его перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. При этом совершенствуется диалогическая речь, ее грамматический строй.
Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развивать внимание, речь, память, творческое воображение. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости.
Привычку к выразительной публичной речи можно воспитывать в человеке только путём привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. Такие игры помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.