Надежда Бойцова
Роль досуговой деятельности в развитии связной речи у детей дошкольного возраста и сущность понятия «Связная речь»
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль досуговой деятельности в развитии связной речи у детей дошкольного возраста».
Сущность понятия «связная речь» состоит в том что- связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер систематического последовательного развёрнутого изложения. От неё зависит и полнота познания окружающего мира, и становление сознания, и успешность обучения в школе, и развитие личности в целом.
Публикация «Роль досуговой деятельности в развитии связной речи у детей дошкольного возраста и сущность понятия „Связная речь“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Характеристика связной речи и её особенностей содержится в ряде трудов современной лингвистической, психолингвистической и специальной методической литературы. Применительно к различным видам развёрнутых высказываний связную речь определяют как совокупность тематически объединённых фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое. По мнению А. В. Текучева, под связной речью в широком смысле слова следует понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. В соответствии с этим и «каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи» Рассматривая связную речь С. Л. Рубинштейн, (советский психолог и философ)пределяет её как «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения её понятности для слушателя или читателя» Т. А. Ладыженская (ЛАДЫЖЕНСКАЯ ТАИСА АЛЕКСЕЕВНА Доктор педагогических наук, профессор) отмечает, что связная речь - сложное явление, подход к которому возможен с разных сторон, справедливо соотносит показатели уровня развития связной речи в первую очередь со степенью проявления в высказываниях умения отразить «содержательную» сторону: раскрыть тему, основную мысль, собрать материал и систематизировать его, правильно реализовать в своих высказываниях
И так какую роль в развитии связной речи играет досуговая деятельность. Развитие у детей связной (монологической) речи – одна из наиболее сложных методических задач дошкольного воспитания и развития. Комплексное развитие различными методами и приемами позволяет решить эти задачи к выпуску детей в школу. Немаловажную роль в работе над речью играет культурно-досуговая деятельность, которую необходимо организовать и спланировать в соответствии с возрастными особенностями детей.
Рассмотрим характерные особенности развития речи и влияния досуга на развитие связной речи у детей разного возраста.
Младший возраст. Этот период характеризуется стремлением ребенка к самостоятельности, развитием наглядно-действенного мышления, образованием новых форм взаимоотношений между детьми. В этом возрасте важно совершенствовать у детей слушать, понимать речь, отвечать на простейшие и более сложные вопрос, поддерживая разговор. Вопросы взрослого – ведущий прием активизации речи и мышления малыша. Рассматривая или наблюдая предметы, явления, действия, дети могут правильно ответить на вопрос, но затрудняются представить себе ситуацию в целом. Осмыслить ее помогает взрослый. Неоценимую роль в развитии этих процессов играют развлечения и праздники с включением кукольного театра (как правило, это куклы би-ба-бо). Поэтому мы обязательно используем инсценировки кукольного театра на материале русских народных сказок, близком и понятном детям этого возраста во всех праздниках. Инсценировки перекликаются с темой праздника: Колобок спешит на праздник Осени к ребятам в детский сад или на Елку; приходит в гости Гриб Боровик; на празднике мам и бабушек непослушный Козленок отвлекся и потерял маму, затем ее искал и др. Подобные инсценировки вызывают огромный эмоциональный отклик, переживания и, конечно же, детям хочется поделиться своими эмоциями, рассказать о происходящем. Однако они еще не владеют разговорной речью. Но дома они делятся с родителями о происходящем в детском саду и отрадно слышать от родителей отзывы о том, что дети услышали на музыкальном занятии, празднике, т. к. родители понимают своего ребенка лучше всех.
Программа по культурно-досуговой деятельности включает развлечения (тематические, спортивные, игры с пением, театрализованные представления, инсценирование песен, забавы, рассказы с музыкальными иллюстрациями, праздники, игры (сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические).
Некоторые дети могут прочитать стихи.
На 4-ом году жизни развитию навыков разговорной речи следует уделить самое пристальное внимание. Малыши продолжают накапливать знания и умения, они жадно и осознанно впитывают любую информацию. Поэтому очень важно в этом возрасте не упустить время. При составлении программ к досуговым мероприятиям необходимо включать игры-драматизации, инсценирование песен, элементарные навыки театрализованной деятельности. Инсценировки сказок, стихов и т. д. побуждают детей выразить свои эмоции и проявить творческие способности. На пример инсценировка «Цыпленок» во второй младшей группе, когда дети на хорошем уровне разыгрывают довольно непростой сюжет. (Про кого рассказывается в этой сказке?
2. Какой был цыпленок, как он разговаривал?
3. Кто был у цыпленка? Как она разговаривает, как она кудахчет?
4. Чем мама кормила цыпленка?
Перечень досуговой деятельности включает развлечения (познавательно-тематические, музыкально-литературные, спортивные, забавы, фокусы, театрализованные представления, праздники «Здравствуй, осень!», «В осеннем лесу», «Зимушка-зима», «Новогодняя елка», «В весеннем лесу», «Мамин праздник», «Ой, бежит ручьем вода», «Здравствуй, лето!», игры (сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные, дидактические).
Если в младших группах речь развивалась, главным образом, в диалогической форме, то в средней группе начинается целенаправленная работа по обучению монологической речи. У детей воспитывается умение составлять описания предметов, действий, сюжетов, прививаются навыки пересказа. Здесь очень важно взаимодействие воспитателей со специалистами (музыкальный руководитель, учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физкультуре и др.)
Перечень досуга в средней группе включает развлечения (театрализованные инсценировки и постановки спектаклей по сюжетам русских народных сказок, музыкально-литературные композиции, познавательно-тематические вечера, концерты, русское народное творчество, спортивные, игры-забавы, фокусы, праздники, игры (сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные, дидактические, настольно-печатные).
Старший возраст
Шестой год жизни ребенка характеризуется рядом особенностей. Его не устраивает позиция наблюдателя и слушателя, он претендует на активную роль в беседе, игре, любой совместной деятельности. Для детей этого возраста характерен интерес к выполнению сложных заданий, но теперь для него важно достичь результат. При частых неудачах он начинает утрачивать этот интерес, неохотно отвечает на вопросы и не всегда соглашается выполнить то или иное задание, если не уверен в успехе. В начале учебного года наблюдается снижение работоспособности и произвольного внимания. Это связано с глубокой перестройкой мыслительной и речевой деятельности. Поэтому очень важно создать для развития детей необходимые условия для самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, театральной, музыкальной).
Значительно расширяется содержание досуговой деятельности (самообразование, творчество). Развлечения включают театрализованные, музыкально-литературные по содержанию, познавательно-тематические вечера, КВН и викторины, русское народное творчество, спортивные, музыкальные концерты, забавы, праздники, игры (сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные, дидактические).
Театрализованные праздники требуют от педагогов не только большой подготовительной работы с детьми, но также и оснащение праздника (реквизит, атрибуты, костюмы, оформление зала и т. д.)
Большое значение имеет повседневная систематическая работа воспитателей и всего педагогического коллектива над развитием речи во всех видах деятельности, начиная с детей младшего возраста. Участие детей в культурно-досуговой деятельности отражает уровень развития речи на каждом этапе.
Выводы и рекомендации:
• организовывать показ кукольного театра для детей различного возраста.
• планировать мероприятия по культурно-досуговой деятельности согласно программе.
• подбирать материал для сценариев соответственно возрасту детей.
• использовать театрализованные игры и спектакли в дни тематических недель.