Наталья Астапенко
Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольник.
О том, какую роль театрализованная деятельность играет в развитии дошкольников, изучали многие педагоги. Многими авторами эта проблема была описана в своих источниках. Читая, изучая эту тему, мы все больше углубляемся в нее и понимаем, насколько она интересна.
Публикация «Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников» размещена в разделах
Театрализованная деятельность – один из видов детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что- то связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и тому, что его заинтересовало. Он получает от этого огромное эмоциональное удовольствие.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Театрализованная деятельность позволяет решить многие образовательно-воспитательные задачи. Развивает память, мышление, воображение, внимание; позволяет обогащать и активизировать словарь детей, что является важным средством для подготовки детей к обучению в школе.
Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. Умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это - конкретный, зримый результат. Важно учитывать, что театрализованные занятия развивают также эмоциональную сферу малыша, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемое событие. Знакомясь с различными видами театра, а так же участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
Для успешного формирования творческой активности детей в театрализованной деятельности необходимо соблюдать ряд условий. Прежде всего детям необходимо создать условия для развития; приобщать детей к театральной культуре; обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности; создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
Лучше всего театрализованной деятельностью заниматься в вечерние часы в нерегламентированное время.
Театрализованная деятельность должна занимать важное место в педагогическом процессе дошкольного учреждения
Хорошей традицией в саду становится проведение спектаклей для малышей. Дети получают огромное удовольствие от участия в таких мероприятиях. Если детям создать условия для самостоятельных театрализованных игр, они
смогут подражать игровым образам, общаясь друг с другом. Во время подготовки и разыгрывания спектакля разговаривать с детьми нужно всегда вежливо и ласково. Необходимо следить, чтобы и они так же обращались друг с другом, помогали, проявляли настойчивость, терпение в реальной действительности.
Итак, подведем итоги, педагогу- воспитателю в работе с детьми необходимо:
—знакомить с техникой игрового превращения (преображения);
—учить изменять движения в соответствии с образом, подражая положением рук, ног и туловища, выражением лица, голосом и речью игровому персонажу;
—развивать умение действовать с воображаемыми предметами «понарошку» : расчесываться, умываться, вытирать полотенцем руки и т. п. ;
—развивать в процессе режиссерской игры и игры-драматизации игровые действия с изображениями предметов и предметами-заместителями, имеющими внешнее сходство с заменяемыми предметами, направляя внимание ребенка на использование одного предмета многими и многих — одним;
—учить многообразному использованию в театрализованных играх предметов, деталей костюмов и т. п. ;
—учить соотносить игрушки, детали костюмов с игровой ситуацией по количеству, величине, форме, пользуясь приемами наложения и приложения;
—развивать умение имитировать в пластике движения животных (кошка, собака, заяц и т. п.)' птиц (цыпленок, курица, воробей и т. п., растений (цветок, дерево, насекомых (бабочка, солнца, разных машин и т. д. ;
— знакомить с ролью (кошка, собака, курочка и 1ц., учить брать на себя роль, переименовывать себя в соответствии с ней (я — сердитый петушок, Я — веселый петушок и др.);
— побуждать и поощрять принятие роли с использованием режиссерских игрушек и костюмов для драматизации (с помощью взрослого);
— создавать условия для удержания ребенком принятой на себя роли;
— учить подбирать для театрализованной игры игрушки, которые соответствуют тексту потешки, песенки, стихотворения, сказки (мяч, кубик, крылья для бабочки, крылья для жука, шапочку для курочки, цыпленка и т. п.);
— учить выражать голосом, звукоподражаниями эмоциональное состояние персонажа (птичка сердится, радуется и т. п.)
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка является театрализованная деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя!