Наталья Полещук
Роль современной семьи в развитии духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Роль современной семьи в развитии духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста
В нашем обществе сейчас происходят глобальные социально-экономические изменения, которые приводят к необходимости изменения текущего подхода в воспитательной деятельности. Влияние асоциальности в семье, обществе, негативное влияние интернета отрицательно сказывается на формировании духовно-нравственных отношений и гармоничном развитии личности ребёнка, исходя из этого, актуальность данной темы достигла своего апогея.
Публикация «Роль современной семьи в развитии духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Основной задачей духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях.
Древнейшим институтом воспитания и развития ребёнка является семья.
Семья – это неотъемлемая часть общества, которая способствует формированию гармоничной личности. Без неё человек становится одиноким, оторванным от общества. Каждому хочется, чтобы дома его ждали близкие и любимые люди, поддерживали и давали чувство опоры. Мне бы хотелось уделить внимание духовным ценностям и нравственному климату семьи, методам семейного воспитания.
Одним из определяющих аспектов в деле воспитания и становления личности ребенка является наличие здорового психологического климата в семье.
В каждой семье формируется свой психологический климат, который является показателем сплоченности членов семьи и оказывает влияние на развитие как детей, так и взрослых.
Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление её членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчёркивать достоинства и добрые дела каждого. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи.
Именно здоровый эмоциональный климат в семье помогает уберечь ребенка от многих негативных переживаний, формирует положительный стереотип поведения при возникновении различных психологических ситуаций, когда ребенок находится вне семейного и домашнего пространства, обеспечивает его адекватную регуляцию поведения к жизненным условиям. Семейный досуг, его организация и проведение, оказывает влияние на формирование благоприятного психологического и эмоционального климата, способствует учебной и общей успешности ребёнка.
Многовековая история подтвердила значимость семьи — одного из высших ценностей, как для отдельного человека, так и для общества в целом. Во все времена она являлась фундаментом стабильности и надежности, любви и согласия, мира и понимания. Крепкая и дружная семья гармонично воспитывает детей — нашу достойную смену, учит их добру, радости, красоте. В семейном кругу прочно усваивается система основополагающих ценностей, происходит формирование человека как гражданина. Здесь из поколения в поколение передаются традиции и социальный опыт, национальное и культурное достояние. Семья, в которой царят любовь, забота, взаимная поддержка, помогает каждому из нас преодолевать преграды и трудности.
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится, как себя вести в различных ситуациях. Маленькие дети стараются подражать окружающим их взрослым людям. Объясняется это тем, что у них еще нет достаточных знаний и жизненного опыта. Они не всегда могут самостоятельно разобраться в том, что хорошо и что плохо. В силу этого они и стараются подражать взрослым и в первую очередь родителям. Поведение родителей — важнейшее средство воспитания детей в семье. Главное в воспитании детей заключается не в разговорах с ними, а в правильной организации жизни семьи, в организации личной и общественной жизни самих родителей. Воспитательная сила личного примера родителей и вообще взрослых во многом зависит от их авторитета. В тех семьях, где отношения между родителями основаны на чувстве любви и взаимного уважения, у детей вырабатывается и развивается чувство товарищеской взаимопомощи. Они приучаются сочетать личные интересы с интересами других членов семьи, а впоследствии с интересами всего общества. Чем выше авторитет взрослых в глазах детей, тем сильнее влияют они на характер и поведение своих детей. В воспитании детей не должно быть шаблона. Нельзя ко всем детям подходить одинаково. Ведь по своему характеру и поведению дети отличаются друг от друга. Сколько детей, столько и подходов к ним. В воспитании не может быть рецептов, пригодных для всех случаев.
Очень важно научить детей ценить всякий труд не уклоняться от него. Посильный труд детей — это основа их морального воспитания. Первой и основной задачей родителей в воспитании детей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся.
Следующее требование семейного воспитания - это постоянный психологический контакт с ребенком. Контакт не может возникнуть сам с собой, его нужно строить. Основа для сохранения контакта - искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам. Большую роль в воспитании детей играет поощрение их за хорошие поступки и действия. Умело, применяемые поощрения помогают развитию положительных черт в характере и поведении детей. Чтобы заслужить поощрение, дети стараются вести себя лучше. Поощрения вместе с тем вселяют в детей уверенность в собственных силах, возбуждают их энергию, бодрость, стремление к повторению поступков и действий, получивших положительную оценку.
В отдельных случаях для осуждения отрицательных поступков детей приходится прибегать и к такому методу воздействия, как наказание. Разумеется, в семье совершенно недопустимы физические наказания.
Чтобы осудить отрицательные поступки детей, можно ограничить некоторые желания и их удовольствия. Наказать или осудить можно также порицанием или указанием на недопустимость плохих поступков.
Всякое наказание, применяемое родителями, должно быть справедливым.
В каждой семье свои особенности, приемы и традиции семейного воспитания. Нельзя дать универсальные советы всем.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций всегда формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Хочется надеяться, что современные родители понимают свою ответственность перед детьми, а это значит, что есть надежда, что наши дети будут добрыми, честными, справедливыми, порядочными и достойными гражданами своей страны.
Список литературы
1. Афанасьева Т. М. Семья. -- 2-е издание, перераб. и доп. - Москва: Просвещение, 1988.
2. Торохтин В. С. Психологическое здоровье семьи и пути его изучения долголетие // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1996. № 3.
3. Корчак Я. Воспитание личности. Кн. для учителя. М. : Просвещение. 1992.
4. Чернилевский Д. В. Духовно-нравственные ценности образовательной системы России XXI века.
5. Харчев А. Г., Мацковский М. С. «Современная семья и её проблемы» М., 1996 г.
6. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 1999. 8.
7. Корчак. Я. Как любить ребенка. М., 1990.
Панасик А. В Психологический климат семьи. М. 20