Нина Александровна Кудряшова
Роль социоигрового стиля общения в познавательном развитии детей
▼ Скачать + Заказать документы
Имея немалый опыт общения с детьми – дошкольниками, не перестаю удивляться их способностью так глубоко, по – своему, по – детски, а значит мудро и с только присущей детям прозорливостью наблюдать, замечать самое существенное и выделять самое главное.
Следовательно, в каждом ребенке самой Природой заложены способности к познанию мира, а наша задача – помочь ему не растерять этот великий дар и создать благоприятные условия по развитию его познавательных способностей. И было бы неразумно не использовать детскую наблюдательность, его особое видение мира на познавательных занятиях.
Публикация «Роль социоигрового стиля общения в познавательном развитии детей» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Программа по познавательному развитию дошкольников предполагает ознакомление детей с обширным рядом вопросов и по истории, и по географии, и по ознакомлению с окружающим миром. Бытует мнение, что дети в этих вопросах несведущи, и их нужно просто научить, дать им готовые знания. А что в это время делают дети? В лучшем случае слушают и должны запомнить материал, не понимая, зачем. А вот если педагог приходит к детям с вопросом: «А что вы знаете об этом?», то всегда в группе найдутся такие дети, которые что – то знают по этой теме. А тогда как себя ведут другие дети, видя в своем товарище знатока? У них появляется желание, стремление тоже узнать что – то новое, чтобы тоже стать знатоком.
Как же организовать занятие, чтобы оно оказалось наиболее эффективным и для неактивных детей, и для непосед? Ответ прост – нужно, чтобы на занятии все были действующими лицами, необходимыми, нужными и важными. А рассматриваемые вопросы – значимыми для самого ребенка. И здесь мне на помощь приходят социоигровые методы. Ребенок с самого начала занятия задействован в общих делах. Часто проблема, которая выносится на обсуждение, начинается с общего разговора. Выслушиваются все мнения и каждый уверен, что его услышат. В ходе разговора выясняются знания и возможности детей, и я организую их дальнейшую деятельность таким образом, чтобы предложенная для разрешения задача была бы посильна детям, чтобы дети справились с ней самостоятельно, с небольшой помощью воспитателя. Объединё нные в микрогруппы: пары, тройки, шестерки, дети взаимодействуют, у них происходит взаимное обучение. Через договор и проговаривание у детей формируется понимание того, чего они хотят и что могут. У детей появляется чувство уверенности в своих силах, они становятся более открытыми и доброжелательными, готовы сами спросить и другим объяснить – выступают в роли учителя для своих сверстников. Детям интересно на таких занятиях, следовательно, у них повышается познавательная активность. Главное, что нужно помнить: «Ребенок не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь!».
Используемая литература:
1. Букатов В., Ершова А. «Возвращение к таланту» (педагогам о социоигровом стиле работы, г. Красноярск – 1999 г.
2. Букатов В. «Не нужно зарывать в землю талант управленца». Газета «Детский сад. Управление» июнь 2006 г.
3. Букатов В. «Социоигровая педагогика в детском саду» (из опыта работы воспитателей). Библиотечка «Первое сентября», серия «Дошкольное воспитание», выпуск 4 (10) г. Москва – 2006 г.