Марина Боброва
Рабочая программа социального педагога
ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ социально-педагогической деятельности :
1. Обеспечить психолого- педагогическую поддержку семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, используя в работе новые формы и методы в триаде: ДОУ- семья- ребенок.
2. Развитие позитивно-мотивированных, действенных, взаимодополняющих отношений между детским садом и семьей в целях воспитания здорового, уверенного в себе и других, счастливого ребенка.
3. Повысить эффективность профилактики и предупреждения неблагополучия в семье и в коллективе детского сада.
Публикация «Рабочая программа социального педагога» размещена в разделах
Рабочая программа включает в себя организацию социального сопровождения деятельности ДОУ по основным направлениям:
1. Работа с детьми
2. Работа с родителями
3. Работа с педагогами
4. Работа с социумом
5. Методическая работа
6. Работа с документацией
Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников и спецификой ДОУ.
1. Работа с детьми
1.1. Возрастные особенности и новообразования дошкольного детства
1.2. СОВРЕМЕННАЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Бльшая открытость мира и доступность его познания для ребенка, больше источников информации (телевидение, интернет, большое количество игр и игрушек)
агрессивность доступной для ребенка информации.
Культурная неустойчивость окружающего мира, смешение культур в совокупности с многоязычностью
разностность и иногда противоречивость предлагаемых разными культурами образцов поведения и образцов отношения к окружающему миру.
Сложность окружающей среды с технологической точки зрения нарушение устоявшейся традиционной схемы передачи знаний и опыта от взрослых детям
формирование уже на этапе дошкольного детства универсальных, комплексных качеств личности ребенка.
Быстрая изменяемость окружающего мира
новая методология познания мира
овладение ребенком комплексным инструментарием познания мира.
Быстрая изменяемость окружающего мира
понимание ребенком важности и неважности (второстепенности) информации
отбор содержания дошкольного образования
усиление роли взрослого в защите ребенка от негативного воздействия излишних источников познания.
Агрессивность окружающей среды и ограниченность механизмов приспособляемости человеческого организма к быстро изменяющимся условиям, наличие многочисленных вредных для здоровья факторов
негативное влияние на здоровье детей – как физическое, так и психическое
возрастание роли инклюзивного образования
влияние на формирование у детей норм поведения, исключающих пренебрежительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья
1.3. Основными участниками реализации программы являются : дети дошкольного возраста, родители (законные представители, педагоги.
1.4. Задачи:
1. Выявление детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации («группа риска») :
• Адекватность поведения
• Особенности эмоционально-волевой сферы
• Умение общаться со сверстниками и взрослыми.
2. Выявление у детей трудностей прохождения адаптационного периода.
3. Наблюдение за детьми «группы риска» и детей из опекунских семей:
• Внешний вид ребенка, опрятность
• Наличие на теле у ребенка ушибов, ссадин
• Встречи и прощания ребенка с родителями или лицами, их заменяющими в детском саду
• Оказание достаточного внимания ребенку со стороны родителей или лиц, их заменяющих
4. Изучение медицинских карт детей, с целью выяснения:
• Анамнестических сведений
• Соматического состояния
• Группы здоровья
• Диагноза (если таковой имеется).
5. Проведение практических занятий совместно с родителями, направленных на формирование межличностных отношений между родителями и детьми.
6. Стимулировать детей к формированию у них адекватной оценки, их взаимодействия с окружающей действительностью.
1.5. План мероприятий
№
п/п
Наименование мероприятия
Сроки проведения
1.
2.
3
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
19.
20.
Посещение групп раннего возраста.
Выделение детей с трудностями адаптации. Выявление причины трудной адаптации отдельных детей.
Коррекционная помощь этим детям.
Социальная адаптация детей во всех возрастных группах: наблюдение, беседы с детьми
Исследование социально-психологического климата в группах детского сада
Беседы с детьми для сбора информации об интересах, склонностях и методах воспитания в семье
Индивидуальные занятия с детьми семей риска и опекунских
Первичные диагностические исследования совместно с психологом детей подготовительной группе
а) самооценка ребенка
б) социальный статус ребенка
Совместно с психологом диагностика развития социально-нравственного развития детей
Индивидуальная и групповая коррекционная работа с детьми
Совместно с психологом диагностика детей подготовительной группы на готовность к школе
Коррекционная работа с детьми «группы риска» по результатам диагностики на готовность к школе.
Составление социологических портретов групп
Вести наблюдения за взаимоотношениями между детьми, детьми и воспитателями. Наблюдение за созданием комфортной эмоциональной обстановкой в группах
Цикл бесед по правовому воспитанию (подготовительные группы)
Цикл бесед по основам безопасности жизни (старший возраст)
Цикл экскурсий по городу «Моя родная сторона – Смоленщина моя» (старшие и подготовительные группы)
Проведение экскурсии в местную библиотеку
Конкурс «Символ наступающего года» (средние,старшие,подгот. группы).
Праздник День защиты детей» (совместно с инструктором по физ. воспитанию, музыкальным руководителем)
Изучение детско-родительских отношений совместно с педагогом-психологом с целью оказания помощи детям, с которыми жестоко обращаются родители
сентябрь –
декабрь
сентябрь,
апрель
в течение года
сентябрь - октябрь
по небх-ти в течение года
январь-
февраль
октябрь– май
май
декабрь, май
в течении года
январь - май
сентябрь - май
октябрь - май
сентябрь
декабрь
декабрь
1 июня
в течение года
1.6. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться,
учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
2. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
2.1. Социальный статус родителей (законных представителей) воспитанников.
Социальными заказчиками деятельности учреждения являются в первую очередь родители воспитанников. Поэтому коллектив ДОУ пытается создать доброжелательную, психологически комфортную атмосферу, в основе которой лежит определенная система взаимодействия с родителями, взаимопонимание и сотрудничество.
2.2. Задачи: 1. Проведение анкетирования родителей
2. Проведение индивидуальных и групповых консультаций по частным вопросам
3. Проведение семинаров-практикумов, направленных на формирование адекватного общения родителей и детей
4. Общие беседы о важности семейного воспитания; значимости ребенка в семье и его права
5. Способствовать повышению правовых знаний по вопросу и охране прав ребенка в семье
2. 3 План мероприятий:
№
п/п
Наименование мероприятия
Сроки проведения
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
Социологическое анкетирование родителей (выявление социального статуса семьи, условий жизни ребенка, взаимоотношений членов семьи, выявление семей «группы риска»).
Индивидуальное консультирование родителей
Анкетирование родителей для определения проблем, связанных с воспитанием детей в семьях
Формирование и корректировка банка данных на семьи, входящие в зону внимания социального педагога
Обследование условий жизни и воспитания детей, находящихся под опекой. Индивидуальное консультирование опекунов по вопросам воспитания и обучения подопечных.
Консультирование родителей по социально-педагогическим проблемам, правовым вопросам
Анкетирование родителей на выявление факторов риска в развитии ребенка.
Посещение групп раннего возраста. Выявление детей с трудностями адаптации. Выявление причины трудной адаптации отдельных детей. Консультативная и коррекционная помощь родителям.
Беседы и консультации с родителями ребенка, поступающего в ДУ о том, как помочь ребенку легче адаптироваться к ДУ.
Подготовка индивидуальных рекомендаций для родителей, испытывающих трудности в воспитании ребенка.
Проведение родительских собраний: «Готов ли Ваш ребенок к школе?», «Возрастные особенности детей, поступающих в школу, и вопросы адаптации к школе».
Экспресс- выступления на родительских собраниях.
«Социальная адаптация ребенка к детскому саду»
«Права ребенка. Нормативные правовые документы»
«Готова ли семья к поступлению ребенка в первый класс»
«Влияние родительских установок на развитие детей»
Проведение дня открытых дверей для родителей
Семейные конкурсы:
«У Осени в гостях»
«Игрушка для новогодней ёлки»
«Лучшая постройка из снега на участке»
«Золотые папины руки»
«Моя бабушка- рукодельница»
«Мама, папа и я – дружная семья»(рисунок или фотоколлаж)
«Выносной материал для участка»
Оформление родительских уголков
«Социализация и адаптация детей раннего возраста»
«Роль семьи в воспитании и социализации дошкольника»
«Какими правами наделен ребенок»
«Школа пешеходных наук»
«Какие книги и когда ребенку читать»
«Готовы ли вы стать родителями первоклассников»
Посещение семей, где родители не уделяют должного внимания воспитанию своих детей (совместно с воспитателем, инспектором ПДН)
сентябрь–
декабрь
в течение года
сентябрь - ноябрь
в течение года
при необходимости
в течении года
сентябрь –
январь
при необходимости
в течение года
в течении года
октябрь
октябрь –
май
сентябрь
декабрь
февраль
март
октябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
сентябрь
октябрь- ноябрь
декабрь- январь
март
апрель
май
по мере необходимости
2.4. Критерии работы с семьей (анкетирование)
Уважаемые родители!
Наше дошкольное учреждение подводит итоги деятельности за учебный год. Всех родителей просим заполнить анкету, ответы на вопросы которой позволят получить более полную информацию о нашей работе. Анкета анонимная.
Большое спасибо за помощь.
Для каждого ответа, предполагающего выбор, поставьте "галочку" в колонке «Да», «Нет» или "Не знаю"
Да Нет Не знаю
1. Вы получаете информацию о:
а) целях и задачах дошкольного учреждения в об-ласти обучения и воспитания Вашего ребенка;
б) режиме работы дошкольного учреждения (ча-сах работы, праздниках, нерабочих днях);
в) питании (меню).
2. В дошкольном учреждении проводится специальная работа по адаптации детей (беседа с родителями, возможность их нахождения в группе в первые дни посещения ребенком дошкольного учреждения и т. д.).
3. Воспитатели обсуждают с родителями раз-личные вопросы, касающиеся пребывания ребенка в дошкольном учреждении (дисциплины, питания, гигиенических процедур и т. п.).
4. Родители имеют возможность присутствовать в группе, участвовать в экскурсиях с детьми.
5. Родители получают информацию о повседнев-ных происшествиях в группе, успехах ребенка в обучении и т. п. (информационный стенд, устные сообщения сотрудников).
6. Родителей информируют о травмах, изменениях в состоянии здоровья ребенка, его привычках в еде и т. д.
7. Родители имеют возможность обсудить вместе с сотрудниками успехи детей на совместных со-браниях (не реже 1 раза/год).
8. Сотрудники ДОУ интересуются, насколько их работа удовлетворяет родителей (беседы, анкетирование).
9. Вас лично удовлетворяют уход, воспитание и обучение (оздоровление, развитие способностей и т. д.). которые получает Ваш ребенок в дошкольном учреждении.
10. Вы лично чувствуете, что сотрудники дошкольного учреждения доброжелательно относятся к Вам и Вашему ребенку.
Если хотите, пожалуйста, добавьте любые комментарии о работе дошкольного учреждения и возможных изменениях в ней.
3. РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ
3.1.
Количество работников по стажу
До 1 года 2
2-5 лет 3
5-10 лет 0
10-20 лет 5
20-30 лет 1
Более 30 лет 3
Всего 14
3.2 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
3.3 План мероприятий
№
п/п
Наименование мероприятия
Сроки проведения
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Беседы об адаптации детей к детскому саду
Рекомендации по установлению контакта с детьми из семей «группы риска и опекунских семей»
Изучение эмоционального фона групп.
Посещение занятий социально- личностного развития в старших и подготовительных группах.
Наблюдение за игровой деятельностью в подготовительных группах.
Наблюдение за формированием культурно- гигиенических навыков в средней, старших, подготовительной группах.
Наблюдение занятий, работы педагогов в повседневной жизни, игровой деятельности, анализ социально-личностного аспекта этих мероприятий.
Посещение и анализ открытых мероприятий ДОУ.
Индивидуальные консультации по социально-педагогическим проблемам (по запросам педагогов).
Консультации для воспитателей
«Методические рекомендации по организации и оформлению уголка для родителей в группах детского сада»
«Социализация ребенка как залог успешной подготовки детей к школе».
«Типология неблагополучных семей»
«Социальное партнерство как новая философия взаимодействия детского сада и семьи»
Методический час «Предметно-развивающая среда в ДОУ как пространство для социального развития дошкольников»
Семинар- практикум «Каждому возрасту свои права»
1. «Методические рекомендации педагогам по воспитанию правовой культуры дошкольников»
2. «Практический материал по воспитанию правовой культуры дошкольников»
Наблюдение за формированием соц. статуса детей в группах.
Выступление на педагогических советах :
«Установочный» (принятие плана работы на новый учебный год)
«Поиск эффективных мероприятий по укреплению здоровья детей»
«Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности и духовного обогащения семьи»
«Экологическое воспитание дошкольников»
«Итоговый» (подведение итогов работы за год).
Участие в медико- психолого-педагогических консилиумах.
«Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»
«Готовность детей к школе»
Участие в смотрах-конкурсах
«Готовность к новому учебному году»
«Формируем предметно-развивающую среду в группах»
«Лучшее оформление участка зимой»
Выставка детских рисунков «Зимушка-зима»
Выставка детских работ «Моя любимая мама»
«Готовность к ЛОП»
сентябрь
в течении года
в течении года
в течение года
в течение года
ноябрь –
декабрь
в течение года
в течение года
в течение года
сентябрь
ноябрь
октябрь
январь
апрель
ноябрь
в течение года
сентябрь
в течение года
ноябрь
март
май
октябрь
апрель
январь
сентябрь
октябрь
декабрь
январь
март
сентябрь
3.4ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.
1. Наличие программы :Программа развития МБДОУ ДС №35 «Василёк» на 2013-2016 годы.
2. Методическая тема ДОУ: повышение квалификации работников в рамках внедрения ФГОС ДО.
3. Количество педагогических советов, посвященных совершенствованию методической работы ДОУ по социально-педагогическим аспектам : 2
Темы педагогических советов методического направления
Результаты методической работы :
• Участие сотрудников в различных формах методической работы
Формы деятельности Количество мероприятий
Внутри ДОУ Город-ских Областных Федеральных Международных
Открытые мероприятия
Круглые столы
Методический день
Семинары
Практикумы
Конференции
Мастер-класс
Методические конкурсы
Конкурсы профессионального мастерства
Другое (перечислить)
День открытых дверей
Ярмарка педагогических идей.
Психологический тренинг
Методическая неделя
Деловая игра
Итого:
4. РАБОТА С СОЦИУМОМ
МБДОУ ДС №35 «Василёк» широко использует возможности социума при организации воспитательно-образовательного процесса, причем таким образом, чтобы воспитательная система ДОУ ориентировалась на воспитательный потенциал социальной, предметно эстетической и природной среды. Основными условиями сотрудничества является осознание значимости социального партнерства для каждого из сторон; осознание своей роли, статуса в обществе, оценка своих возможностей по решению возникших проблем;; выработка четких правил действий в процессе сотрудничества; установление доверительных и деловых контактов с партнерами.
ЦЕЛИ: взаимодействия способствуют разностороннему развитию воспитанников и осуществляются в рамках реализуемых программ.
Взаимодействие дошкольного учреждения в микросоциуме представлено в схеме
4.1Преемственность работы со школой
Согласно ст. 11 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»(от 29.12 2012 № 273-ФЗ) федеральные государственные стандарты обеспечивают:
1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
2) преемственность основных образовательных программ;
3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации.
Учитывая современные подходы к реализации проблемы преемственности в системе образования, педагогический коллектив дошкольного учреждения нацелен прежде всего на получение оптимальных результатов будущего, определение перспективных линий взаимодействия различных звеньев образовательных систем и семейного воспитания на основе непрерывности, последовательности и преемственности.
Целью преемственности является создание условий для педагогического взаимодействия, направленных на плавный, безболезненный переход от одного этапа развития ребенка к последующему.
МБДОУ ДС №35 «Василёк» в плане преемственности сотрудничает с МОУ СОШ № 38, где обучаются дети по традиционным программам начального образования.
Деятельность учреждения по реализации принципа преемственности строится на основании основных нормативно-правовых документов, регламентирующих данную деятельность ДОУ (см. ранее).
5. РАБОТА С ДОКУМЕНТАЦИЕЙ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРОГРАММ, ТЕХНОЛОГИЙ, ПОСОБИЙ
Перечень программ, технологий, пособий 1. Программа познавательных занятий по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
2. Программа познавательных занятий для детей 6-7 лет «Азбука здоровья»
3. «Признаки агрессивности» (Анкета) Лаврентьева, Титоренко Т. М.
4. Методика «Дорисовывание фигур» О. М. Дьяченко (Диагностика интеллекта)
5. «Я- Ты- Мы» Программа социально- эмоционального развития дошкольников Козлова О. Л.
6. «Развитие социальной уверенности у дошкольников» Безруких М. М.
7. «Я человек» Козлова С. А.
8. «Машины сказки» Программа развивающих занятий для детей от 2 до 10 лет Ортис Г. Г., Куличковская Е. В.
9. Работа с родителями : практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2- 7 лет
10. «Основы безопасности и жизнедеятельности дошкольников» Стёркина Р. Б., Авдеева Н. Н., Князева О. Л.
11. Анкета для родителей «Выявление проблем связанных с воспитанием»
12. Диагностика «Достижение самооценки старших дошкольников»
13. Тест для родителей «Талантлив ли ваш ребёнок?»
14. Тест для родителей «Готов ли ребёнок к школе?»
15. Тест для детей «Готов ли ребёнок к школе?»
16. Тест для детей «Творческие способности»
17. Тест для родителей «Определение уровня тревожности у детей»
18. Тест для родителей «Признаки агрессивности»
19. Тест для родителей «Общение»
20. Тест для детей «Выявление статуса ребёнка в группе»
https://www/maaam.ru/detskisad/anketa-dlja-roditelei-2199.html
КАРТА
усвоения дошкольниками социальных норм и правил
Возраст Социальные нормы и правила
1 2
3-4 Ориентируется на требования взрослого, может (но не всегда) переносить эти требования в разные ситуации. Выделяет несоответствие поведения другого ребенка требованиям взрослого. Вежливо обращается к взрослым, здоровается и прощается, говорит «спасибо», «пожалуйста».
По указанию взрослого убирает игрушки, доводит не очень интересное дело до конца, выполняет простейшие трудовые действия. По требованию взрослого или по просьбе сверстника может помочь последнему, пожалеть его, поделиться игрушкой. По просьбе взрослого может сдерживать агрессивные реакции.
4—5 В поведении сверстников и своем выделяет несоответствие нормам и правилам. Эмоционально переживает, когда поступает не так, «как надо». Усиливается взаимный контроль над поведением друг друга. Без напоминания взрослого может убрать игрушки, выполнять трудовые обязанности, доводить дело до конца.
Однако в процессе самой деятельности может отвлекаться на более интересные занятия. Во взаимопонимании с другими может (но не всегда) проявлять социально одобряемые формы поведения.
Формируются представления об особенностях полового поведения.
5-6 Может регулировать поведение на основе усвоенных норм и правил и несоответствие своих этических представлений, а не в ответ на требования других людей.
Эмоционально переживает несоблюдение ими норм и правил и несоответствие поведения своим этический представлениям. Без контроля со стороны взрослого, не отвлекаясь, может выполнять трудовые обязанности, доводить до конца малопривлекательную работу, наводить порядок в комнате. Поведение становится более сдержанным. Дружно играет, сдерживает агрессивные реакции, делится, справедливо распределяет роли, помогает во взаимодействии с друзьями.
6-7 Повышаются возможности саморегуляции поведения. Без напоминания взрослых, самостоятельно выполняют усвоенные нормы и правила, в том числе этические. Однако только некоторые дети могут регулировать свое поведение независимо от их отношения к другим участникам взаимодействия и от своих желаний и интересов; отстаивать усвоенные нормы и правила, свои этические представления перед ровесниками и взрослыми.