Елена Меньшина
Конспект занятия социального педагога «Мой путь в выборе профессии»
Конспект занятия социального педагога
Продуктивное использование новейших образовательных технологий: обучение в сотрудничестве
(командная, групповая работа).
«Мой путь в выборе профессии»
Цели и задачи. Ориентировать детей с ОВЗ в выборе будущей профессии с учетом их возможностей, способностей, (ввиду имеющигося заболевания) и психологических особенностей. Провести ознакомительную беседу о труде коренных народов коми.
Публикация «Конспект занятия социального педагога „Мой путь в выборе профессии“» размещена в разделах
Воспитывать у детей уважение к людям труда, развивать желание находить правильный подход к выбору профессии, стремление творчески подходить к любому труду, добиваться наилучших результатов.
Развивать память, мышление, речь детей. Формировать умение выделять основную проблему и находить пути её разрешения. Способствовать умению работать в парах, группе, уметь обсуждать предложенные задания, распределять на каждого участника.
План схема занятия:
№1. Подготовка к выполнению группового задания.
1. Постановка познавательной задачи (проблемы).
2. Инструктаж о последовательности работы.
3. Раздача дидактического материала по группам.
№2. Групповая работа.
4. Знакомство с материалом, планирование работы в группе.
5. Распределение заданий внутри группы.
6. Индивидуальное выполнение задания.
7. Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе. Обсуждение общего задания группой (замечания, дополнения, уточнения и обобщения).
№3. Заключительная часть.
8. Сообщение о результатах работы в группах.
9. Анализ познавательной задачи, рефлексия.
10. Общий вывод преподавателя о групповой работе и достижении каждой группы.
Ход занятия.
№1. часть занятия: вводная беседа в группе
Педагог: выбор профессии – это шаг, который определяет взрослую жизнь каждого человека. Профессия – это труд, которому человек посвящает всю свою жизнь.
Давайте поговорим о том, как же возникли профессии?
Как вы думаете, когда появилась первая профессия? Расскажите о ней.
(Ответы детей)
Действительно, профессии возникли тогда, когда между людьми возникло разделение труда. В далеком каменном веке люди одного племени занимались разными делами. Мужчины изготавливали орудия для охоты – луки, стрелы, дротики. С хорошим оружием охота была успешной, и охотники приносили крупную дичь – оленя, буйвола или кабана. А женщины растили детей, собирали коренья, ягоды, обрабатывали звериные шкуры, шили из шкур одежду или одеяла. Уже в древнейшие времена люди распределяли между собой разные дела.
Первое тысячелетие до нашей эры датирует появление народа коми на территории северных земель. Наиболее важные профессии народа - ловля рыбы и охота, которые берут истоки ещё давних традиций. Максимального развития это достигло у северных коми. Наилучший рыбный улов и охотничья добыча обычно предназначался для товарных целей. Практически всю добычу засаливали. Существовал вид малосольной рыбы, которая отличалась особыми вкусовыми качествами, и считалась довольно популярной в те времена. Коми не пренебрегали приготовлением сушёных и вяленых рыбных продуктов. На второй план отходили, но пользовались спросом, сферы скотоводства и земледелия. Но из-за стремительного появления интереса к этому занятию, произошло мгновенное уменьшение популяции животных.
С развитием торговли появились и новые профессии. Возникли цеха – объединения людей одной профессии. Например, цех ткачей, портных. В цехах были ученики, мастера. Чтобы стать мастером, нужно было создать шедевр – т. е. очень хорошее изделие. А для этого надо было хорошо потрудиться.
Итак, что такое труд?
(Ответы детей).
Труд – это деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизни и деятельности людей. Труд – основа существования и развития любого человеческого общества, без него не была бы возможна сама человеческая жизнь.
Что дает труд человеку?
(Ответы детей).
Благодаря труду создаются не только материальные (пища, одежда, жилище, и духовные блага (искусство, литература, наука, но и развиваются способности и дарования человека, формируется его личность.
Какие виды труда вы знаете?
(Ответы детей)
Труд разделяется на: творческий, физический, умственный.
Какая профессия вас привлекает и почему?
(Ответы детей)
В чем вы видите красоту труда?
(Ответы детей)
Хотели бы вы иметь профессию папы или мамы?
(Ответы детей)
Какую профессию выбрать и как быть востребованным на рынке труда в будущем?Давайте сейчас немного об этом поговорим.
№2. Подготовка к выполнению группового задания.
1. Постановка познавательной задачи (проблемы).
2. Развивающая игра «Отгадай, о какой профессии речь?»
3. Инструктаж о последовательности работы.
4. Раздача дидактического материала по группам.
Затем проводится развивающая игра.
Педагог ставит перед детьми задачу – «Профессии разные важны, профессии каждые нужны!» Детям необходимо расскрыть важность и ценность названной профессии для людей, для всего общества в целом.
1. Какие качества необходимы в работе водителю общественного транспорта?
2. В чем состоит работа воспитателя детского сада?
3. К какому врачу вы посоветуете пойти родителям, если у них заболел зуб?
4. Как называется учреждение где делают красивые прически?
5. Людей, какой профессии называют «огнеборцами»?
6. Как называется профессия человека который шьёт одежду?
7. Какие строительные профессии вы знаете?
8. Кто вспахивает землю на полях?
9. Кто собирает созревшую пшеницу?
10. Какими качествами должен обладать юрист?
11. Кто учит детей в школе?
12. Весы, товар, прилавок (продавец).
13. Сцена, роль, грим (артист).
14. Читальный зал, книги, читатель (библиотекарь).
15. Плита, кастрюля, вкусное блюдо (повар).
16. Метла, грабли (дворник).
17. Топор, пила, гвозди (плотник).
18. Кирпичи, цемент (строитель).
19. Краски, кисти, побелка (маляр).
20. Болезнь, таблетки, белый халат (врач).
21. Где работает библиотекарь?
Педагог: предлагаю придумать название профессии начальной буквы на вашем листе и представить её всей группе.
Перед тем, как выполнить заданием вы должны выбрать цветной лист на своё усмотрение, кому, какой нравится (красный, синий, зелёный и т. д.)
Выбрав понравившийся цветной лист, обратите внимание на основную пунктирную линию нарисованную на каждом листе, рядом с ней будет проходить добавочная линия другого формата, которая может вам немного помешать и вы нарушите целостность работы. У одного она может быть отрывистая, у другого ребёнка, она может быть извилистая, на некоторых листах линия в виде маленьких звёздочек и т. д.
Линии у каждого из вас разные, поэтому у одного из вас задание будет сложное, у другого задание будет легче. Затем вы должны придумать профессию начальной буквы с вашего листа и «защитить» её. Составить рассказ и показать её в творчесом плане, будь то сценка, загадка, стихотворение, рисунок, пантомима и другое, всё на ваше усмотрение. Работайте в группе, помогайте друг другу.
(такой приём поможет ребёнку с инвалидностью не чувствовать свою несостоятельность в выполнении группового задания, а повысит интерес к совместной деятельности)
№3. Групповая работа.
1. Знакомство с материалом, планирование работы в группе.
2. Распределение заданий внутри группы (одни дети вырезают буквы, другие уже придумывают план представления професси с выбранных листов).
3. Индивидуальное выполнение задания.
4. Развивающая игра «Отгадай загадку – начальная буква, какой профессии?»
5. Развивающая игра «Цепочка слов»
6. Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе. Обсуждение общего задания группой (замечания, дополнения, уточнения и обобщения).
Дети знакомятся с представленым материалаом, планируют предстоящую работу. Рапределяют задания, кто, чем станет заниматься и т. д. Выполняют задание на своих листах, после окончания каждому становится понятно, что пунктирные линии разного оформления в итоге привели к трафарету одной начальной БУКВЫ.
Затем проходит обсуждение в группе, дети по ходу выполнения задания дополняют друг друга, вносят свои предложения.
Педагог зачитывает загадку каждой представленной буквы.
Загадка на букву - С:
Чтобы люди жили в нём.
Есть готовый котлован,
Есть леса, подъёмный кран.
Есть кирпич. Раствор месите.
Догадались? Я. (СТРОИТЕЛЬ)
Загадка на букву – П:
Булки нам и калачи
Каждый день пекут.
(Не врачи, а пекари.)
Загадка на букву – А:
В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра - машинист.
Должен знать он очень много,
Потому, что он. (артист)
Загадка на букву - С:
Посадил уж сотни роз
В городском саду.
(Не матрос, а садовник, цветовод.)
Загадка на букву - И:
Вот вам чертёж, где каждый размер
Новой детали дал. (Инженер)
Загадка на букву - Б:
В книжном море он бескрайнем
Настоящий капитан.
Отыскать любую книжку
Помогает быстро нам (Библиотекарь)
Загадка на букву - О:
Мой знакомый, дядя Паша,
Про пернатых всё расскажет.
Потому что он – зоолог,
А точнее - (Орнитолог)
А сейчас давайте поговорим подробно о каждой профессии, которая вам досталась на листе. Расскажите о ней всё, что вы знаете.
Развивающая игра «Цепочки слов». Один ребёнок называет профессию начальной буквы доставшейся на его листе, команда должна назвать как можно больше слов о том, что делает человек этой профессии. Например, врач – слушает больного, измеряет температуру, выписывает лекарства и т. д.
Развивающая игра «Он и она»
Она – учительница, он (учитель)
Она - проводница, он… (проводник)
Она – доярка, он… (дояр)
Она – писательница, он… (писатель)
Она – балерина, он… (танцовщик)
Она – художница, он… (художник)
Она – швея, он… (портной)
Она – стюардесса, он… (стюард)
Она – медсестра, он… (медбрат)
Он – певец, она… (певица)
Он – летчик, она… (летчица)
Он – пилот, она… (пилот)
Он – укротитель, она… (укротительница)
Он – водолаз, она… (водолаз)
Он – строитель, она… (строитель)
Он – кочегар, она… (кочегар)
Он – профессор, она… (профессор)
Он – рыбак, она… (рыбачка)
Он – матрос, она… (матрос)
Он – поэт, она… (поэтесса)
Он – рабочий, она… (рабочая)
Он – каменщик, она… (каменщик)
Он – музыковед, она… (музыковед)
Он – машинист (поезда, она… (машинист)
Он – машинист (за пишущей машинкой, она… (машинистка)
Он – оператор, она… (оператор)
№ 4. Заключительная часть.
2. Сообщение о результатах работы в группах.
3. Анализ познавательной задачи, рефлексия.
4. Общий вывод преподавателя о групповой работе и достижении каждой группы.
Педагог сообщает о результатах выполненной работы. Дети и педагог подводт анализ поставленной задачи.
Педагог: когда человек хорошо понимает свою работу, хорошо выполняет ее, то приходит и удовлетворение собой и успех, и радость, а со временем, может быть, и слава. Такой человек и материально будет обеспечен. Надо быть требовательным к себе, добросовестно относиться к любому делу, быть в коллективе людей, с которыми ты работаешь не лишним.
Мне хочется пожелать вам, чтобы каждый из вас выбрал ту профессию, которая даст вам возможность лучше всего раскрыть ваши способности к профессии, к которой у вас лежит душа. Желаю выбрать вам ту профессию, в которой вы почувствуете себя комфортно и полезным другим людям, и быть по – настоящему счастливым.
Занятие окончено, всем спасибо за добросовестную работу в группе. Предлагаю наклеить вырезаные вами буквы на чистый лист бумаги и выразить словом уважение и благодарность людям разных профессий и сказать им СПАСИБО за их благородный труд!
Дети наклеивают буквы на листы и встают на фотосессию.