Чернякова Оксана
Работа социального педагога в системе дистанционного обучения
Составной частью процесса социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями является образование. Оно призвано обеспечить им доступ к знаниям, культурно-историческому наследию, накопленному человечеством, подготовить их к профессиональной деятельности, сделать взаимоотношения с окружающими людьми более доступными и цивилизованными. Сегодня наряду с инклюзивным и надобным обучением в Орловской области появилось дистанционное образование, которое является дополнительным в сфере образовательных услуг для детей c ограниченными возможностями здоровья, являющимися надомниками. Дистанционное обучение для этой категории детей - это прекрасная возможность не только углубить свои знания, но и получить навыки информационно-коммуникативной культуры. Ресурсный центр дистанционного образования стремится к тому, чтобы обеспечивать качественное и бесплатное дистанционное обучение, которое в дальнейшем даст возможность профессионально ориентироваться и адаптироваться в обществе.
Публикация «Работа социального педагога в системе дистанционного обучения» размещена в разделах
Социальная работа с этой категорией детей, участников дистанционного образования строится и исходит не из его недостатков (не из того, чего у него нет, а из его возможностей. Объектом социальной работы является не только ребёнок с ограниченными возможностями, но и его семья. Апробация различных моделей работы с особыми детьми показывает, что без участия родителей, при наличии у них неразрешенных социальных проблем, переживании отчаяния, вины, безысходности, полноценный процесс социализации, становления личности, включения в нормальную жизнь этого ребенка невозможен. Поэтому одно из направлений работы социального педагога в системе ДО — работа с семьёй, ведение просветительской работы среди родителей. Для этого используется форум ресурса школы, где на Орловской площадке размещается полезная информация для родителей, а так же наш сайт (https://distcenter.ru/), где родители могут обратиться за помощью и советом к любому специалисту центра. Социальный педагог, сопровождающий процесс дистанционного образования с одной стороны должен обладать умением работы с «особыми» детьми, с их ближайшим окружением, с другой стороны — владеть современными компьютерными технологиями.
Работа с детьми осуществляется через программу Скайп. Социальный педагог раз в две недели в определённое время выходит на связь с учеником, его семьёй и педагогами, консультирует семью, решает при необходимости проблемы, возникшие в процессе обучения, в рамках своей компетенции.
Направления работы социального педагога Ресурсного центра дистанционного образования детей-инвалидов»
Организационное
-оформление личных дел;
-оформление методического материала;
- координация деятельности социального педагога со специалистами районных ППМС-центров, РОНО и другими сопричастными организациями.
Диагностическое (Социальный паспорт, эл. вариант,)
-проведение социально-педагогического обследования ребёнка;
-составление общей оценки уровня социального развития ребёнка, социальной адаптации;
- диагностика ближайшего окружения ребёнка;
-изучение условий семейного воспитания;
Результаты этого направления работы представлены в ИКО (комплексная работа специалистов : педагогов, методиста, психолога, врача и социального педагога) размещённой на сайте i- школы на нашей площадки)
Кроме этого заполняется электронная база данных, где кроме анкетных данных, сведения о родителях представлены блоки, которые заполняются психологом, социальным педагогом, методистом, где будут представлены успехи и достижения ребёнка, храниться его творческие работы, рисунки и т. д.
Консультативное
- консультирование учащихся с трудностями в адаптации, общении, социализации.
-оказание консультативной помощи семьям, педагогам в организации образовательного процесса, воспитании, профессиональной ориентации детей.
-социально-правовое консультирование участников проекта «Дистанционное образование»
Осуществление индивидуального патронажа над конкретными семьями и детьми. В проекте есть дети, семьи которых нуждаются в патронаже (многодетные семьи, неполные) и дети, которые нуждаются в повышенном внимании специалистов, в социально-коррекционных индивидуальных занятиях,
Научно — методическое
-создание и совершенствование научно-методической базы, позволяющей обеспечить выбор наиболее эффективных социально-педагогических методик
-выпуск методических рекомендаций и брошюр по социально-педагогическим проблемам, публикация тезисов.
-участие в семинарах, педагогических советах, методических объединениях, научно-практических конференциях.
Просветительское
- просвещение родителей и лиц их заменяющих по вопросам воспитания, социализации, предупреждения девиантного поведения.
-просвещение детей и подростков с целью пропаганды здорового образа жизни, профориентационная работа.
Работа с любой категорией детей, а с этой категорией детей особенно, начинается с диагностики, а именно:
- диагностика личности;
- диагностика семьи;
- диагностика социума.
Следующий этап — разработка программы мероприятий, направленных на социализацию детей, создание безбарьерной среды общения детей, педагогов и родителей.
Заключительный этап работы - оценка правильности выбранных мероприятий плюс коррекция программ социализации.
Одно из основных направлений работы Ресурсного центра дистанционного образования Орловской области — социализация детей с ограниченными возможности, посредством включения их в различные мероприятия, совместную деятельность, праздники, экскурсии и поездки.
Традиционными для наших детей стали праздники «День знаний», «Новый год».
С момента создания Центра дистанционного образования(2009г) и на протяжениивсех лет существования Центра реализовались проекты «Если будет Россия, значит буду и я». Мероприятия, проводимые в рамках реализации проекта, открыли детям многообразие способов освоения истинных культурных ценностей, привели в библиотеку, в музей, театр, на экскурсии по историческим и православным местам своего края, сформировали устойчивую потребность общения с ценностями культуры.
В ходе реализации данного проекта обучащиеся посетили с экскурсиями Болхов, Спасское-Лутовиново, Орловское Полесье, Коренную Пустынь, Брянск, Курск, Москву и Тулу. Узнали достопримечательности этих мест, посетили храмы и святые источники. Поучаствовали в праздниках «Рождество», «Жаворонки», «Вербное воскресенье», «Масленица».
Потом был проект «Между прошлым и будущим» (2014-2016г., который был рассчитан на 2 года и объединил в себе две значимые для нашего города даты: 70-летие Великой Победы и 450-летие основания города Орла. В ходе этого проекта обучающиеся Ресурсного центра искали информацию о своих родственниках, принимавших участие в ВОВ. Эта была информация и из семейных архивов, и из оцифрованных архивов «Память» и «Мемориал». На основе этих материалов были созданы очень интересные презентации. Так же знакомились с историей своего города, с его героическим прошлым. Результатами данного проекта стало стимулирование к исследовательскои деятельности, расширение контактов между участниками проекта, укрепление семеиных уз в ходе исследовательскои деятельности родителеи и детеи, как однои из форм семеиного досуга, формирование уважительного отношения к памяти павших, к памятникам, захоронениям,
В 2018 г. к 200-летию со Дня рождения нашего легендарного земляка И. С. Тургенева был реализован проект «Душа моя, все мысли мои в России!». Обучающиеся знакомились с Тургеневскими местами в Орле и Орловской области, посещали музей им. И. С. Тургенева, участвовали в конкурсе иллюстраций к произведениям И. С. Тургенева, изучали жизнь и творчество знаменитого земляка. Конечным результатом каждого проекта стали сборники с творческими работами обучающихся.
Трудно сказать, что для этих детей важнее: получение качественного образования или совместный досуг и общение со сверстниками. Наверное и то, и другое. Качественное образование, правильная профессиональная ориентация, своевременная помощь специалистов, умение общаться со сверстниками будут залогом успешной социализации детей-инвалидов.