Анна Сафронова
Формирование КГН у детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора и литературных произведений
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на семинаре 08.10.2015 г.
Воспитатель Сафронова А. Н.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ», воспитатели в настоящее время ориентируются не только на подготовку к школе, но и на развитие личности и сохранение здоровья. С раннего детства мы прививаем ребёнку навыки, которые впоследствии превращаются в привычку культурного поведения. Ребенок заботится о себе, у него формируются привычки следить за чистотой своего лица, рук, тела, одежды, предметов домашнего обихода, игрушек.
Публикация «Формирование КГН у детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора и литературных произведений» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Литературная деятельность
- Народная культура, фольклор
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных отношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор — сказки, песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, заклички, пестушки.
Фольклор (англ. folk-lore) — народное творчество, произведения, создаваемые народом и бытующие в нем.
Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого раннего возраста. Взрослые используют их, чтобы успокоить ребенка, развеселить, просто поговорить. Такие процессы как одевание, прием пищи и другие требуют сопровождения словом. И здесь русское народное творчество незаменимо. Оно способствует созданию положительного настроя.
Потешки, песенки произносятся просто, ласково, весело, эмоционально, близко к живой разговорной речи. Их чтение проводится в форме теплой беседы, веселой, увлекательной игры, при сопровождении слова движением.
Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь дошкольника становится ярче, интереснее. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно - координация и ловкость.
В первые дни пребывания ребенка в детском саду многим не нравятся некоторые культурно-гигиенические действия: умывание, раздевание, усаживание на унитаз. Для создания положительной установки на предстоящий режимный момент можно использовать потешки, песенки.
При умывании детей :
Водичка, водичка,
Умой Кате личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Удачно использованная потешка помогает воспитателю во время кормления. Даже те дети, которые отказываются от еды, начинают есть:
Каша из гречки
Варилась на печке,
Варилась и прела,
Чтобы Катя ела.
При одевании детей на прогулку проговариваем:
Мы наденем Мишке,
Теплые штанишки,
Мы наденем Мишке
Валенки -малышки.
Процесс пробуждения детей мы сопровождаем чтением потешек, пестушек:
Травка – муравка со сна поднялась,
Птица – синица за зерно взялась.
Детки, просыпайтесь,
С кроваток поднимайтесь.
Таким образом, использование фольклора в различных воспитательных моментах способствует привитию различных культурно-гигиенических правил.
Кроме того, формируя культурно-гигиенических навыки, мы решаем познавательные задачи, способствуем развитию детского мышления, обогащению речи детей.
Во - вторых, эта работа позволит приблизить детей к культуре русского народа, познакомить с обычаями и традициями, передаваемыми из поколения в поколение.
В - третьих, работа с фольклором способствует развитию у детей любви к родному краю и умению видеть и понимать окружающий мир.
Тема мне очень близка и интересна, потенциал группы высок, дает основание говорить о том, что в будущем эту работу необходимо продолжить в виде проекта.
Задачи:
1. Изучить формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в Программе ДОО;
2. Сформировать культурно-гигиенические навыки, используя малые формы фольклора;
3. Пропагандировать использование фольклора в повседневной деятельности дошкольников среди воспитанников и их родителей;
Средства осуществления задач :
1. Подготовить фольклорный материал для детей младшего дошкольного возраста;
2. Подготовить консультацию для родителей «Пестовать – значит нянчить»
3. Изготовить папку – передвижку «Песенки – пестушки в жизни детей»;
4. Фольклорные произведения использовать на протяжении всего дня, включая их в различные режимные моменты.
Итак, творчески используя фольклор, как эмоционально - образное средство влияния на детей, мы планируем поддерживать интерес к культурно-гигиеническим навыкам посредством русских национальных традиций. Это вызывает у детей радость, удовольствие, желание самостоятельно осваивать навыки.