Людмила Колесникова
Роль сказки в развитии речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время наблюдается тенденция снижения интереса, как взрослых, так и детей к чтению художественной литературы, особенно в печатном формате. Все реже родители покупают детям книги, зачастую заменяя чтение компьютерными играми и просмотром телевизионных программ и мультфильмов. А ведь такая подмена негативно сказывается на развитии детей, в том числе на развитии речи. Необходимо помочь родителям дошкольников понять, какую роль играет сказка в жизни детей, как можно и нужно использовать сказки в общении с ребенком.
Публикация «Роль сказки в развитии речи дошкольников» размещена в разделах
Сказка – это незаменимый инструмент в формировании нравственно здоровой личности, а также в формировании речевого развития ребёнка.
Сказка входит в жизнь малыша с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство ребёнка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
От самых простеньких сказок, состоящих из повторяющихся действий («Репка», «Колобок», «Теремок» и т. д., ребенок переходит к слушанию историй, более сложных и насыщенных событиями.
Слушая сказку, ребёнок узнаёт много новых слов для себя. В сказке эти слова так интересно преподносятся, что их хочется понять и запомнить. И дети вникают и запоминают. Дошкольник повторяет высказывания понравившегося героя, запоминает различные новые слова и художественные обороты, так часто применяемые в сказочных текстах. Даже 3 - летний малыш способен повторять «В тридевятом царстве…», «ни в сказке сказать, ни пером описать».
Увлекательные и волшебные истории преподносятся в дошкольном возрасте не ради речевого развития. Но влияние сказок на развитие речи детей происходит с самого начала их использования.
«Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Сказка служит наилучшим материалом для игры-инсценировки.
Сказка выполняет, пассивно, важные для формирования речи функции :
• расширяет словарный запас ребенка
• преподносит готовые художественные обороты и метафоры
• показывает пример составления различных предложений
• естественным образом знакомит с грамматическими основами.
Дошкольник может включаться в сюжет неосознанно, а может и сознательно называть себя сказочным персонажем. Но в любом случае образы помогают ребенку запоминать целые отрывки увлекательного текста, потом их пересказывать, а также использовать для придумывания своих историй. Пересказывая сюжет, ребенок постепенно постигает правило причинно-следственной связи и учится выстраивать логически последовательные сообщения. В собственном пересказе дети среднего дошкольного возраста передают содержание сказки полностью, упуская лишь эпизоды, которые не считают важными. Ключевые повороты сюжета помогают ребенку логично выстраивать рассказ, но их может оказаться недостаточно.
Для связного изложения уместно задавать дошкольнику наводящие вопросы :
• Пятилетние дети исправляют неточности, если взрослые рассказывают уже знакомую сказку своими словами. Услышав новую речевую подачу, дети теряют логическую связь между событиями. Поэтому они требуют от взрослого рассказчика строго придерживаться текста.
• Пересказать прослушанную сказку умеют даже 4-летние малыши. При этом они могут не повторить значительную часть событий, но обязательно озвучат самые запомнившиеся словосочетания. Главные моменты также включают в свой пересказ, соблюдая логику событий.
• Творческое воображение помогает детям соединять фрагменты разных сюжетов. В одной сказке впечатлил характер героя, в другой – волшебство, из третьей запомнилось сказочное стихотворное заклинание. И вот уже детская фантазия создаёт новый продукт. Дети пытаются мотивировать поступки своих персонажей, придумывают пояснения их действиям.
• Слушая сказку, ребенок ставит себя на место главного героя. До наступления старшего дошкольного возраста воображение ребенка перемещает его в фантазийную среду, и только после 6 лет он выступает в роли слушателя и воспринимает сказку как художественное произведение.
• Чуть позднее запускается активная роль сказки в отношении речевого развития. Дети начинают пересказывать особо впечатлившие их отрывки, рассуждать о поступках героев, придумывать свои версии иного развития событий.
Все это играет очень важную роль в формировании связной речи дошкольника.
• Куда направился главный герой?
• Кто первым встретился на пути?
• Какие волшебные предметы были у героя?
• Что помогло победить?
• О чем должен помнить герой?
В процессе сочинения сказочных историй в младшем дошкольном возрасте обязательны атрибуты, которые будут героями сказки. Необходимо максимально задействовать наглядно-действенное и образное мышление. Только взяв в руки игрушку, ребенок сможет начать: «Жил-был Мишка …». Далее Мишка может строить дом, в строительстве которого ему обязательно ему помогут друзья – зайка, лисичка и т. д. Сказка, её композиция, яркое противопоставление добра и зла, волшебные образы, выразительный язык, динамичный ход событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника – всё это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей. Сказочные истории знакомят детей с самого раннего детства с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Сказка – это незаменимый инструмент в формировании нравственно здоровой личности, а также в формировании речевого развития ребёнка.
Дети любят сказки. Читайте их своим малышам!