Приложение МААМ

Роль сказки в развитии детей дошкольного возраста

Алла Самарская
Роль сказки в развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Недаром дети любят сказки,

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа

И на любые испытанья

Согласны храбрые сердца.

В нетерпеливом ожиданье

Благополучного конца.

Прекрасен сказок мир воздушный

К нему с младенчества привык

Мне мил и дорог простодушный

Животворящий их язык.

К. М. Фофанов

Публикация «Роль сказки в развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах

«Все мы родом из детства», - говорил Экзюпери. И если человек сохранил это волшебство и веру в красоту, доброту и справедливость, то это счастливый человек, который сможет сделать счастливыми близких. В. Берестов говорил: «Не бойся сказки, бойся лжи, а сказка, сказка не обманет. Ребенку сказку расскажи, на свете правды больше станет».

Наши современные дети духовно опустошены, так как на смену книгам пришли компьютеры, мобильные телефоны, электронные игрушки. Дети получают больше информации, чем раньше, что приводит к стрессам, неврозам, страхам. Нередко в семьях подрастающее поколение воспитывается в потребительском духе, все для них. Нет уважения к труду. И чтобы этого было меньше. Нужно воспитывать любовь к сказке. Множество прекрасных книг, появившихся в последнее время, дает детям в основном информационные знания об окружающем мире, уделяя мало внимания влиянию красоты природы на душу человека. Но разве можно научить ребенка чуткому и бережному отношению к тому, что его окружает, без воспитания в нем любви к людям? А разве можно без сказки развить воображение, фантазию, желание мечтать у ребенка?

Очень мудрыми и щедрыми были наши предки и оставили нам великий дар в деле воспитания – сказку. Конечно, если не читают и не рассказывают сказок детям – это не трагедия для родителей, это – трагедия для ребенка. Классики в деле педагогики считают, что таланты воспитываются книгами и поощрениями. Родители великих людей не навязывали детям книги, они окружали ими детей с детства. Получать знания из книг – это длинный путь, требующий затрат души родителей, их усилий и любви к детям.

У детей, с которыми занимаются дома, читают, беседуют, нет комплексов, они смело высказывают свое мнение, рассуждают. А дети, обделенные вниманием родителей, замкнутые, не уверенные в себе, не умеют рассуждать, отстаивать свою точку зрения.

В процессе чтения или придумывания сказки устанавливаются доверительные отношения, развивается речь ребенка и его фантазия, происходит знакомство с окружающим миром, ребенок учится общаться, а взрослые вспоминают свое детство. Ребенок учится сопереживать героям и верить в добро.

Воспитание детей сказками – довольно сложная задача. Надо учитывать особенности ребенка. Во всех сказках заложена народная мудрость. Там всегда побеждает добро – это очень важно в воспитании детей на сказках. Знакомство со сказками помогает детям справляться с жизненными трудностями. Время несет свои коррективы, но в подсознании ничего не пропадает. Большинство детей представляет себя положительными героями сказки.

Фантазию ребенка нужно направить в нужное русло развития. Начать лучше со сказок, которые имеют простой сюжет. Сказка должна способствовать воспитанию уверенности в себе и своих силах. Сказка возрождает духовный опыт нашей культуры и традиции нашего народа!

Очень рано ребенок начинает знакомиться с произведениями искусства. С сокровищницей русской и мировой литературы, с лучшими образами устного народного творчества. Народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности развития речевых навыков. Позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной активности. Устанавливать эмоциональный контакт взрослого с ребенком. Как добрый, мудрый друг в жизнь входит сказка. Сказка – наиболее любимый детьми жанр. Язык сказок прост, поэтому доступен детскому пониманию. Сказочный сюжет способствует развитию воображения. Детям младшего возраста более понятны и доступны сказки, героями которых являются домашние и дикие животные. Сказка должна быть небольшой по объему, соответствовать возрасту ребенка, интересной и содержательной, динамичной и яркой. Важно видеть сказку как бы со стороны, самостоятельно проиграв ее, прожив ее сюжет. Я объясняю малышам, что:

1. Сказку можно нарисовать. Здесь рассматриваются иллюстрации к сказкам. Дети знакомятся с персонажами, находят их на картинках, называют их. При повторном просмотре дети включаются в рассказывание. Здесь я использую фланелеграф, пальчиковый театр.

2. Сказку можно разыграть при помощи кукол. Для этого использую кукольный, настольный театр. Маленькие дети легче воспринимают рассказ, чем чтение. Использование наглядного материала активизирует внимание детей. Способствует запоминанию ребенком текста.

3. В героев сказки можно переодеться (знакомство идет через драматизацию, где дети, переодеваясь, передают образ, характер, манеру поведения героя).

4. Сказка полна звуков. Слушая ту или иную мелодию, я направляю детей на образное восприятие: под эту мелодию представьте маленьких гномиков, которые живут в лесу. А вот послушайте – пролетела бабочка. Малыши, таким образом, без наглядного показа представляют сказочные персонажи. Слушая повторно мелодии, дети уже сами рассказывают : вот овечки, а вот кузнечик.

Сказка помогает общению, дает прекрасный образец русской речи, помогает ребенку овладеть русским языком. Начав знакомить детей со сказкой в младшем возрасте, необходимо продолжить работу с детьми среднего возраста, а затем и со старшими дошкольниками.

Рассказывание и сочинение – это искусство, которому нужно обучать. Дети учатся сочинять сказочные истории. Придумывание сказки – один из видов творческого рассказывания. Воспитатель направляет детей так, чтобы их повествование было интересно слушать. Помогает им, использует разнообразные приемы, забавные сюжеты, с помощью которых малыши становятся более активными участниками речевой ситуации. Тематика сказок может быть разнообразной.

Попасть в сказочную страну может любой, кто любит фантазировать, придумывать новых сказочных героев, кто знает сказочные слова и выражения. Помогают в этом занятия по развитию речи.

Литература:

1. Алексеевская Н. «Домашний театр». – М. : Лит. 2000

2. Кольцова М. М. «Ребенок учится говорить» - М. : Просвещение. 2009

3. Трифонова Н. М. «Кукольный театр своими руками» - М. : Гольф. 2001

Публикации по теме:

Консультация «Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста» Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. В. А. Сухомлинс Одной из важнейших задач, стоящих перед.

«Роль книги в речевом развитии детей дошкольного возраста» Роль детской книги в речевом развитии детей Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой.

Роль загадок в развитии речи детей дошкольного возраста Загадка-одна из малых форм устного народного творчества, в которой в очень сжатой, образной форме даются яркие, характерные признаки предметов.

Игра и ее роль в психическом развитии детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста. Анализ психолого-педагогической работы в ДОУ показывает, что в ряде случаев.

Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка» Консультация для родителей детей дошкольного возраста "Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка"Дети черпают из сказок множество первых.

Консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка младшего дошкольного возраста» Консультация для родителей по теме «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка младшего дошкольного возраста» Роль сказки в развитии ребенка.

Роль искусства в развитии детей дошкольного возраста Искусство, являясь составной частью духовной культуры, с первых шагов человечества стало важным средством осознания мира и духовного развития.

Роль подвижной игры в развитии детей дошкольного возраста Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность — комплексность.

Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста «Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего,.

Загадка и ее роль в воспитании и развитии детей дошкольного возраста Загадка и ее роль в воспитании и развитии детей дошкольного возраста (рецензия на книгу Ю. Г. Илларионовой «Учите детей отгадывать загадки»).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль сказки в развитии детей дошкольного возраста
Опубликовано: 26 июня 2019 в 19:00
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль сказки в развитии детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Алла Самарская (УИ 1965668) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД