Анастасия Колотий
Мастер-класс «Роль театрализации в развитии речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Проводила на коллегах во время конкурса «Педагог года 2019»
Здравствуйте коллеги! Сегодня я вам предлагаю посмотреть и поучаствовать в мастер-классе.
Речь является необходимым компонентом общения, в процессе которого она и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализация помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.
Публикация «Мастер-класс „Роль театрализации в развитии речи дошкольников“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “театр”. Сюжетами игр-драматизаций служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.
Театрализация очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формированию выразительности речи ребенка, интеллектуального, художественно-эстетического воспитания. Театрализация одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Она направлена на развитие у детей ощущений, чувств, эмоций, воображения, фантазии, памяти. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, жестами, выразительной речью, интонацией). Сегодня мы с вами выполним несколько упражнений направленных на развитие интонационной выразительности речи.
Первое упражнение это артикуляционная гимнастика. Перед работой над интонацией необходимо размять артикуляционный аппарат. С детьми мы берем более легкие упражнения, для взрослых более сложные.
1. Надуть щеки. Удерживаем под мой счет до 5.
2. Втягивание щек. Удерживаем под мой счет до 5.
3. Перегоняем воздух с одной щеки в другую, за верхнюю губу, за нижнюю.
4. Жуем зубами язык, как жевательную резинку.
5. Двигаем нижней челюстью по кругу.
Молодцы, размяли щеки и язык, займемся чтением скороговорок. Вместе проговариваем скороговорку, сначала медленно. 2 раз – спокойно и 3 раз – быстро.
- Черепашка не скучая час, сидит за чашкой чая.
Молодцы, хорошо справились. А сейчас давайте вместе с вами выполним упражнение на интонационную выразительность речи. Для детей мы используем знакомые стихотворения А. Барто. Представим с вами, что все согласные звуки исчезли, остались одни гласные. Расскажем стихотворение все вместе при помощи одного звука [У].
Бычок
Идёт бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
Молодцы. Справились со стихотворением на отлично. А сейчас на развитие интонационного окраса речи расскажем песню, интонационно ее, выражая – грустно и весело. Грустные строчки песни расскажем радостно, весело.
1. Висит на заборе колышется ветром
Колышется ветром бумажный листок
Пропала собака пропала собака
Пропала собака по кличке Дружок
2. И тогда наверняка, вдруг запляшут облака,
И кузнечик запиликает на скрипке.
С голубого ручейка начинается река,
Ну, а дружба начинается с улыбки.
Молодцы, мы подготовили речевые аппараты к нашему завершающему упражнению. Мы сейчас озвучим, подражая голосам героев русско-народную сказку «Колобок». Чтение сказки.
Подводя итоги, можно сказать, что озвучивание сказок, инсценировки являются эффективным средством развития речи ребенка и его социализации. Участие ребенка в театрализованной деятельности создает благоприятные условия для развития у него чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В ходе совершенствования игровых диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие ребенка. Спасибо за внимание.