Светлана Бушева
Роль сказки в развитии нравственных качеств дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Роль сказки в развитии нравственных качеств дошкольника (консультация для педагогов и родителей)
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.
Публикация «Роль сказки в развитии нравственных качеств дошкольника» размещена в разделах
Сказка – проводник культуры в сердце ребёнка. Жизнь сказки – это непрерывный творческий процесс. Мысль в сказке очень простая : хочешь себе счастья, учись уму-разуму, а герои сказки - это, хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека. Сказка рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Она утверждает народные принципы жизни: честность, смелость, преданность, коллективизм.
К сожалению, на сегодняшний день, дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Большинство родителей не находят времени на совместное чтение книг с ребенком.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает нас (субъектов образовательного процесса) на один из основных принципов дошкольного воспитания – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. К сожалению, многие родители считают первостепенной своей обязанностью развитие интеллектуальных способностей своего малыша, упуская при этом работу над воспитанием души и развитие нравственных качеств ребенка.
Каждое общество имеет свою мораль. Моральный облик человека развивается в течение всей его жизни и деятельности, но основные нравственные черты формируются в детском возрасте. Именно первые годы жизни проходят главным образом под воздействием семьи. И дети, очень живо воспринимающие пример родителей, устанавливают их понимание добра и зла, хорошего и плохого, учатся у них морали. Нравственное воспитание развивает сознание и чувства детей, вырабатывает навыки и привычки правильного поведения. Слово родителей, сказка, первые книжки – все это порождает первоначальные представления о морали. Родители учат детей не только понять, но и пережить свое отношение к добру и злу. Повод для таких переживаний дают простые случаи повседневной жизни. Родители по опыту знают, что дети могут правильно оценить те или иные поступки, пережить их и в то же время дурно поступать, быть несправедливыми, проявлять эгоизм.
Необходимо, чтобы мысли и чувства соединились с опытом ребенка, воплотились в его поведение. Мало внушить ребенку, что со сверстниками нужно дружить, делиться игрушками, помогать им в трудных делах. Коллективизм и дружелюбие превратятся в нравственные качества тогда, когда помощь товарищу, желание делиться с ним станут привычным делом. Научить детей выполнять различные обязанности, содержать в порядке свои вещи, соблюдать определенный режим, уважать товарищей, взрослых – это первые шаги в нравственном воспитании.