Папки-передвижки

Роль сказки в развитии и воспитании детей дошкольного возраста

Наталья Суханова
Роль сказки в развитии и воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Роль сказки в развитии и воспитании детей дошкольного возраста.

(информация для педагогов родителей)

Не бойся сказок. Бойся лжи.

А сказка? Сказка не обманет.

Ребенку сказку расскажи-

На свете правды больше станет.

Валентин Берестов

Темочки:

Актуальность данной темы в нынешнее время чрезвычайно высока, поскольку сегодня мы все чаще можем видеть примеры детской жестокости и агрессивности не только по отношению друг другу, но также – по отношению к близким людям.

Что же формирует такую жизненную позицию у детей? Безусловно, ответственность за это ложится на нынешние реалии жизни. И в первую очередь, на нынешние мультипликационные фильмы, компьютеры, гаджеты. Они искажают представления о нравственных качествах, таких как доброта, справедливость или милосердие. А беда в том, что детям не читают книги.

В рейтинге лучших подарков для ребенка почетное место после игрушек и сладостей занимают сказки.

Народная сказка – одно из первых произведений искусства слова, которое слышит ребенок в раннем детстве. Сказка, созданная в давние времена, живет до сих пор, увлекает содержанием, и художественной формой.

Как много хороших и добрых воспоминаний из детства связано у нас именно со сказками, где живут добрые и злые герои. При помощи сказочных героев, взрослые могут заинтересовать ребенка, произвести на него воспитательный эффект и даже решить какую – либо психологическую проблему.

Не для забавы созданы народные сказки. Они являются мудрым воспитателем ребенка. Сказка всегда поучительна. Она впервые знакомит ребенка с искусством своего народа, его моральными убеждениями, культурой, развивает музыкальный слух, речь, мышление, фантазию.

Любая сказка – это рассказ об отношениях между людьми. Язык сказок понятен малышу.

Детям, которым с раннего детства читают сказки, быстрее начинают говорить. Сказка помогает ребенку в познании себя и в понимании окружающего мира.

У каждой сказки свой возраст. Вряд ли двухлетнему малышу будет интересно слушать эпопею про Гарри Поттера. А вот яркая красочная история про «Колобка» или про «Репку» - то, что надо. Дети с удовольствием, вслед за взрослыми, подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными, их действиями с различными предметами

Через сказку легче объяснить ребенку, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Ведь сказочные персонажи бывают очень разными: добрыми и злыми, хитрыми и завистливыми, ласковыми и грубыми. С помощью таких персонажей мы можем показать детям плохое и хорошее, как можно и нужно поступать, и как вовсе нельзя в определенных ситуациях.

В сказках для детей часто встречаются песенки. Песенка органически вплетается в содержании сказки, иногда являясь условным знаком: коза поет козляткам песенку, чтобы открыли ей дверь:

Козлятушки – ребятушки,

Отопритеся, отворитеся…

Ваша мать пришла,

Молочка принесла

Песенка часто входит в диалог. Колобок в ответ на слова зайца: «Колобок, колобок, я тебя съем!» - поет веселую песню:

Я Колобок, Колобок,

Я по коробу скребен…

Песенку в сказке следует спеть, но её мелодия должна быть простой, несложной.

Сказка дает своим героям меткие прозвища, которые так нравятся детям:

Лисичка – сестричка, лягушка – квакушка, мышка – норушка.

Слова – прозвища часто подкрепляются и звукоподражаниеми:

Петух в сказке поёт : «Ку – ка – ре –ку», собачка лает «ав – ав – ав»

Психологи отмечают, что для лучшего понимания малышам необходимо опираться не только на словесное описание, но и на изображение.

Зрительный образ служит основной опорой для прослеживание событий.

Такими опорами могут быть хорошо иллюстрированные детские книжки.

Хорошая книжка для маленьких имеет некоторые особенности:

1. Она легкая – у малыша должно хватить сил на то, чтобы в любой момент достать книгу с полки.

2. Размер книжки - ребенок должен иметь возможность «играть» с ней самостоятельно.

3. Прочность – обычный или ламинированный картон.

4. В книге крупные, яркие картинки и немного мелких отвлекающих деталей.

Не достаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок её лучше запомнил, нужно помочь ему понять её, пережить вместе с героями.

Вот несколько предложений - как правильно читать ребенку сказку :

1. Старайтесь сказку именно рассказывать, а не читать. Тогда вы вовремя сможете увидеть реакцию ребенка, и акцентировать его внимание на тех моментах, которые особенно важны вам на данный момент.

2. Рассказывайте сказку с удовольствием.

3. Если малыш изо дня в день просит рассказать одну и ту же сказку – рассказывайте. Значит, у него есть проблема, которую эта сказка помогает. решить.

4. Очень интересно поиграть в сказку, инсценировать её.

Сказки на пальчиках являются средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется, улучшается функциональное состояние внутренних органов, укрепляются мышцы, суставы и связки кистей рук. Это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов.

Веселые сказки, которые дети разыгрывают на пальцах, длятся всего несколько секунд, а текст сказок укладывается в маленькое четверостишие. Но для того, чтобы его сыграть, необходимо в своем воображении создать яркий образ: движения пальцев должны четко соответствовать смыслу сказки.

Например: сказка «Репка»

• Дед (обведите двумя руками сверху вниз воображаемую бороду)

• Бабка (обведите руками голову от макушки до подбородка, как будто надеваете и завязываете под подбородком уголки платка)

• Внучка (на макушке изобразите бантик – пальчиковая игра «Бантик» : сложить пальцы обеих рук щепотью и соедините кончики пальцев восьмеркой).

• Жучка (пальчиковая игра «Собака» : средний, безымянный и большой пальцы вытяните, соедините подушечки – это «морда» собак) Указательный палец и мизинец поднимите вверх – это «уши»). и т. д.

• Кошка (пальчиковая игра «Кошка» : средний и безымянный палец соедините с большим так, чтобы получилось колечко, - это «мордочка» кошки. Указательный палец и мизинец приподнимите –так торчат кошачьи «ушки»)

• Мышка (пальчиковая игра «Мышка» : большой, средний и безымянный пальцы вытянуть вперед, соединить – получится остренькая «мордочка» мышки. Указательный и мизинец согните и прижмите к среднему и безымянному пальцу).

Можно нарисовать на пальчиках героев сказки и обыграть сказку.

Дети очень любят, когда взрослые разыгрывают сказки вместе, будьте готовы к любым изменениям и сюрпризам.

Можно превратить празднование дня рождения малыша в своеобразный домашний спектакль.

Предложите детям нарисовать картинку, слепить угощение для героев, спеть песенку.

«Сказки учат, сказки лечат».

Не забывайте читать детям сказки на ночь.

Сказка на ночь – это своего рода пожелание спокойной ночи. Только не короткое или небрежное, а длинное и обстоятельное, пропитанное любовью, нежностью и заботой. Сказка на ночь – это маленькие безопасные уроки жизни, это мамино «люблю», выраженное в каждой строчке.

Чтение «ночных» сказок – удачный вариант, который поможет папе сблизиться с ребенком.

Правильно преподнесенная ребенку сказка всегда будет для родителей помощником в воспитании и обучении.

Самое главное, чтобы каждая сказка, которую вы читаете с ребенком, заканчивалась счастливо! Тогда она будет праздником для детей и запомнится им на долгие годы.

Главная задача родителей - постоянно читать сказки….

Н. А. Суханова

Воспитатель МБДОУ - детский сад № 3 п. г. т. Погар

Публикации по теме:

Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста 2 слайд Игра — не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования,.

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Многие мамочки в период ожидания.

Консультация для родителей «Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста» Как много хороших и добрых воспоминаний из детства связано у нас именно со сказками, где живут добрые и злые герои. При помощи сказочных.

Методические рекомендации для воспитателей «Роль сказки в воспитании детей младшего дошкольного возраста» Сказка - это способ общения с малышами на понятном и доступном им языке. это первые маленькие уроки жизни. В нашей работе с детьми младшего.

Песочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возрастаПесочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возраста "Самая лучшая игрушка для детей- куча песка" (К. Д. Ушинский) Карл Юнг был первым, кто использовал песок для работы с ребенком. Позже песочная.

Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возрастаРоль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже стали больше.

Роль конструирования в развитии детей дошкольного возрастаРоль конструирования в развитии детей дошкольного возраста Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то.

Роль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возрастаРоль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста Роль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста Педагоги и психологи убеждены, что самые полезные игрушки для детей.

Роль русской народной сказки в воспитании детей дошкольного возрастаРоль русской народной сказки в воспитании детей дошкольного возраста «Чтение сказок – тропинка, по которой, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка» .(В. А. Сухомлинский.) С раннего возраста.

Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль сказки в развитии и воспитании детей дошкольного возраста
Опубликовано: 4 марта 2022 в 23:15
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль сказки в развитии и воспитании детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Суханова (УИ 2756132) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками
28 декабря 2024 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД