Наталья Суханова
Роль сказки в развитии и воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Роль сказки в развитии и воспитании детей дошкольного возраста.
(информация для педагогов родителей)
Не бойся сказок. Бойся лжи.
А сказка? Сказка не обманет.
Ребенку сказку расскажи-
На свете правды больше станет.
Валентин Берестов
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Актуальность данной темы в нынешнее время чрезвычайно высока, поскольку сегодня мы все чаще можем видеть примеры детской жестокости и агрессивности не только по отношению друг другу, но также – по отношению к близким людям.
Что же формирует такую жизненную позицию у детей? Безусловно, ответственность за это ложится на нынешние реалии жизни. И в первую очередь, на нынешние мультипликационные фильмы, компьютеры, гаджеты. Они искажают представления о нравственных качествах, таких как доброта, справедливость или милосердие. А беда в том, что детям не читают книги.
В рейтинге лучших подарков для ребенка почетное место после игрушек и сладостей занимают сказки.
Народная сказка – одно из первых произведений искусства слова, которое слышит ребенок в раннем детстве. Сказка, созданная в давние времена, живет до сих пор, увлекает содержанием, и художественной формой.
Как много хороших и добрых воспоминаний из детства связано у нас именно со сказками, где живут добрые и злые герои. При помощи сказочных героев, взрослые могут заинтересовать ребенка, произвести на него воспитательный эффект и даже решить какую – либо психологическую проблему.
Не для забавы созданы народные сказки. Они являются мудрым воспитателем ребенка. Сказка всегда поучительна. Она впервые знакомит ребенка с искусством своего народа, его моральными убеждениями, культурой, развивает музыкальный слух, речь, мышление, фантазию.
Любая сказка – это рассказ об отношениях между людьми. Язык сказок понятен малышу.
Детям, которым с раннего детства читают сказки, быстрее начинают говорить. Сказка помогает ребенку в познании себя и в понимании окружающего мира.
У каждой сказки свой возраст. Вряд ли двухлетнему малышу будет интересно слушать эпопею про Гарри Поттера. А вот яркая красочная история про «Колобка» или про «Репку» - то, что надо. Дети с удовольствием, вслед за взрослыми, подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными, их действиями с различными предметами
Через сказку легче объяснить ребенку, что такое «хорошо» и что такое «плохо».
Ведь сказочные персонажи бывают очень разными: добрыми и злыми, хитрыми и завистливыми, ласковыми и грубыми. С помощью таких персонажей мы можем показать детям плохое и хорошее, как можно и нужно поступать, и как вовсе нельзя в определенных ситуациях.
В сказках для детей часто встречаются песенки. Песенка органически вплетается в содержании сказки, иногда являясь условным знаком: коза поет козляткам песенку, чтобы открыли ей дверь:
Козлятушки – ребятушки,
Отопритеся, отворитеся…
Ваша мать пришла,
Молочка принесла
Песенка часто входит в диалог. Колобок в ответ на слова зайца: «Колобок, колобок, я тебя съем!» - поет веселую песню:
Я Колобок, Колобок,
Я по коробу скребен…
Песенку в сказке следует спеть, но её мелодия должна быть простой, несложной.
Сказка дает своим героям меткие прозвища, которые так нравятся детям:
Лисичка – сестричка, лягушка – квакушка, мышка – норушка.
Слова – прозвища часто подкрепляются и звукоподражаниеми:
Петух в сказке поёт : «Ку – ка – ре –ку», собачка лает «ав – ав – ав»
Психологи отмечают, что для лучшего понимания малышам необходимо опираться не только на словесное описание, но и на изображение.
Зрительный образ служит основной опорой для прослеживание событий.
Такими опорами могут быть хорошо иллюстрированные детские книжки.
Хорошая книжка для маленьких имеет некоторые особенности:
1. Она легкая – у малыша должно хватить сил на то, чтобы в любой момент достать книгу с полки.
2. Размер книжки - ребенок должен иметь возможность «играть» с ней самостоятельно.
3. Прочность – обычный или ламинированный картон.
4. В книге крупные, яркие картинки и немного мелких отвлекающих деталей.
Не достаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок её лучше запомнил, нужно помочь ему понять её, пережить вместе с героями.
Вот несколько предложений - как правильно читать ребенку сказку :
1. Старайтесь сказку именно рассказывать, а не читать. Тогда вы вовремя сможете увидеть реакцию ребенка, и акцентировать его внимание на тех моментах, которые особенно важны вам на данный момент.
2. Рассказывайте сказку с удовольствием.
3. Если малыш изо дня в день просит рассказать одну и ту же сказку – рассказывайте. Значит, у него есть проблема, которую эта сказка помогает. решить.
4. Очень интересно поиграть в сказку, инсценировать её.
Сказки на пальчиках являются средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется, улучшается функциональное состояние внутренних органов, укрепляются мышцы, суставы и связки кистей рук. Это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов.
Веселые сказки, которые дети разыгрывают на пальцах, длятся всего несколько секунд, а текст сказок укладывается в маленькое четверостишие. Но для того, чтобы его сыграть, необходимо в своем воображении создать яркий образ: движения пальцев должны четко соответствовать смыслу сказки.
Например: сказка «Репка»
• Дед (обведите двумя руками сверху вниз воображаемую бороду)
• Бабка (обведите руками голову от макушки до подбородка, как будто надеваете и завязываете под подбородком уголки платка)
• Внучка (на макушке изобразите бантик – пальчиковая игра «Бантик» : сложить пальцы обеих рук щепотью и соедините кончики пальцев восьмеркой).
• Жучка (пальчиковая игра «Собака» : средний, безымянный и большой пальцы вытяните, соедините подушечки – это «морда» собак) Указательный палец и мизинец поднимите вверх – это «уши»). и т. д.
• Кошка (пальчиковая игра «Кошка» : средний и безымянный палец соедините с большим так, чтобы получилось колечко, - это «мордочка» кошки. Указательный палец и мизинец приподнимите –так торчат кошачьи «ушки»)
• Мышка (пальчиковая игра «Мышка» : большой, средний и безымянный пальцы вытянуть вперед, соединить – получится остренькая «мордочка» мышки. Указательный и мизинец согните и прижмите к среднему и безымянному пальцу).
Можно нарисовать на пальчиках героев сказки и обыграть сказку.
Дети очень любят, когда взрослые разыгрывают сказки вместе, будьте готовы к любым изменениям и сюрпризам.
Можно превратить празднование дня рождения малыша в своеобразный домашний спектакль.
Предложите детям нарисовать картинку, слепить угощение для героев, спеть песенку.
«Сказки учат, сказки лечат».
Не забывайте читать детям сказки на ночь.
Сказка на ночь – это своего рода пожелание спокойной ночи. Только не короткое или небрежное, а длинное и обстоятельное, пропитанное любовью, нежностью и заботой. Сказка на ночь – это маленькие безопасные уроки жизни, это мамино «люблю», выраженное в каждой строчке.
Чтение «ночных» сказок – удачный вариант, который поможет папе сблизиться с ребенком.
Правильно преподнесенная ребенку сказка всегда будет для родителей помощником в воспитании и обучении.
Самое главное, чтобы каждая сказка, которую вы читаете с ребенком, заканчивалась счастливо! Тогда она будет праздником для детей и запомнится им на долгие годы.
Главная задача родителей - постоянно читать сказки….
Н. А. Суханова
Воспитатель МБДОУ - детский сад № 3 п. г. т. Погар