Наталья Дмитриева
Роль сказки в математическом развитии детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Роль сказки в математическом развитии детей старшего дошкольного возраста.
Старший дошкольный возраст : это дети в возрасте 5-6 лет.
Пребывание ребенка в старшей группе плавно подготавливает его к завершающей ступени перехода в подготовительную. В этом возрасте ре-бенка начинают подготавливать к школьной деятельности.
Публикация «Роль сказки в математическом развитии детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Знания и умения ребенка старшего дошкольного возраста.
К шести годам ребенок должен научиться сосредотачивать свое вни-мание на изучаемом предмете в течение получаса, уметь слушать и прини-мать активное участие в обсуждении. В течение года дети учатся состав-лять связный рассказ как минимум из 5-6 предложений, сопоставляют предметы по их физическим свойствам, находят 5-7 отличий в картинках. К 6 годам ребенок боле уверенно овладевает пространственно - времен-ными представлениями, различает части суток, времена года, ориентиру-ется в понятиях лево -право. Математические представления сводятся к ознакомлению числового ряда до 10 в прямом и обратном порядке, уве-личение и уменьшение множества (+; - 1). Знакомство с геометрическими фигурами как объемными, так и плоскостными. Графические навыки ста-новятся более выраженными, дети учатся работать не только карандашом, фломастером, но и ручкой.
Исследования и практика обучения дошкольников показали, что со-держание элементарных математических представлений, которое усваива-ют дети дошкольного возраста, должно соответствовать их возрастным особенностям и обеспечивать дальнейшее развитие. Кроме того, успех в обучении зависит не только от содержания, но и от формы пода-чи материала, которая способна заинтересовать детей изучать что-то новое для себя.
В связи с этим очевидно, что обучение математике маленьких де-тей имеет свою специфику. Однако в последнее время возникли тревожа-щие тенденции, а именно: система образовательной работы с дошкольни-ками стала во многом использовать школьные формы, методы, иногда и содержание обучения, что не соответствует возможностям детей, их вос-приятию, мышлению, памяти.
Отобрать познавательный, интересный материал для изучения с уче-том его значимости, в соответствии с возможностями детей и современны-ми требованиями стандарта – дело весьма непростое. Содержание, методы и средства обучения отрабатывались на протяжении многих лет, уникаль-ный материал накоплен народной педагогикой.
Одним из средств занимательного математического материала, ши-роко используемого народной педагогикой, является сказка, но, несмотря на внедрение в практику дошкольного воспитания большого количества методик, популярных пособий по формированию элементар-ных математических представлений у детей дошкольного возраста сказки и сказочные сюжеты используются очень мало. Не проводится целена-правленная, систематическая работа по формированию у детей интереса к математике, не уделяется внимание связи математического образования с духовной жизнью детей и их практическим опытом.
В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое значение. Этому способствовали совре-менные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским сти-лем пересказа известных сказок, часто искажающим первоначальный смысл сказки, превращающим сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. В последние годы сказки активно замещаются видеоиграми, в основе которых нередко лежат насилие и же-стокость.
Родители дошкольников иногда недооценивают роль сказки в разви-тии ребенка. Детские сказки заменяются многочисленными энциклопедия-ми и обучающей литературой.
Процесс взаимодействия ребенка со сказкой закрыт от простого наблюдения взрослого. Решение проблем механизмов воздей-ствия сказки на ребенка и ее роли во всестороннем развитии ребенка в со-временной педагогике являются дискуссионными и не имеют однозначных решений.
Все это и послужило основанием для определения цели нашей мето-дической разработки: выявить и обосновать значимость сказки в матема-тическом развитии дошкольников, предложить методические рекоменда-ции по использованию сказочных сюжетов для математического развития детей.
Дошкольники не знают, что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда. Задача педагога – дать ребенку почув-ствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное – познать радость при преодолении трудностей.
Особое внимание следует уделить эмоциональному комфорту ребен-ка в процессе познавательной деятельности. Положительное подкрепление успехов и достижений детей, эмоциональное невербальное общение взрос-лого с детьми - таков фон, на котором должно строиться обучение до-школьников.
Постоянное повышение заинтересованности детей мотивирует игро-вую деятельность, активность в самовыражении, поиске и нахождении от-вета, проявлении догадки, раскрытии секрета игры и создает положитель-ный эмоциональный настрой, способствующий интеллектуальной деятель-ности и повышающий ее результативность.
Многообразие занимательного материала – игр, задач, головоломок, дает основание для их классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, педаго-гами, методистами. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также и признаку общности, направленности на развитие тех или иных умений.
Занимательный математический материал можно разделить на три основ-ные группы:
1. Развлечения;
2. Математические игры и задачи;
3. Развивающие игры и упражнения.
Дети нуждаются в том, чтобы первоначальное и последующие знаком-ство с математическими истинами носило не сухой характер, а порождало бы интерес и любовь к предмету, развивало бы в детях способность к пра-вильному мышлению и тем самым вносило бы оживление в преподавание предмета.
Сказка, с колыбели сопровождающая все человечество в целом и каж-дого его отдельного представителя, представляет собой удивительное яв-ление человеческой культуры, многогранность которого порождает инте-рес специалистов самых разных областей научного знания.
Современные дети точно так же благодаря сказкам обучаются стратеги-ям поведения в той или иной ситуации, усваивают моральные и нравствен-ные законы жизни в человеческом сообществе. В русском фольклоре мно-жество сказок, которые очень нравятся детям. Порой родителям кажется, что тексты сказок просты и наивны, в сюжете много повторов, а герои пе-реходят из одной сказки в другую. Так, в сказке "Лисичка со скалочкой" подробно и последовательно говорится о хитрости лисы.
Взрослый рассказал бы о ней так : "Решила лисичка обмануть людей и полакомится чем-нибудь вкусным, но за свою хитрость была наказана". Но малышу нравится сказка и нравится именно то, как по несколько раз одно за другим перечисляются все действия лисы.
Сказка позволяет ребенку в простой и доступной форме отрегулиро-вать свои проблемы. Возникающие трудности ребенок проецирует на сказочную ситуацию, дистанцируется от них и получает возможность посмотреть на решение проблем со стороны, а затем идентифицироваться с героями сказки и принять позитивный опыт как свой собственный. Зная о влиянии сказки на жизнь ребенка, можно многим ему помочь.
Сказка – это существенный механизм развития в ребенке тонкого пони-мания внутреннего мира людей. С помощью сказок можно воспитывать ребенка, преодолевать негативные стороны личности и особенности харак-тера. Например, жадному и эгоистичному ребенку полезно послу-шать сказку “О рыбаке и рыбке”, пугливому и робкому “О трусливом зай-це”, шаловливому и доверчивому “Приключения Буратино” и т. д.
В действительности дошкольный возраст – это возраст сказки. Именно через сказку ребенку передается культурное наследие человечества. Осо-бенно это относится к народной сказке, над которой трудились тысячи людей, отбрасывая неважные детали и добавляя важные. Это сдела-ло сказку сгустком человеческой мудрости и опыта. Сказка будит любо-знательность и воображение ребенка, развивает его интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, а также желания и эмоции других людей. Ребенок не просто слушает сказку, а становится героем произведения и пытается преодолеть стоящие на пути препятствия. Он находит в сказке решение насущных жизненных проблем.
Сказка в полной мере учитывает возрастные возможности дошкольни-ка, поскольку:
- язык сказки доступен ребенку;
- сказка опирается на образное мышление: наслаждаясь ее образами, ребе-нок незаметно для себя усваивает информацию, в то же время сказка раз-вивает и логику;
- настроение сказки очень близко эмоциональному миру ребенка.
В сказке часто встречаются образы животных, говорящих и дей-ствующих, как люди. Это очень понятно малышу, поскольку в этом воз-расте он не сомневается, что представители мира живой и неживой приро-ды, сказочные существа наделены такими же свойствами, что и окружаю-щие его люди и, естественно, он сам;
- чтение сказки – один из лучших способов привить ребенку любовь к кни-ге.
В большинстве своем мы привыкли традиционно относиться к сказочному материалу. За многие десятилетия возникли стереотипы: лиса всегда хитрая, жаль колобка, не болит у нас сердце и оттого, что раздру-жились лиса и журавль. Одна из главных задач, стоящих перед взрослы-ми, - познакомить ребенка с содержанием сказки, в лучшем случае побесе-довать о том, что лежит на поверхности текста, обыгрывать, инсцениро-вать, драматизировать…
Сказка – это кладезь возможных гипотез. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир.
К анализу сказок все чаще обращаются педагоги, говоря о том, что сказки влияют на развитие личности и поведения. Сказка учит детей думать, оценивать поступки героев, тренирует память и внима-ние, развивает речь. А главное, сказка выступает своеобразным тренингом жизненных умений для ребенка, постигающего окружающий мир.
Особенности восприятия ребенком сказки можно объяснить и с точки зрения развития его мышления. Детское мышление обладает качественным своеобразием и выражено в разных формах: наглядно – образное, нагляд-но – действенное и словесно – логическое.
К великому сожалению, на практике недооцениваются такие вопро-сы математического развития, как формирование у дошкольников пытли-вости, любознательности, самостоятельности, т. е. тех качеств, которые необходимы ребенку для активного и радостного восприятия окружающе-го мира и предстоящей учебной деятельности. А в этом огромную роль могу сыграть сказки.
Математика – это явление общечеловеческой культуры и роль ее в развитии личности растущего человека чрезвычайно важна.
В наше время, в эпоху компьютерной революции, встречающаяся порой точка зрения, выражаемая словами “не каждый будет математиком” безнадёжно устарела. Сегодня, а тем более - завтра, математика в той или иной мере нужна будет огромному числу людей различных профессий, и отнюдь не только математикам. Математика может и должна играть осо-бую роль в гуманизации образования, то есть его ориентации на воспита-ние и развитие личности.
Знания нужны не ради знаний, а как важное составляющее личности, включающее умственное, нравственное, эмоциональное и физическое вос-питание и развитие. Особая роль математики - в умственном воспитании, в развитии интеллекта.
Под математическим развитием личности понимают качественные изменения и сдвиги в формах познавательной активности ребенка, которые происходят в результате формирования элементар-ных математических представлений и связанных с ними логических опера-ций.
Математическое развитие детей дошкольного возраста осуществля-ется как в результате приобретения ребенком знаний в повседневной жиз-ни (прежде всего, в результате общения с взрослым, так и путем целена-правленного обучения на занятиях по формированию элементар-ных математических представлений.
В процессе обучения у детей развивается способность точнее и пол-нее воспринимать окружающий мир, выделять признаки предметов и яв-лений, раскрывать их связи, замечать свойства, формируются мыслитель-ные действия, приемы умственной деятельности, создаются внутренние условия для перехода к новым формам памяти, мышления и воображе-ния (Г. С. Костюк).
Между обучением и развитием существует взаимная связь. Обучение активно содействует развитию ребенка, но и само опирается на его уро-вень развития. В этом процессе многое зависит от того, насколько обуче-ние нацелено на развитие.
Среди задач по формированию элементар-ных математических представлений и последующего математического раз-вития детей следует выделить главные задачи, а именно:
- приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основах математического развития; - формирование широ-кой первоначальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;
- формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моде-лировании, обще учебных умений;
- овладение математической терминологией;
- развитие познавательных интересов и способностей, логического мышле-ния, общее интеллектуальное развитие ребенка.
Центральной задачей математического развития детей в детском саду является обучение счету.
Под средствами обучения понимаются: совокупности предметов, яв-лений знаки, модели, действия, а также слово, участвующие непосред-ственно в учебно-воспитательном процессе и обеспечивающие усвоение новых знаний и развитие умственных способностей. Можно сказать, что средства обучения- источники получения информации, как правило, это совокупность моделей самой различной природы.
Средства обучения обладают следующими основными функциями:
1)реализуют принцип наглядности;
2)преобразуют сложные абстрактные математические понятия в доступ-ные;
3)ведут к овладению способами действий;
4)способствуют накоплению чувственного опыта;
5)дают возможность воспитателю управлять познавательной деятельно-стью ребенка;
6)увеличивают объем самостоятельной познавательной деятельности детей;
7)рационализируют, интенсифицируют процесс обучения.
Обучение математике в детском саду основывается на конкретных образах и представлениях. Эти конкретные представления подготавливают фундамент для формирования на их основе математических понятий. Без обогащения чувственного опыта невозможно полноценное владе-ние математическими знаниями и умениями. Одним из таких образов явля-ется сказка. Содержание математического образования настолько широко, что вполне позволяет включить в этот процесс и детскую книгу. Героям детских произведений довольно часто приходится проявлять свои позна-ния в математике. Вспомним Буратино, который никак не хотел отдавать одно яблоко из задачки. Или известную единицу измерения длины из сказки Г. Остера «38 попугаев». Математический материал можно найти в книжках В. Сутеева «Разные колеса», «Мешок яблок» и др., и в сказке «Двенадцать месяцев», и в стихотворении С. Маршака «Круглый год». Во многих сказках математическое начало находится на самой по-верхности («Два жадных медвежонка», «Волк и семеро козлят», «Цветик - семицветик» ит. д.).
Стандартные математические вопросы и задания (счет, решение обычных задач) должны быть необычными, требующими от ребенка сме-калки, умения устанавливать взаимозависимости. Они должны помогать ребенку в процессе освоения точной науки Ребенку четырех лет и старше после знакомства с геометрическими фигурами полезно предложить за-шифровать, смоделировать знакомые сказки, то есть «спрятать» героев в фигурки, которые можно угадать по форме и величине.
Здесь находят место необычные математические задания, требующие от ребенка смекалки, умения устанавливать взаимосвязи и взаимозависи-мости.
Теперь конкретно о математических вопросах. Самый распростра-ненный из них: «Чем похожи и чем отличаются». Понятно, что найти сходство и различия — это логика, но математика без логики не существу-ет. Далее, дошкольнику очень важно дать такое понятие: «Число, форма и величина не зависят от цвета, места расположения, материала…» Именно поэтому детям будет полезно поупражняться в ответах на вопросы типа: «Чем похожи и чем отличаются простое и золотое яйцо?
Существует очень эффективный способ, позволяющий выявлять со-держание и последовательность действий, определенные отношения между персонажами.
Это моделирование. Оно начинается с замещения одних объектов - другими: реальных – условными. Замещаемыми объектами могут быть ге-рои детских сказок : люди, звери, гномы, волшебники. Замещение основы-вается на каком-нибудь различии между персонажами. Это могут быть различия по цвету (например, крокодил будет изображаться зеленым кружком, солнце – желтым, по величине (слон – большой кружок, мышка – маленький).
Когда ребенок четырех лет и старше познакомится с геометрически-ми фигурами, полезно с их помощью шифровать, моделировать знако-мые сказки, то есть прятать героев в фигурки, которые легко можно уга-дать по форме и величине.
Модель: один большой и семь маленьких треугольников напомина-ет сказку «Волк и семеро козлят», а два заштрихованных кружка - сказку «Два жадных медвежонка».
Работая в этом направлении, взрослые постепенно уводят ребят от конкретики и конкретных образов к абстрагированию, то есть, в конечном счете, готовят детей к математической деятельности, только со знаками и числами.
Математическое содержание включается в сказки как органически необходимые моменты сюжета, от которых зависит его дальней-шее развертывание. Например, чтобы войти в волшебную дверь, необхо-димо отыскать ключ с таким же сечением, как и отверстие замка. Чтобы найти необходимый по сюжету предмет, нужно отмерить определенное ко-личество шагов или мерок в ту или другую сторону. Чтобы добраться до замка Кощея Бессмертного, необходимо правильно "прочесть " письмо, в котором представлен план пути, и т. д.
Математическое содержание может выступать в качестве особого ро-да противоречивых ситуаций, требующих действенного обследования, вы-движения и проверки гипотез. Условием решения такого рода задач явля-ется организованное с помощью сказки детское экспериментирование. Например, нужно догадаться, почему высокая, но узкая машинка со зве-рушками - путешественниками не может проехать в широкие, но низкие ворота (младшая группа). В процессе экспериментирования дети обнару-живают и выделяют как особую размерность понятие высо-ты. Сказка позволяет также осуществить мысленный эксперимент с опорой на наглядные или идеальные модели. Например, дети попадают на закол-дованный злым волшебником остров, где время течет в обратную сторону. Моделирование в сказке такого рода отношений позволяет уже четырех-летним детям понять такое свойство, как необратимость времени.
Сказка позволяет сделать математическое содержание материалом сюжетно - ролевой игры, обусловив тем самым его творческое освоение. Так, например, материалом могут стать количественные отношения (Белка - мама никак не может разобраться, сколько грибов и ягод нужно принести голодным бельчатам). Вместе с белкой дети младшей группы открывают, что и бельчат, и грибы можно посчитать палочками. Действие счета осваи-вается детьми в до числового периода, понятие числа как средства отоб-ражения количественных отношений (палочки) осваивается до усвоения собственно чисел. Математическое содержание может выступать как некое правило действий героев сказки. Например, в сказочной игре - путеше-ствии можно выбраться из лабиринта только в том случае, если действо-вать в строгом соответствии с математическим содержанием (карта - план, в котором указаны ориентиры и направление движения, цифрами указан порядок прохождения участков пути, с помощью мерок измеряется длина тех или иных отрезков пути).
Наконец, математическое содержание включается в сказку в форме особого рода познавательных задач - загадок, выполнение которых стано-вится мерой значимости героя и его помощников - детей : волшебник пока-жет дорогу, если герой сказки вместе с детьми решит те или иные зада-чи (загадки). Значительное место отведено преобразовательной работе: на основе сказки придумывается задачка или считалка, или задачка с числа-ми, или рифмованная строчка о цифре. В настоящее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания и времени отводит формиро-ванию кинестетических способностей, которые заложены внутри нас, - спо-собностей воспринимать время, чувствовать вес, тактильно запоминать и т. д. Задания со сказочным сюжетом помогают связать имеющиеся знания с окружающей действительностью, применять их при решении жизненных проблем, способствуют формированию более глубоких и четких представ-лений о числах и смысле производимых над ними действий. Присут-ствие сказочного героя на занятиях придает обучению яркую эмоциональ-ную окраску, что в свою очередь способствует более эффективному усвое-нию как математического, так и литературного материала. Особый интерес вызывают задачи, оформленные в виде сказок. Слушая их условия, ребе-нок должен быть особенно внимателен, чтобы правильно ответить на во-просы, сообразить, что именно требуется сосчитать. В процессе решения задач закрепляются навыки счета, а также представления о форме, цвете, величине и т. д. Кроме того, дети начинают понимать: считать можно лю-бые предметы.
Для ребенка сказки — это его жизнь. Мир детства невозможно пред-ставить без сказки.