ЛАРИСА ДОНЕЦКАЯ
Роль семьи в развитии успехов дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Семья – это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого и является. Центральное место в воспитании ребёнка занимает семья. Именно она играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. Именно в семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.
Публикация «Роль семьи в развитии успехов дошкольников» размещена в разделах
Для ребёнка семья – это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Не является исключением значение роли семьи в развитии успехов дошкольников. Ведь успех для дошкольника – это оптимальное соотношение между ожиданиями личности ребенка и людей, входящих в его непосредственное окружение, и результатами его деятельности. Когда ожидания и результаты совпадают или результаты превосходят ожидания, можно говорить об успехе.
В дошкольном возрасте ребенок очень чувствителен к оценке его деятельности со стороны значимых взрослых (родителей, близких родственников, воспитателя). На разных этапах психического развития он по-разному реагирует на нее. Установлено, что в 3–5 лет у дошкольников наблюдаются так называемые неспецифические реагирования, в 6–7 лет – специфические, которые характеризуются тем, что переживание ситуации успеха способствует повышению самооценки личности дошкольника, а поражение – ее понижению.
Выделяют разновидности успеха дошкольника, но все они могут быть сведены к двум видам:
– признание конкретного результата ребенка, в том числе и в случае преодоления им каких-либо трудностей;
– признание личности ребенка в целом.
При этом во внимание принимаются реальные и мнимые способности ребенка и индивидуальные особенности. Можно с полным правом сказать
о том, что в дошкольном учреждении цели, принципы, содержание воспитания имеют научную базу и «прописаны» в программных документах, сформулированы для определенного образовательного учреждения, разбиты по возрастным категориям воспитанников, в то время, как в семье часто носят несформулированный характер, варьируются в зависимости от целого ряда причин (ценностных ориентаций; уровня образования, общей и педагогической культуры родителей; их этнической принадлежности; степени ответственности за будущее детей; сплоченности семейного коллектива и т. д.).
Проанализировав общение родителей с детьми, как эффективное средство воспитания успешности личности ребенка, определяются функции общения в процессе воспитания: информационно-познавательная, эмоциональная, регулятивная и корректирующая.
Внушить ребенку веру в себя – залог успешного воспитания. Взрослые должны правильно формулировать свои фразы и замечания, и грамотно разговаривать с детьми, давая возможность переживать ребенку удовольствие от успеха. Взрослые тем самым способствуют формированию у него мотивации достижения, в том числе достижения успеха.
С учетом положительного опыта предыдущих лет намечаются современные тенденции в интеграции усилий семьи, детских дошкольных учреждений, структур бизнеса и производства, государственных и общественных организаций, учреждений и служб социума в воспитании детей.
Роль социальных институтов в последние годы значительно возросла. Положительный отклик у родителей находят такие формы сотрудничества, как «Клуб выходного дня». Экскурсии в музеи, театры, экологические походы позволяют педагогу увидеть подходы к воспитанию детей в семье.
Для того чтобы работа с родителями носила разнообразный характер, педагогом могут использоваться разные формы общения: беседы, консультации по определенным темам, общие родительские собрании, групповые родительские собрании, семинары, семинары-практикумы по разным вопросам, вечера вопросов и ответов, устные журналы, конференции, важнейшими задачами, которых являются обобщение лучшего опыта семейного воспитания.
Большинство родителей доверяют советам педагогов, но есть и такие, которые уверены в своих методах воспитания и развития ребенка. И здесь
главное запастись терпением и тактом. Особенно трудно убедить родителей в вопросах, касающихся самостоятельности и закаливания. Беседы о необходимости закаливания детей, одевания с учетом погодных условий, просьбы облегчить, насколько возможно, одежду, позволять детям ходить по полу в квартире и по траве босиком, проводить водные процедуры, в большинстве случаев, все же находят положительный отклик.
Наблюдая за поведением детей в группе, педагог может дать родителям советы о том, на что обратить внимание, договориться о единых требованиях к ребенку и т. д.
Во время индивидуальных бесед педагог может выяснить, какая помощь родителям требуется. Главное условие при проведении беседы – соблюдать сдержанность и тактичность, использую такие обращения как: «Предлагаю подумать вместе, как лучше поступить»; «Можно сделать так, а вы как думаете?». Так же необходимо выбрать удобное для беседы время, чтобы родители не спешили и тогда можно обстоятельно поговорить о том, что волнует родителей. Обязательно рассказывать родителям о хороших поступках их детей, отмечать какие навыки ему нужно прививать.
Большое внимание уделяется проблеме повышения педагогической культуры родителей как одного из действенных путей обогащения воспитательного потенциала современной семьи. Рассматриваются пути и формы психолого-педагогического просвещения и обучения родителей, которые содействуют преодолению неуверенности в своих силах и формированию объективной оценки в качестве воспитателей, нормализуют их личную жизнь, улучшают процесс воспитания детей и защиту их прав, снижают и упреждают негативные социальные явления в обществе.
Воспитатель может стать педагогом для родителей: научить, как обрести надежду на успех в отношении обучения и воспитания ребёнка; показать, что достижение успеха в развитии, воспитании и обучении в саду ценится в семье высоко. Привлекать родителей воспитанников к помощи, создавать в группах детского сада родительские группы поддержки для проведения внеплановой работы. Предлагать родителям домашние обучающие задания (с пояснением для их выполнения).
Совместная согласованная работа родителей воспитанников и воспитателя обеспечат мотивацию и поддержку в полном объёме, необходимом для того, чтобы заинтересовать воспитанников с низкими способностями, в достижении успеха. Партнёрство семьи и детского сада должно работать
в интересах ребёнка, разделяя ответственность за его воспитание, обучение и развитие.