сурина лариса
Роль семьи в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста
Роль семьи в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста
Общение семей воспитанников с педагогами всегда было и остаётся актуальным вопросом для детских учреждений. Одним из главных аспектов этого вопроса является поиск новых действенных путей сотрудничества, которое в равной степени необходимого как родителям, так и педагогам. Родителям - для того, чтобы уметь понимать мир своего ребёнка, педагогам - чтобы эффективнее помогать в этом родителям. И сегодня речь идет уже не просто об обмене информацией между родителями и педагогами детских садов, а о развитии, успехах и трудностях ребёнка.
Публикация «Роль семьи в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
Главной целью работы ДОУ с семьей – создание комфортных, благоприятных условий для взаимодействия с семьями воспитанников, вовлечение родителей в одно образовательное пространство, установление партнерских, доверительных взаимоотношений с родителями.
В нашем дошкольном образовательном учреждении используются всё новые формы сотрудничества с родителями, которые позволяют вовлечь их в образовательный процесс, который направлен на развитие и познание собственного ребенка. Сотрудничество с семьями воспитанников является базовым принципом программы «Вдохновение». И мне бы хотелось познакомить вас с некоторыми формами взаимодействия поддержки инициативности родителей.
Работая по программе «Вдохновение» мы имеем примерное планирование, модель года, где родители участвуют в составлении примерного перспективного плана детско-взрослых проектов. Тему проекта раз в два месяца предлагают родители. Так же родители участвуют в составлении Лотос плана. Лотос план, план совместной работы над проектом. Инициативу участников образовательных отношений обозначаем разными цветами. Инициатива родителей-красным.
Проект – это идеальная возможность вовлечь родителей и других членов семьи в актуальную образовательную деятельность. И как дополнение у нас возник Детско-взрослый клуб- «Вопрос завтрашнего дня». Ведь общаясь с детьми каждый день, приходится отвечать на массу пытливых детских вопросов, но более ценно когда дети стали находить ответы на интересующие их вопросы совместно с родителями дома. У детей возникали вопросы : «Почему муха может сидеть на стекле и не падать, какое самое глубокое озеро или самая высокая горная вершина?». И на следующий день утром дети бегут с радостью на детский совет поделиться своими находками, пытаясь представить свой материал более ярко сопровождая свой ответ иллюстрациями, рисунками, которые они подготовили дома с родителями.
Устойчивый интерес детей был поддержан дома родителями, они помогали детям найти ответы на их вопросы и презентовать перед сверстниками свои ответы. По истечению какого-то времени, дети не могли уйти из детского сада не получив следующий вопрос. Данная форма работы позволяет вывести домашний досуг на новый уровень, позволяя объединить не только детей группы, но и их родителей.
Используя для проектов модель 4х вопросов, на вопрос как мы можем это узнать, дети всегда первым отвечают: «Спросить у мамы, у папы, у брата и т. д.» Родители активно включаются в работу, они приносят из дома необходимые книги, фотографии, инструменты.
Заключительным этапом проекта является представление продукта проекта обычно это выставки, макеты, презентации. Дети с гордостью рассказывают о проделанной дома работе.
По окончанию проекта я раздаю родителям опросный лист (который может содержать и вопросы для детей, который служит оценкой проекта. Родители с удовольствием участвуют в них.
Еще одной из форм информационно-аналитической работы является наш сайт, наша электронная почта, открытые группы в социальных сетях инстаграмм и одноклассники. Родители с удовольствием делятся личными фото и видео материалами для их размещения в сети интернет. Так же в детском саду создана «Родительская почта», которая дает семье возможность получить квалифицированный ответ на интересующие вопросы, высказать свое мнение, а педагогам выслушать точку зрения родителей, учитывать индивидуальные интересы детей и взрослых.
Мы добились того, что родители стали более активно участвовать в образовательном процессе и понимать, что дети являются соисполнителями проекта и поэтому педагоги не высказывают и не подсказывают решения, а находятся в тени лишь подхватывая идеи и предложения родителей и претворяя их в жизнь.
Если проектной деятельности придается большое значение, то сотрудничество родителей с детским садом естественным образом перетекает в образовательное сотрудничество. Благодаря активному вовлечению в процесс возрастает интерес родителей к идеям детей, и одновременно родители сами начинают активнее участвовать в проекте.