Валентина Шкундина
Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка. Анкета для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Хрусталик»
Выступление на педагогическом совете
Тема: «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»
Подготовила:
Шкундина В. П.
2015 г
Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребёнка
Публикация «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка, Анкета для родителей» размещена в разделах
- Анкеты для родителей, анкетирование, опросы
- Исследовательская деятельность
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.
Всё воспитание и обучение детей строится в личностно-ориентированной модели. Главное - это необходимость развития каждого ребёнка как личности, для этого создаются все условия, где формируются не только знания, умения, навыки, но и самостоятельность, инициативность, творческое отношение к делу, свобода поведения и самооценка. На современном этапе необходимо поднять уровень экологического воспитания не только у детей, но и у родителей.
Одним из важнейших направлений воспитательно-образовательной деятельности, является работа с родителями. Углубленная работа по организации познавательно-исследовательской деятельности детей даёт определённые положительные результаты. Осознавая важность этой темы, нужно подбирать специальную литературу и оборудование, создавать все условия для познавательной активности детей, составлять перспективный план с отражением тем и содержанием познавательных занятий.
Главными задачами во взаимодействии с родителями считаются :
- во-первых, установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей;
- во-вторых, создать атмосферу общности интересов;
- в-третьих, активизировать и обогащать воспитательские умения родителей.
Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания.
Приёмная комната - лицо группы, к оформлению её нужно подходить очень тщательно и грамотно. Опыт работы показывает, что работу всегда нужно начинать с изучения семьи, в этом помогают посещения на дому, проведение анкетирования, индивидуальные беседы, а затем нужно планировать: темы консультаций, родительских собраний, оформляю ширмы-передвижки. Вся документация в родительском уголке доступна для родителей. Немаловажное значение в работе с семьёй имеет и такое направление, как видение достижений у детей, поэтому все работы детей вывешиваются, выставляются на стенде, где родители могут оценить творческие способности своего ребёнка, сравнить с работами, поделками, рисунками других детей.
Показателями успешности развития творческих способностей детей являются выставки детского творчества, конкурсы, выступление детей в ДОУ (на родительских собраниях, в дни открытых дверей, на методических объединениях детских садов района и т. д., посещение кружков художественно-творческого и музыкально эстетического развития при поступлении в школу.
В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации нужно убеждать родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, доказывать, насколько правы те, кто строит свое общение с ребенком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.
Хотелось бы, чтобы взрослые следовали мудрому совету В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
Вот несколько советов по развитию поисково-исследовательской активности детей.
Чего нельзя делать:
• не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.
• Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т. п. -ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
• Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.
• Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешное™ приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.
• Импульсивное поведение ребенка в сочетании с познавательной активностью, а также не умение его предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые. Считаем нарушением правил, требований. Так ли это? Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость
Что нужно делать
• поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании. Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами. Поощрять экспериментирование с ними. Формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое. Потому что это интересно и приятно. Помогать ему в этом своим участием.
• Если у вас возникает необходимость что-то запретить. То обязательно объясните, почему вы это запретили и помогите определить, что можно и как можно.
• С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
• Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка. Беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию, о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности. О том, как ребенок их достиг (он приобретает умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).
Можно провести анкетирование родителей.
Анкета для родителей.
Цель: выявить отношение родителей к поисково- исследовательской активности детей.
1. В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка?
2. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?
3. Бывает ли так, что начатое в детском саду исследование ребенок продолжает дома? Если да, как часто? (Часто, редко, всегда, никогда).
4. Какое участие Вы принимаете в исследовательской деятельности Вашего ребенка?
5. Делится ли ребенок с Вами результатами исследования или эксперимента?
Самое лучшее открытие-то, которое ребенок делает сам.