Авдеева Ирина
Роль семьи и детского сада в развитии одаренности ребенка-дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
РОЛЬ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДА В РАЗВИТИИ ОДАРЕННОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНИКА
Авдеева И. А. ,
воспитатель
МБДОУ ДС № 57 «Радуга»
г. Старый Оскол Белгородской области
Аннотация: в статье рассматривается результативность работы педагогов с одарнными детьми в детском саду. Основной задачей в раскрытии одарнности ребнка является привлечение педагогами родителей в образовательную деятельность, формирование у них компетентной педагогической позиции. Эффективность воспитания сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют детский сад и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества детского сада и семьи играют воспитатели. В основе взаимодействия семьи и педагогов должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Публикация «Роль семьи и детского сада в развитии одаренности ребенка-дошкольника» размещена в разделах
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Ключевые слова: одаренность, способности, задатки, семейное воспитание, интеллектуально-творческий потенциал, прогнозирование, лгкость ассоциирования, реализация.
Среди самых интересных и загадочных явлений природы – детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Сохранение и развитие одарённости детей — важнейшая проблема нашего общества. Работа с одаренными детьми, как мы полагаем, является, по сути, реализацией права личности на индивидуальность, о чем заявлено в Конвенции о правах ребенка, которая предусматривает заботу государства о реализации прав ребенка на сохранение своей индивидуальности (ст. 8) и ответственность родителей, за обеспечение, в пределах своих способностей и финансовых возможностей, условий для развития ребенка.
Семья является наиболее существенным фактором, влияющим как на творческое, так и на личностное развитие ребенка. Основная проблема состоит в том, что значительное число родителей не готово участвовать в выявлении одаренности детей и их психолого-педагогической поддержке; другие считают, что проблемы одаренности детей не их компетенция. Каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность достигать больших высот в своем развитии. Самым сензитивным периодом для развития предпосылок одаренности является дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. Главными чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Распространено мнение, что если дар дан человеку, то он не исчезнет и обязательно проявится. Одаренность ребенка может проявиться довольно рано, а может случиться так, что даже родители не заметят необычных способностей своего чадо, пока не поможет счастливый случай. У родителей и педагогов существует немаловажное предназначение – суметь не прозевать талант. Ведь зачастую происходит в жизни так, что обычный ребенок вырастает и становится великим ученым или выдающейся творческой личностью.
Для получение первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей является исследовательско-диагностический тест, подразумевающий использование разносторонней информации, включающей мнение родителей, воспитателей, тестирование педагога-психолога. Информация для уточнения желания и интереса ребенка к определенной деятельности поступает от родителей воспитателями групп, которые в свою очередь знакомят их с возрастными особенностями детей, наблюдают за детьми, анализируют индивидуальные особенности каждого ребенка.
В нашем образовательном учреждении стараемся своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, и проводим специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей. Конкурсы-выставки детского творчества разной тематики, спортивные соревнования, литературные гостиные, интеллектуальные игры, музыкальные шоу помогают при выявлении детской одаренности. Самый простой и доступный способ для воспитателей — это наблюдение. Так же в помощь педагогам для выявления одарённости ребёнка предлагаем анкету, разработанную на основании методик А. И. Савенкова по проявлению специальных способностей. Предварительное индивидуальное тестирование по психологическим методикам отдельно в выбранном направлении производит педагог- психолог детского сада. По результатам диагностики разрабатывается отдельный маршрут воспитанника по дальнейшему развитию его одаренности, и предлагаются кружки в соответствии с полученными результатами.
Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными детьми, считаем необязательным выделение таких воспитанников в особые группы. Эти воспитанники воспитываются и обучатся в группах вместе с другими детьми, что позволяет создавать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности других воспитанников.
Мы считаем, что для успешного развития детской одаренности необходимо создание соответствующей предметно - пространственной развивающей среды, которая поможет ребенку проявить свои способности, даст правильную мотивацию к деятельности, благодаря которой он обязательно достигнет значимых для себя результатов. Для развития познавательных способностей мы используем настольные игры: шашки, шахматы, головоломки.
Дети очень любят экспериментировать. В нашей группе имеется отдельный центр для опытов «Маленький гений», где воспитанники совместно с взрослыми могут экспериментировать с различными материалами и предметами: водой, глиной, песком, весами и т. п., исследовать свойства и поведение новых для них объектов. Имеется микроскоп «Мир Левенгука», с которым можно проделать много-много опытов с микроскопическими объектами.
В групповых комнатах воспитанники свободно пользуются бумагой, цветными карандашами, цветными мелками, пластилином, различным декоративным материалом (лесные шишки, листья, спичечные коробки, ткани, ветки деревьев, цветную бумагу). Такое обилие материалов подталкивает ребенка к созданию интересных поделок, изготовлению новых предметов.
Педагоги детского сада через различные формы работы с родителями такие как: родительские клубы, совместно детско-родительские конкурсы, досуги, организуют мастер-классы, оказывают им помощь в развитии у детей, каких-либо талантов и способностей.
Влияние семьи на становление личности ребенка и развитие его способностей является решающим на начальном этапе – от рождения до младшего школьного возраста. В дальнейшем развитии ведущую роль будут играть специалисты – педагоги, однако семья незаменима в создании психологического комфорта, в поддержании физического и психического здоровья одаренного человека в любом возрасте.
Список литературы
1. Баландина Л. А., Гаврилова В. Г., Горбачева И. А., Захаревич Г. А., Марченко Г. Н., Ничипорюк Е. А., Скрипкина Н. М., Тарасова Н. Е., Чернецкая Л. В., Шабельная Е. А. Диагностика в детском саду. Методическое пособие
г. Ростов-на-Дону, 2004.
2. Рекомендации по выявлению умственно одаренных детей дошкольного возраста/ под ред. Дьяченко О. М., Булычевой А. И. – 1996.
3. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе – М. 2000.