Мурыгина Ирина Васильевна
Родительское собрание «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль семьи в речевом развитии ребенка 4 – 5 лет»
(средняя группа)
Цель: формирование педагогической культуры родителей по созданию условий для речевого развития дошкольников.
Задачи:
Публикация «Родительское собрание „Роль семьи в речевом развитии ребенка 4–5 лет“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
1. Способствовать ознакомлению родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста.
2. Привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в условиях семьи.
3. Содействовать развитию внимательного и заботливого отношения родителей к своим детям.
Форма проведения: встреча с элементами практикума.
Участники: воспитатели, родители.
План проведения:
1. Вступительная часть.
2. Практикум.
3. Педагогический всеобуч «Характеристика речи детей пятого года жизни».
4. Игровая часть.
5. Заключительная часть.
Предварительная работа: подготовка материалов выставки - художественная литература для чтения детям, дидактические речевые игры, подборка иллюстративного материала для обогащения словаря.
Ход мероприятия:
I. Вступительная часть:
Здравствуйте, уважаемые родители, сегодня мы собрались, чтобы обсудить с вами важную и актуальную на сегодняшний день тему «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4 - 5 лет».
Повестка собрания :
1. Практикум.
2. Педагогический всеобуч «Характеристика речи детей пятого года жизни».
3. Игровая часть.
Вашему вниманию предложена выставка художественной литературы, дидактических игр по развитию речи (на развитие звукопроизношения, слоговой структуры слова и формированию лексико – грамматических категорий, иллюстративный материал для обогащения словаря.
III. Практикум.
а) Обсуждение факторов успешного речевого развития ребенка.
Предлагаем вам выбрать из перечня факторов наиболее значимые и прокомментировать свой выбор. (На столах лежат карточки с текстом).
1. Эмоциональное общение родителей с детьми, начиная с младенческого возраста.
2. Общение ребенка со сверстниками.
3. Строение артикуляционного аппарата
4. Речь взрослых – образец.
5. Развитие мелкой моторики рук.
6. Чтение детям художественной литературы.
7. Игра ребенка со взрослыми и сверстниками.
б) Разбор проблемных ситуаций.
Ситуация 1.
Наблюдая за детьми, воспитатели ДОУ заметили, что ответы детей при рассматривании иллюстрации и картинок могут быть разными в зависимости от того, как взрослый формулирует вопрос. Хорошо, когда вопрос взрослого побуждает ребенка к более полному ответу.
Вопрос.
- Предложите, как будут отвечать дети пяти лет на следующие вопросы. Выберите наиболее удачный.
- Что нарисовано на картине? (перечислят изображенные предметы)
- Что делают дети на картине? (опишут картину)
- О чем рассказал художник в своей картине? (попытаются истолковать картину)
Ситуация 2. Дошкольник совсем не задает взрослому вопросов или задает, но очень редко.
Вопрос.
- Какими, на ваш взгляд, могут быть причины. (примерный ответ)
Это может быть вызвано отсутствием необходимых знаний у ребенка, устойчивого избирательного интереса к чему – либо. Возможно, прежде, когда ребенок обращался к взрослому с вопросами, он встретился с раздражением или критикой взрослого, что задело его самолюбие.
Ситуация 3.
Вова рано научился говорить. Сейчас ему пять лет. У него хорошо развита речь. Правда, он не рисует, не лепит и не стремится к этому. Но его родители считают, что он будет хорошо учиться, ведь он так по - взрослому рассуждает.
Вопрос.
- Оцените позицию родителей. Можно ли предвидеть результаты учения? (примерный ответ) В продуктивных видах детской деятельности ребёнок учится ставить цель, прилагать усилия для достижения результата, сравнивать его с целью. Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки, что создаёт предпосылки к овладению письмом.
IV. Педагогический всеобуч «Характеристика речи детей пятого года жизни».
Воспитатель: Предлагаем вам несколько рекомендаций.
Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общение у окружающих его взрослых. Овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребёнка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь. Родители должны знать, что важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибка в произношении - основа многих школьных трудностей. Кроме того, с нечёткой дикцией, с недостаточным уровнем речевого развития дети неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми. Обратите внимание: ребёнок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так, не теряйте времени, не надейтесь на то, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое лучшее обратиться за помощью к учителю логопеду не забывайте, что решающие значение для развития разговорной речи дошкольников имеет его общение с вами. Постарайтесь во время совместных прогулок с детьми обращать их внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Рассказывайте ребёнку, для чего эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулки в парке, сквере, на пруду привлекайте внимания малыша к красоте окружающей природы, растений и животных, насекомых. Не уходите от ответа на вопросы ребёнка. Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно. Предложите рассмотреть детально, выделить характерные особенности, свойства, научите его наблюдать, сравнивать предметы и явления. Советуем завести дома детскую библиотечку, где можно вместе с ребёнком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей. Необходимо знакомить малышей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают ребят к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки. Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребёнок расскажет знакомую сказку сестрёнке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью.
V. Предлагаем вашему вниманию развлечение.
Проведение речевых игр, упражнений, заданий приносит пользу для семейного общения и развития речи ребёнка. В некоторые игры мы сейчас поиграем. (Приложение № 1)
VI. Заключительная часть.
1. Упражнение " Связующая нить ".
Участники становятся в круг. Воспитатель, держа клубок, передает его по кругу и предлагает участникам высказаться:
- охарактеризовать свое настроение,
- высказать свои чувства - что понравилось, что нет и почему.
2. Проект решения:
- принять к сведению информацию педагогов, их рекомендации по особенностям речевого развития детей пятого года жизни.
- находить больше времени для общения с детьми, следить за речью и в условиях семьи. (В случае необходимости обратиться за помощью к учителю - логопеду).
- пополнить семейную детскую библиотечку.
3. Подведение итогов родительского собрания.
Приложение № 1
ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«НЕСОГЛАШАЙКА»
Цель: упражнение в подборе слов – синонимов (близких по смыслу, слов–антонимов (противоположных по смыслу, слов – паронимов (схожих по звучанию).
Педагог предлагает детям назвать противоположные тем, которые он назовет. Например, :
• Я думаю, что орел летает очень низко, а как думаете вы? Нет, орел летает высоко.
• На дороге лежит чёрный снег. Нет, на дороге лежит белый снег.
• После дождя песок сухой. Нет, после дождя песок мокрый и т. д.
«ОБЪЯСНЯЛКИ»
Цель: обогащение и активизация словарного запаса по лексическим темам; развивать внимание, мышление, устную речь
Педагог задает ребенку любое слово, а он, в свою очередь, объясняет смысл слова, как его понимает, что оно обозначает. Начинать работу надо с простых слов, постепенно переходя к более сложным словам. Например: что такое магазин (велосипед, парик и т. д.)
«КТО ГДЕ ЖИВЕТ?»
Цель: формирование навыка употребления существительных мужского, женского и среднего рода в предложном падеже с окончанием – «е»; активизировать словарь по теме «животные».
Педагог выставляет на доске картинки с изображением жилищ животных и просит детей ответить на вопрос: «Кто где живет (или зимует?».
• корова живет в коровнике
• телята живут в телятнике
• свиньи живут в свинарнике
• кролики живут в крольчатнике
• лиса живет в норе
• медведь зимует в берлоге
• мышка живет в норе
• лошади живут в конюшне
• белка живет в дупле
• ежик живет в гнезде
• волк живет в логове
Окончания словоформ выделяются.
«ЧЕЙ ХВОСТ? ЧЬЯ МОРДА?»
Цель: развитие понимания и формирование навыка употребления существительных мужского рода в родительном падеже с окончанием «а», «я», женского рода с окончанием «ы», «и»; активизировать словарь предметов по теме «животные».
Дети отбирают среди разложенных на столе картинок животных и внимательно следят за ведущим, который демонстрирует части тела этих животных. Ведущий спрашивает: «Чей это хвост?». Ребенок должен сказать : «Это хвост лисы. Лиса у меня» и т. д.
«НАЧИНКА ПИРОГА»
Цель: формирование навыка употребления существительных женского рода в творительном падеже с окончанием «ой», «ей»; активизировать словарь предметов по теме «ягоды».
Воспитатель предлагает детям испечь пирог. Начинку пирога каждый выбирает сам. Например:
• я испеку пирог с клюквой
• я испеку пирог с малиной
• я испеку пирог с клубникой
• я испеку пирог со смородиной
• я испеку пирог со сливой.
«СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО КАРТИНКАМ»
Цель: формирование навыка употребления существительных мужского рода дательного падежа с окончанием «у», «ю», женского рода с окончанием «е»; активизировать словарь по теме «домашние животные».
Педагог предлагает детям для зрительного восприятия сюжетные картинки. Дети самостоятельно составляют предложения по картинкам, при этом выделяя окончание словоформы. Например:
• девочка дает сено козе
• папа дает корм свинье
• папа косит траву корове
• мама наливает кошке молоко
• мальчик бросил кость собаке
Литература
1. Ушакова О. А. Развитие речи и творчества дошкольников : Игры, упражнения, конспекты занятий -М: ТЦ Сфера, 2007.
2. Ушакова О. А. Знакомим дошкольников с художественной литературой :Конспекты занятий, М. ,1998.
3. «Федеральный государственный образовательный стандарт ДО» (ФГОС, приказ № 1155 от 17.10.2013.
4. Чиркова С. В. Родительские собрания в детском саду. Средняя группа. – М. :ВАКО, 2011.