МААМ-картинки

Родительское собрание «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4–5 лет»

Мурыгина Ирина Васильевна
Родительское собрание «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы

Родительское собрание

«Роль семьи в речевом развитии ребенка 4 – 5 лет»

(средняя группа)

Цель: формирование педагогической культуры родителей по созданию условий для речевого развития дошкольников.

Задачи:

Публикация «Родительское собрание „Роль семьи в речевом развитии ребенка 4–5 лет“» размещена в разделах

1. Способствовать ознакомлению родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста.

2. Привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в условиях семьи.

3. Содействовать развитию внимательного и заботливого отношения родителей к своим детям.

Форма проведения: встреча с элементами практикума.

Участники: воспитатели, родители.

План проведения:

1. Вступительная часть.

2. Практикум.

3. Педагогический всеобуч «Характеристика речи детей пятого года жизни».

4. Игровая часть.

5. Заключительная часть.

Предварительная работа: подготовка материалов выставки - художественная литература для чтения детям, дидактические речевые игры, подборка иллюстративного материала для обогащения словаря.

Ход мероприятия:

I. Вступительная часть:

Здравствуйте, уважаемые родители, сегодня мы собрались, чтобы обсудить с вами важную и актуальную на сегодняшний день тему «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4 - 5 лет».

Повестка собрания :

1. Практикум.

2. Педагогический всеобуч «Характеристика речи детей пятого года жизни».

3. Игровая часть.

Вашему вниманию предложена выставка художественной литературы, дидактических игр по развитию речи (на развитие звукопроизношения, слоговой структуры слова и формированию лексико – грамматических категорий, иллюстративный материал для обогащения словаря.

III. Практикум.

а) Обсуждение факторов успешного речевого развития ребенка.

Предлагаем вам выбрать из перечня факторов наиболее значимые и прокомментировать свой выбор. (На столах лежат карточки с текстом).

1. Эмоциональное общение родителей с детьми, начиная с младенческого возраста.

2. Общение ребенка со сверстниками.

3. Строение артикуляционного аппарата

4. Речь взрослых – образец.

5. Развитие мелкой моторики рук.

6. Чтение детям художественной литературы.

7. Игра ребенка со взрослыми и сверстниками.

б) Разбор проблемных ситуаций.

Ситуация 1.

Наблюдая за детьми, воспитатели ДОУ заметили, что ответы детей при рассматривании иллюстрации и картинок могут быть разными в зависимости от того, как взрослый формулирует вопрос. Хорошо, когда вопрос взрослого побуждает ребенка к более полному ответу.

Вопрос.

- Предложите, как будут отвечать дети пяти лет на следующие вопросы. Выберите наиболее удачный.

- Что нарисовано на картине? (перечислят изображенные предметы)

- Что делают дети на картине? (опишут картину)

- О чем рассказал художник в своей картине? (попытаются истолковать картину)

Ситуация 2. Дошкольник совсем не задает взрослому вопросов или задает, но очень редко.

Вопрос.

- Какими, на ваш взгляд, могут быть причины. (примерный ответ)

Это может быть вызвано отсутствием необходимых знаний у ребенка, устойчивого избирательного интереса к чему – либо. Возможно, прежде, когда ребенок обращался к взрослому с вопросами, он встретился с раздражением или критикой взрослого, что задело его самолюбие.

Ситуация 3.

Вова рано научился говорить. Сейчас ему пять лет. У него хорошо развита речь. Правда, он не рисует, не лепит и не стремится к этому. Но его родители считают, что он будет хорошо учиться, ведь он так по - взрослому рассуждает.

Вопрос.

- Оцените позицию родителей. Можно ли предвидеть результаты учения? (примерный ответ) В продуктивных видах детской деятельности ребёнок учится ставить цель, прилагать усилия для достижения результата, сравнивать его с целью. Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки, что создаёт предпосылки к овладению письмом.

IV. Педагогический всеобуч «Характеристика речи детей пятого года жизни».

Воспитатель: Предлагаем вам несколько рекомендаций.

Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общение у окружающих его взрослых. Овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребёнка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь. Родители должны знать, что важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибка в произношении - основа многих школьных трудностей. Кроме того, с нечёткой дикцией, с недостаточным уровнем речевого развития дети неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми. Обратите внимание: ребёнок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так, не теряйте времени, не надейтесь на то, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое лучшее обратиться за помощью к учителю логопеду не забывайте, что решающие значение для развития разговорной речи дошкольников имеет его общение с вами. Постарайтесь во время совместных прогулок с детьми обращать их внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Рассказывайте ребёнку, для чего эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулки в парке, сквере, на пруду привлекайте внимания малыша к красоте окружающей природы, растений и животных, насекомых. Не уходите от ответа на вопросы ребёнка. Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно. Предложите рассмотреть детально, выделить характерные особенности, свойства, научите его наблюдать, сравнивать предметы и явления. Советуем завести дома детскую библиотечку, где можно вместе с ребёнком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей. Необходимо знакомить малышей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают ребят к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки. Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребёнок расскажет знакомую сказку сестрёнке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью.

V. Предлагаем вашему вниманию развлечение.

Проведение речевых игр, упражнений, заданий приносит пользу для семейного общения и развития речи ребёнка. В некоторые игры мы сейчас поиграем. (Приложение № 1)

VI. Заключительная часть.

1. Упражнение " Связующая нить ".

Участники становятся в круг. Воспитатель, держа клубок, передает его по кругу и предлагает участникам высказаться:

- охарактеризовать свое настроение,

- высказать свои чувства - что понравилось, что нет и почему.

2. Проект решения:

- принять к сведению информацию педагогов, их рекомендации по особенностям речевого развития детей пятого года жизни.

- находить больше времени для общения с детьми, следить за речью и в условиях семьи. (В случае необходимости обратиться за помощью к учителю - логопеду).

- пополнить семейную детскую библиотечку.

3. Подведение итогов родительского собрания.

Приложение № 1

ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«НЕСОГЛАШАЙКА»

Цель: упражнение в подборе слов – синонимов (близких по смыслу, слов–антонимов (противоположных по смыслу, слов – паронимов (схожих по звучанию).

Педагог предлагает детям назвать противоположные тем, которые он назовет. Например, :

• Я думаю, что орел летает очень низко, а как думаете вы? Нет, орел летает высоко.

• На дороге лежит чёрный снег. Нет, на дороге лежит белый снег.

• После дождя песок сухой. Нет, после дождя песок мокрый и т. д.

«ОБЪЯСНЯЛКИ»

Цель: обогащение и активизация словарного запаса по лексическим темам; развивать внимание, мышление, устную речь

Педагог задает ребенку любое слово, а он, в свою очередь, объясняет смысл слова, как его понимает, что оно обозначает. Начинать работу надо с простых слов, постепенно переходя к более сложным словам. Например: что такое магазин (велосипед, парик и т. д.)

«КТО ГДЕ ЖИВЕТ?»

Цель: формирование навыка употребления существительных мужского, женского и среднего рода в предложном падеже с окончанием – «е»; активизировать словарь по теме «животные».

Педагог выставляет на доске картинки с изображением жилищ животных и просит детей ответить на вопрос: «Кто где живет (или зимует?».

• корова живет в коровнике

• телята живут в телятнике

• свиньи живут в свинарнике

• кролики живут в крольчатнике

• лиса живет в норе

• медведь зимует в берлоге

• мышка живет в норе

• лошади живут в конюшне

• белка живет в дупле

• ежик живет в гнезде

• волк живет в логове

Окончания словоформ выделяются.

«ЧЕЙ ХВОСТ? ЧЬЯ МОРДА?»

Цель: развитие понимания и формирование навыка употребления существительных мужского рода в родительном падеже с окончанием «а», «я», женского рода с окончанием «ы», «и»; активизировать словарь предметов по теме «животные».

Дети отбирают среди разложенных на столе картинок животных и внимательно следят за ведущим, который демонстрирует части тела этих животных. Ведущий спрашивает: «Чей это хвост?». Ребенок должен сказать : «Это хвост лисы. Лиса у меня» и т. д.

«НАЧИНКА ПИРОГА»

Цель: формирование навыка употребления существительных женского рода в творительном падеже с окончанием «ой», «ей»; активизировать словарь предметов по теме «ягоды».

Воспитатель предлагает детям испечь пирог. Начинку пирога каждый выбирает сам. Например:

• я испеку пирог с клюквой

• я испеку пирог с малиной

• я испеку пирог с клубникой

• я испеку пирог со смородиной

• я испеку пирог со сливой.

«СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО КАРТИНКАМ»

Цель: формирование навыка употребления существительных мужского рода дательного падежа с окончанием «у», «ю», женского рода с окончанием «е»; активизировать словарь по теме «домашние животные».

Педагог предлагает детям для зрительного восприятия сюжетные картинки. Дети самостоятельно составляют предложения по картинкам, при этом выделяя окончание словоформы. Например:

• девочка дает сено козе

• папа дает корм свинье

• папа косит траву корове

• мама наливает кошке молоко

• мальчик бросил кость собаке

Литература

1. Ушакова О. А. Развитие речи и творчества дошкольников : Игры, упражнения, конспекты занятий -М: ТЦ Сфера, 2007.

2. Ушакова О. А. Знакомим дошкольников с художественной литературой :Конспекты занятий, М. ,1998.

3. «Федеральный государственный образовательный стандарт ДО» (ФГОС, приказ № 1155 от 17.10.2013.

4. Чиркова С. В. Родительские собрания в детском саду. Средняя группа. – М. :ВАКО, 2011.

Публикации по теме:

Родительское собрание «Роль семьи в предшкольный период жизни ребенка» Родительское собрание Тема: «Роль семьи в предшкольный период жизни ребенка» Задачи: 1. Формирование правильной позиции родителей в оценке.

Консультация для педагогов ДОУ «Роль детской книги в речевом развитии ребенка» Детские книги играют большую роль в речевом развитии детей. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка,.

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии речи ребенка. Физическое, психическое и интеллектуальное развитие ребенка» Консультация для родителей. Роль семьи в развитии речи ребенка. Что посеешь, то и пожнешь Умела дитя родить- умей и воспитать. Физическое,.

Родительское собрание «Роль семьи в подготовке ребенка к школе» Начать разговор хотелось бы с нравственной и психологической готовности ребёнка к школе. Очень важно привить ему такие качества, как ответственность,.

Родительское собрание «Роль семьи в речевом развитии ребёнка» Логопедический пункт (сокращенно «логопункт») — это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в другую.

Родительское собрание «Роль книги в развитии ребенка» Давайте представим, хотя бы на миг, Что вдруг мы лишились журналов и книг, Что люди не знают, что значит поэт, Что нет Чебурашки, Хоттабыча.

Родительское собрание «Роль семьи в воспитании ребенка» Родительское собрание «Роль семьи в воспитании ребенка» Цель: 1. Активизировать и обобщить воспитательные умения родителей, поддерживать.

Родительское собрание в 3 классе «Роль семьи в воспитании нравственных ценностей» Родительское собрание в 3 классе. Тема: «Роль семьи в воспитании нравственных ценностей» Цель: формирование в родителях умение воспитывать.

Роль семьи в развитии личности ребенка с нарушением слуха Роль семьи в развитии личности ребенка с нарушением слуха Семья занимает одно из важнейших мест для детей с нарушениями слуха в процессе.

Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»Воспитатель МБДОУ д/с№10 «Мишутка» Жигалова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4–5 лет»
Опубликовано: 25 октября 2018 в 22:48
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Родительское собрание «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4–5 лет»» (включая файлы) размещена пользователем Мурыгина Ирина Васильевна (УИ 1310475) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД