Шустова Татьяна Викторовна
Формировании нравственных качеств у детей дошкольного возроста
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема формирования нравственных качеств личности дошкольников, привычек нравственного поведения стояло перед педагогами всегда. Как показывают социологические исследования, проведенные среди родителей и воспитателей, самыми ценными качествами детей, несмотря на увлечение ранним интеллектуальным развитием, и те и другие считают доброту и отзывчивость (Т. И. Абдулова, Т. Н. Майская, Е. О. Смирнова, В. М. Колмогорова, Л. Чекина). Практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста содержит раздел, который специально посвящен воспитанию нравственных качеств личности, хотя называться предмет такого воспитания может по-разному:<социально-эмоциональное> воспитание, или <нравственное> воспитание, или формирование гуманного отношения к другим людям и пр. (< Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду>, <Золотой ключик>, <Развитие>, <Радуга>.
Публикация «Формировании нравственных качеств у детей дошкольного возроста» размещена в разделах
Именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются основы личности и отношение к другим людям. Вместе с тем методы такого воспитания далеко не столь очевидны и представляют серьёзную педагогическую проблему. При всём многообразии этих программ педагоги отмечают нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах.
Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста в настоящее время актуализируется, несомненно, и сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленные отчуждением человека от культуры как способ сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью морального деградации.
Если в ранее существовавшей практике дошкольных учреждений нравственное воспитание определялось идеологическими стандартами и ограничивалось знакомством с некоторыми нравственными нормами (правила вежливости, этикета, мА метод нравственного воспитания основались на внешнем воздействии на ребёнка (метод убеждения, внушения, этические беседы, то сегодня доминирующими ориентирами в определении содержания нравственного воспитания должны стать такие общечеловеческие ценности, как добро, справедливость. Гуманизм. Следовательно, требуют качественно другие методы, позволяющие принять нравственные нормы эмоционально-личностно, внутренне-осознанно. Меняются и критерии нравственности детей.
Воспитывая навыки культурного поведения, необходимо воздействовать на сознание и чувства ребёнка и вместе с тем позаботиться о том, чтобы он имел возможность упражняться (и разнообразно упражняться) в этих навыках. Воспитание нравственных навыков и привычек-важнейшее звено формирования нравственного поведения. Складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются, прежде всего, на его культуре поведения, внешнем облике, речи, на его отношении к вещам, на характере общения с окружающими людьми.
Когда говорят о культуре поведения детей дошкольного возраста, имеют в виду целую сумму умений и навыков. Они позволяют поддерживать общий порядок в режиме дня, укладе жизни семьи, дома, группы детского сада, в установлении правильных взаимоотношений ребёнка со взрослыми и сверстниками. Это привычки и навыки, связанные с личной опрятностью, аккуратности, чистой одежды, обуви; с культурой еды (поведения за столом, умение пользоваться столовыми приборами); с культурой взаимоотношений со взрослыми и сверстниками (дома, во дворе, на улице, в общественных местах, в детском саду, дома); с культурой организованности (отношение к режиму, с культурой игры, учебных занятий, выполнение трудовых обязанностей; с культурой речи (формы обращения, культура словаря, тона, темпа речи).
Время, когда целесообразно прививать ребёнку тот или иной навык культурного поведения, лучше всего подсказывает начало той или иной его деятельности. Так, в 4 года, когда дети начинают принимать активное участие в самообслуживании, взрослые приучают их к чистоте, аккуратности, опрятности. В это же взрослые с развитием и пониманием речи окружающих вырабатываются умения обращаться с просьбой, просить об услуги, выражать свою речь понятно для окружающих и т. д
Разработка методов воспитания нравственных качеств личности и привычек нравственного поведения является в настоящее время одной из главных задач, которая ставится общество и родителями перед педагогами и психологами.