Екатерина Гайдукова
Роль развивающих игровых технологий в развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Значимость связной речи определяет необходимость поиска путей ее развития. Поскольку ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игра, именно ее возможности следует использовать в коррекционно- развивающей работе. Дидактическая игра одновременно выступает своеобразной формой обучения, наиболее характерной для детей. Истоки ее в народной педагогике, создавшей много обучающих игр на основе сочетания игры с песней, движениями.
Публикация «Роль развивающих игровых технологий в развитии дошкольников» размещена в разделах
В дидактической игре дети учатся мыслить о вещах, которые они непосредственно воспринимают, с которыми в данное время не действуют. Эта игра учит опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах. Она требует использования ранее приобретенных знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. Дидактическая игра таит в себе большие возможности для развития словаря детей, так как воспитатель может сам варьировать условия этих игр в зависимости от образовательной задачи.
В дидактической игре содержатся все структурные компоненты, характерные для деятельности: замысел (игровая задача, содержание (знания, средства (роли- правила, атрибуты и место действия, игровые действия (поступки, ведущие к выигрышу, результат (самооценка и рефлексия, анализ причин выигрыша или проигрыша. Дидактические игры проводятся с игрушками, предметами, картинками на вербальной основе. Игровые действия в словарных играх дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов.
Практически все дидактические игры направлены на развитие речи, уточнение и закрепление словаря. Дидактические игры способствуют созданию условий для самоорганизации детей. Роль педагога состоит в том, чтобы связать воедино все структурные компоненты игры, наилучшим образом использовать ее потенциальные возможности.
Дидактические игры, или игры с правилами, могут оказать большое положительное влияние на развитие диалогического общения детей со сверстниками в том случае, если при их организации внимание обращается не только на усвоение познавательного содержания, но и на формы взаимодействия детей друг с другом. В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов.
Логические блоки Дьенеша – абстрактно-дидактическое средство. Это набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером, толщиной. Эти свойства можно варьировать, однако чаще всего на практике используются три цвета (красный, желтый, синий, четыре формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, по две характеристики величины (большой, маленький) и толщины (тонкий и толстый).
Дидактический материал, разработанный Х. Къюзенером, используется в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада. Палочки Къюзенера называют еще цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками. Основные особенности этого дидактического материала – это абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки Къюзенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счету.
Эффективное применение палочек Къюзенера возможно в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами, а также и самостоятельно. Палочки, как и другие дидактические средства развития математических представлений у детей, являются одновременно орудиями профессионального труда педагога и инструментами учебно- познавательной деятельности ребенка. Важны они для накопления чувственного опыта, постепенного перехода от материального к материализованному, от конкретного к абстрактному, для развития желания овладеть числом, счетом, измерением, простейшими вычислениями, решения образовательных, воспитательных, развивающих задач и т. д.
Охарактеризуем три группы постепенно усложняющихся игр и упражнений, которые используются для интеллектуально- познавательного развития детей : для развития умений выявлять и абстрагировать свойства, для развития умений сравнивать предметы по их свойствам, для развития способности к логическим действиям и операциям.
Игры упражнения 1 варианта развивают у малышей умения оперировать одним свойством (выявлять и абстрагировать одно свойство от других, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы на его основе)
С помощью игр и упражнений 2 варианта развиваются умения оперировать сразу двумя свойствами (выявлять и абстрагировать два свойства; сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам). Они даются в такой последовательности, что обеспечивают овладение ребенком умениями сначала сравнивать, затем классифицировать и обобщать предметы. При этом сначала ребенок осваивает сравнение предметов по заданным свойствам, затем - по самостоятельно выделенным, постепенно переходит от сравнения двух предметов к сравнению трех.
Игры и упражнения 3 варианта формируют умения оперировать сразу тремя свойствами.
Задачи комплекса игр:
- развитие у детей навыков общения со сверстниками и взрослыми;
- обучение детей речевым и неречевым формам общения;
- развитие активной и пассивной речи детей;
- развитие у детей предметной деятельности;
- развитие мелкой и общей моторики, координации движений.
Таким образом, одним из эффективных средств развития показателей интеллектуально- познавательного развития детей, в том числе и речи, является дидактическая игра. В дидактической игре дети учатся мыслить о вещах, которые они непосредственно не воспринимают, с которыми в данное время не действуют. Эта игра учит опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах. Она требует использования приобретенных ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах.