Получи документы

Роль психолого-педагогической диагностики в сопровождении развития ребенка на этапе младенчества

Елена Рязанцева
Роль психолого-педагогической диагностики в сопровождении развития ребенка на этапе младенчества
▼ Скачать + Заказать документы

Психолого-педагогическое изучение детей раннего возраста (1 - 3 года)

Для успешного решения диагностических задач исследования детей раннего возраста важно акцентировать внимание на общем фоне настроения ребенка и на создании отношений доверия между ним и исследователем.

Основной целью психолого-педагогического изучения ребенка раннего возраста является получение данных, характеризующих:

• познавательные процессы;

• эмоционально-волевую сферу;

• предречевое и речевое развитие;

• двигательное развитие.

Темочки:

Прежде чем приступать к диагностике психического развития ребенка, обязательно следует убедиться, что у него нет грубых дефектов слуха и зрения.

Наиболее сложным является педагогическое обследование слуха детей 2 - 3-го года жизни. Это связано с тем, что звуки постепенно перестают быть для ребенка безусловным раздражителем. Многие дети с нормальным слухом перестают реагировать на привычные шумы, речевые сигналы, которые не обращены непосредственно к ним. В качестве источника звука используются барабан, дудка, голос разговорной громкости и шепот при произнесении звукоподражаний "ав-ав-ав" (собачка) и "пи-пи-пи" (птичка, имени ребенка, звукосочетаний типа "ккш". Звуковые стимулы предъявляются за спиной ребенка на расстоянии 6 м. Зрительное восприятие речи должно быть исключено.

К числу симптомов снижения зрения в раннем возрасте можно отнести: использование рта в качестве дополнительного тактильного органа; приближение предметов или картинок вплотную к глазам, игнорирование мелких предметов или изображенных на картинках мелких деталей.

При диагностике особенностей познавательной сферы детей раннего возраста в центре внимания исследователей находится анализ выполнения отдельных заданий как отражение психической деятельности ребенка. Причем важен не столько результат, сколько возможность организации деятельности по выполнению задания.

Основными параметрами оценки познавательной деятельности в раннем возрасте можно считать:

• принятие задания;

• способы выполнения задания;

• обучаемость в процессе обследования;

• отношение к результату своей деятельности.

Принятие задания предполагает согласие ребенка выполнять предложенное задание независимо от качества самого выполнения. Это является первым, абсолютно необходимым условием выполнения задания. При этом ребенок проявляет интерес либо к игрушкам, либо к общению со взрослым.

Основными способами выполнения задания у детей раннего возраста являются:

• самостоятельное выполнение;

• при помощи взрослого;

• самостоятельное выполнение после обучения.

Адекватность действий определяют как соответствие действий ребенка условиям данного задания, диктуемым характером материала и требованиями инструкции. Наиболее примитивным способом является действие силой или хаотичное действие без учета свойств предметов. Неадекватное выполнение задания во всех случаях свидетельствует о нарушении умственного развития ребенка.

Использование "обучающего эксперимента" позволяет не только проанализировать особенности разных сторон психической деятельности детей (внимание, речь, восприятие, мышление, память, но и оценить их работоспособность. Это особо значимо для детей раннего возраста с проблемами в развитии, так как из-за нарушения работоспособности организовать специальное исследование памяти и внимания часто представляется невозможным.

Важным диагностическим критерием оценки познавательной деятельности детей является их отношение к результатам своей деятельности. Для нормально развивающихся детей характерна заинтересованность своей деятельностью и ее конечным результатом. Ребенок с нарушением интеллекта безразличен к тому, что он делает, и к полученному результату.

При отборе методик для психолого-педагогического изучения детей раннего возраста необходимо исходить из закономерностей возрастного развития. Задания предлагаются с учетом постепенного возрастания уровня трудности- от наиболее простых до сложных.

Задания предполагают простое перемещение предметов в пространстве, где выявляются пространственные зависимости, соотнесение предметов по форме, величине, цвету. Особым этапом в диагностике являются задания на выяснение уровня развития зрительного соотнесения.

Задания, направленные на диагностику познавательной сферы, могут быть также использованы для диагностики особенностей эмоционально-волевых проявлений ребенка. Наблюдая за деятельностью ребенка в эксперименте, обращают внимание на следующие показатели:

• общий фон настроения (адекватный, депрессивный, тревожный, эйфоричный и т. д.).

• контактность (желание сотрудничать со взрослым).

• эмоциональное реагирование на поощрение и одобрение.

• эмоциональное реагирование на замечания и требования.

• реагирование на трудности и неуспех деятельности.

Диагностика развития двигательной сферы детей раннего возраста предполагает изучение как общей, так и мелкой моторики.

Параметры оценки развития общей моторики базируются на общевозрастных нормативах развития двигательной сферы у детей.

Уровень развития мелкой моторики можно оценить по исполнению таких заданий, как построение башни, выполнение заданий с досками, застегивание пуговиц, рисование.

Психодиагностическое исследование психического развития ребенка данного возрастного периода завершается составлением заключения, в котором содержатся обобщенные данные, отражающие развитие его эмоциональной, познавательной, речевой и моторной сфер, характеристики психологической структуры отдельных действий и систем действий по выполнению заданий, а также наблюдаемые характерологические особенности ребенка. В случаях выявления нарушения психического развития в заключении даются характеристика его психической структуры и рекомендации по коррекции или компенсации с целью оптимизации путей дальнейшего психического развития.

В младенческом возрасте наблюдается полная зависимость от взрослого, который обеспечивает полноценное вскармливание и достаточный гигиенический уход. Эмоциональное, непосредственное общение — ведущий ТИП деятельности в этом возрасте. Задачи взрослого — создать все условия для нормального психофизического развития детей.

-Отличительными особенностями младенческого возраста являются :

• Наблюдается быстрый темп физического и психического развития;

• Формируется двигательная активность и сенсомоторная координация;

• Интеллект формируется на основе действий с предметами;

• Появляются первые слова, которые имеют ситуативный характер и понятны близким людям

• Интенсивно развивается общение со взрослым. Первая форма общения — эмоциональная — непосредственная (ситуативно-личностная). Вторая форма общения — эмоционально-опосредованная (ситуативно —деловая); •Начинает формироваться образ «Я», появление первых желаний («хочу», «не хочу»);

Ребенок воспринимает разнообразие ярких цветов, звуков, форм;

Развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, пение.

Ребенку первого года жизни необходимо обеспечить общение со взрослыми. Позитивное, эмоционально окрашенное общение основывается на сотрудничестве с ребенком, формирует уравновешенность, чувство защищенности, познавательной активности. После года ведущая деятельность — предметная, где происходит усвоение способов действий с предметами. В раннем возрасте происходит дифференциация предметно-практической и игровой деятельности с предметами. Процессуальная игра складывается как самостоятельный вид деятельности ребенка. Отличительными особенностями раннего возраста является: — темпы роста и физического развития ребенка по сравнению с младенческим возрастом несколько снижается; — интенсивно созревают сенсорные и моторные зоны коры головного мозга, более отчетливо проявляется взаимосвязь физического и нервно - психического развития; — увеличивается подвижность нервных процессов, совершенствуется их уравновешенность; — увеличивается период активного бодрствования (до 4 — 4,5 часов); — организм лучше приспосабливается к условиям окружающей среды; овладевает основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, мазание, действия с предметами); — овладевает элементарными гигиеническими навыками и навыками самообслуживания; — активно интересуется окружающим миром, задает вопросы, много и активно экспериментирует, наблюдает; закладываются основы наглядно — образного и символического мышления. — овладевает родным языком, использует основные грамматические категории и словарь разговорной речи. — проявляет интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему, стремится к общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками; — осознает свою половую принадлежность («Я — мальчик», «Я — девочка»); — ребенок испытывает повышенную потребность в эмоциональных контактах со взрослыми, ярко выражает свои чувства; — появляется фундаментальная характеристика ребенка 3 лет («Я сам», «Я могу», что находит выражение в самостоятельности и инициативности; у детей появляется стремление к достижению результата, продукта своей деятельности. Конец этого периода знаменуется кризисом 3-х лет, в котором поражается возросшая самостоятельность ребенка и целенаправленность его действий.

Таким образом, становление «системы Я» и самооценки знаменует переход к новому этапу развития — дошкольному детству.

-Ранняя диагностика и коррекция отклонений психомоторного развития детей являются главным условием их эффективного обучения и воспитания, предупреждения у них тяжелой инвалидности и социальной дезадаптации. Известна роль семьи, эмоционально-положительного общения ребенка с окружающими взрослыми для его нормального психического развития. Однако для детей с отклонениями в развитии этого оказывается мало: они с самого раннего возраста нуждаются в особых условиях, обеспечивающих коррекцию нарушенных функций. Полученные современной медициной данные свидетельствуют об эффективности ранних коррекционно-воспитательных. мероприятий. Это связано с тем, что именно в первые годы жизни мозг ребенка развивается наиболее интенсивно. Кроме того, на ранних этапах развития дети усваивают двигательные, речевые и поведенческие стереотипы. Если у ребенка с отклонениями в развитии они изначально сформированы и закреплены неправильно, то впоследствии скорректировать их крайне сложно. Воспитание детей с отклонениями в развитии отличается своеобразием, которое заключается, во-первых, в его коррекционной направленности, во-вторых, в неразрывной связи коррекционных мероприятий с формированием практических навыков и умений. Конкретные особенности воспитания таких детей зависят от вида аномального развития, степени и характера нарушений различных функций, а также компенсаторных и возрастных возможностей ребенка. Многие дети с отклонениями в развитии помимо правильного воспитания, обучения и коррекции нарушенных функций нуждаются также и в специальном лечении. Все это обусловливает необходимость ранней диагностики различных отклонений в психомоторном развитии. Для того чтобы как можно раньше выявить у ребенка отклонения в развитии, важно не только иметь представление об их причинах, но и знать основные закономерности нормального психомоторного развития.

-В настоящее время существует несколько подходов к диагностике психического развития маленьких детей.

Особенности эмоционально-личностного развития оцениваются посредством специфики коммуникации с взрослым, характера аффективно-эмоционального реагирования ребенка.

Методические приемы и методики выявляющие особенности состояния всех компонентов и функций речи, используемых логопедом для детей раннего возраста (от 0 до 2 лет)

При отсутствии медицинских заключений и при первичном обращении семьи с ребенком раннего возраста целесообразным помимо сбора подробного анамнеза и проведение тестирования будет и использование наиболее удобных в каждом конкретном случае скрининговых тестов и методик, в том числе основанных на опросе родителей и наблюдении за ребенком.

При наличии медицинских заключений и уже выявленных ранее на скрининге проблем в развитии процедура ПМПК предполагает наблюдение за ребенком, опрос родителей и тестирование.

Методика анализа медицинской и психолого-педагогической документации

Методика наблюдение.

В методе наблюдение за ребенком младенческого возраста– отмечаются основные параметры соответствующие основным сферам: моторная, социальная, зрительная, слуховая, речевая и игровая деятельность в соответствии с возрастом ребенка

Оценка зрительного восприятия

Краткая аннотация. Изначально методика предназначалась для исследования особенностей зрительного восприятия детей 5-7 лет и старше, а также взрослых. (Выготский Л. С., Лурия А. Р. и другие). Данные, получаемые при исследовании с помощью данной методики, позволяют судить об уровне процессов выделения зрительных объектов и прослеживания за движущимися объектами (или соответственно невозможности) выделять отдельные зрительные объекты из общего фона или невозможность проследить за движущимся объектом. Ее широко используют в отечественной практике исследования когнитивного развития детей младенческого и раннего возраста.

Методика сличение предмета и его изображения

Методика основана на использовании любимых детских игрушек.

Методика оценки слухового восприятия

Методика предназначалась для исследования особенностей слухового восприятия детей раннего возраста и используется врачами неврологами.

Методика оценки моторного развития

Ее широко используют в отечественной практике исследования моторного и зрительного развития детей младенческого и раннего возраста (Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова)

Методика соотнесения предметов по цвету

Краткая аннотация. Методика предназначается для исследования развития когнитивных и моторных функций детей раннего возраста, систематизировано описана (Стребелева Е. А., Мишина Г. А. Разенкова Ю. А. и др. ]; под ред. Стребелевой Е. А).

В случае, когда ребенок не выполняет задания, из–за выраженных протестных реакций, негативизма (то есть в силу его личностных особенностей, трудностей установления контакта или адаптации в незнакомом месте, можно предложить данное задание через родителей ребенка. Выделяются следующие варианты данного задания, характерные для разного возраста детей.

Публикации по теме:

Аналитический отчет по результатам педагогической диагностики во второй младшей группе Аналитический отчет по результатам педагогической диагностики во второй группе № 2 за первое полугодие 2019-2020 учебного года. По результатам.

Достижения «Комиссуриков». Проект комплексного взаимодействия специалистов при сопровождении ребенка с ОВЗ Разрешите познакомить вас с нашим долгосрочным проектом"Комиссурики". Работая над проектом в течение двух лет мы постарались охватить, как.

Образец психолого-педагогической характеристики ребенка дошкольного возраста Психолого - педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста обучающегося ГБДОУ детский сад № Фамилия, имя ребенка Возраст ребенка.

Приёмы развития фонематического слуха у детей на подготовительном этапе при формировании произношения Логопедическое воздействие при формировании правильного произношения предусматривает несколько этапов. На подготовительном этапе ведётся.

Проект «Дружная семья» с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект "Дружная семья" с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект разработан:.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста Фамилия, имя ребенка *** Возраст ребенка 3 г. 3 м. Дата рождения: *** Адрес проживания:. ***, посещает, воспитанник младшей.

Роль психолого-педагогической службы в развитии физиологической и психологической стрессоустойчивости учащихся и педагогов Узденская районная гимназия, педагог-психолог В. В. Пиликевич В современном обществе, в том числе и в системе образования, достаточно.

Роль СБО, зрительного восприятия, ориентировки в пространстве и мелкой моторики в решении всестороннего развития ребенка Вид: Использование сохранных анализаторов в социально-бытовой ориентировке ребенка в окружающем. Тема: Посуда. Коррекционно-педагогические.

Содержание психолого-педагогической работы с сенсорным оборудованием с дошкольниками Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детейСоздание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Отечественный и мировой опыт показал, что воспитательная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль психолого-педагогической диагностики в сопровождении развития ребенка на этапе младенчества
Опубликовано: 11 января 2023 в 07:52
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль психолого-педагогической диагностики в сопровождении развития ребенка на этапе младенчества» (включая файлы) размещена пользователем Елена Рязанцева (УИ 837204) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками
28 декабря 2024 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД