Ольга Баландина
Роль подвижных игр в развитии основных видов движений у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Роль подвижных игр в развитии основных видов движений
У детей раннего возраста
Двигательная активность в первые годы жизни –
Фундамент для здоровья человека.
И. А. Аршавский
В условиях неблагоприятной экологической обстановки, неустойчивых социальных условий проблемы воспитания здорового поколения были и остаются актуальными в практике дошкольного воспитания.
Важно как можно раньше начать решать эту важную проблему – расширение и обогащение двигательного опыта детей
Публикация «Роль подвижных игр в развитии основных видов движений у детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры для малышей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
И. А. Аршавский указывал, что за долго до рождения ребенка, а потом и впервые годы жизни малыша закладываются основы его здоровья.
Одним из факторов, формирующих здоровья ребенка, является двигательная активность. Двигательная активность малышей связана с игрой. Подвижная игра в детстве имеет высокое развивающее значение. Я. В. Выготский видел в игре неиссякаемый источник развития личности. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психологические процессы протекают наиболее активно. В подвижных играх детям приходится проделывать разнообразные движения : ходить, прыгать, бросать, лазать и т. д.
Для того чтобы помочь детям расширить и обогатить двигательный опыт мы наметили цель работы: помочь овладеть основами двигательной культуры, содействовать физическому развитию ребенка с учетом его физических возможностей.
В ходе работы решали следующие задачи:
1. Развитие основных двигательных навыков на основе основных видов движения (ходьба, бег, ползание, метание и т. д.)
2. Содействовать развитию базовых качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости, внимания и координации)
3. Воспитание умения соблюдать элементарные правила в игре, реагировать на сигнал, согласовывать движения и ориентироваться в пространстве.
Для реализации этих задач мы используем подвижные игры в разных формах работы с детьми: физкультурные занятия, утренняя гимнастика, досуги, индивидуальная работа и самостоятельная игровая деятельность, прогулка, пауза между занятиями.
Для того, чтобы обеспечить своевременное и правильное развитие движений детей мы обследовали их двигательные умения и навыки, наблюдали за играми детей, и за самостоятельной двигательной деятельностью. Оказалось, что двигательный запас навыков и умений очень маленький. Играя, дети ходили, бегали, приседали, наклонялись, ползали. А вот такие движения, как лазание, бросание, прыжки, совершали очень мало и редко. При прокатывании шаров не справлялись с заданием. А мячи бросали только вниз.
Поэтому для систематической работы с детьми мы составили перспективный план по формированию основных видов движений. При составлении плана мы решили больше и эффективнее использовать подвижные игры. Игры и упражнения подбирались нами с таким учетом, чтобы они соответствовали возможностям маленьких детей. За основу взяли те игры, которые рекомендованы программой воспитания.
В своей работе мы используем самые разнообразные методические приемы:
• Наглядно – зрительные (показ образца движений, подражание)
• Тактильно – мышечная наглядность (с помощью воспитателя)
• Наглядно слуховые (Музыка, пение стихи)
• Словесные методы (обучение ребенка движению) : пояснение (сопровождает показ движению)
• Указание и беседы
Немаловажным является и предметно-пространственная развивающая среда, которая способствует развитию самостоятельной двигательной активности детей раннего возраста.
Для этого в группе была организована зона физического развития. Здесь расположен спортивно – игровой инвентарь: корзина для метания предметов, разноцветные ленты, мячи простые и массажные, обручи, комплект разноцветных кеглей и шаров, скакалки массажные мешочки, флажки, погремушки, кубики. Мебель и оборудование размещены так, чтобы детям было достаточно места для бега, игр с мячами и других движений. В группе имеются игрушки, стимулирующие первоначальные самостоятельные действия, побуждающие детей к различным движениям : каталки (кони, собачка и т. д.) коляски, автомобили, а также инвентарь для развития движений : доски (ребристая, наклонная, гимнастические скамейки и др. Н0ами была создана картотека подвижных игр со стихами и сюжетными картинками. Для проведения сюжетных подвижных игр имеются шапочки-маски, нагрудные эмблемы.
Дети обеспечены всеми игрушками, пособиями, стимулирующими двигательную активность. Они с большим интересом и желанием пользуются данным оборудованием в свободное время.
Совместно с родителями были изготовлены физические пособия: дуги большие и маленькие для подлезания и прокатывание мячей, цветные ленточки и веревочки для перешагивания, дорожки для ходьбы из бросового материала.
Наш участок и игровая площадка также оборудована специальным инвентарем (скамейка, лесенка, бревно и др.) детей надо учить ходить не только по ровной, но и по неровной поверхности, по траве, песку. В зимнее время для активизации движения используем постройки из снега, сделанные с помощью родителей, а также выносной материал для закрепления движений (палки, кубики, обручи и т. д.)
Мы постоянно стимулируем у детей потребность в движении : привлекаем их к подвижным играм, побуждаем к самостоятельным действиям, обучаем при этом правильным движениям (как правильно влезать и спускаться с лесенки, бросать мяч и т. д., развиваем у детей движения, используя имитационные упражнения («прыгает, как зайчик», «летает, как птичка» и т. д.)
На первом этапе работы мы показываем игрушки, показываем как по-разному можно действовать с игрушками (например, по доске-ходить, бегать, прыгать, ползать, прокатывать машину, мяч; выполнять разные движения, в том числе и куклой и т. д.) на этом этапе проводим такие игры, как «Бегите ко мне», «Догони мяч», «Догони собачку». В них участвует небольшая подгруппа детей. В такой ситуации дети чувствуют себя свободнее и увереннее. Постепенно в играх усложнялись задачи. Например, в игре «Догони мяч», сначала мяч бросала воспитатель, а потом и дети. В игре «Бегите ко мне» дети не просто бежали, а изображали птичек, «махали крылышками».
В дальнейшем, мы старались подбирать подвижные игры и игровые упражнения таким образом, чтобы они обеспечивали разносторонне развитие детей. Так детям нравилось спрыгивать со скамейки на цветные дорожки, затем предлагали повторить эти движения в подвижной игре «Воробушки и автомобиль».
Чтобы детям было интересно используем полосы препятствий, объединяем несколько знакомых детям движений. Например, дети идут по скамейке, спрыгивают, перешагивают обручи, перелезали через бревно. Таким образом, дети выполняли три основных движения : шагали, перешагивали, перелазали.
В играх с мячом учим прокатывать мяч друг другу между предметами, через ворота, скатывать мяч по доске. Детям очень нравится упражнение «Прокати мяч». Самым сложным для детей было вовремя поймать мяч, не дать ему укатится, после того, как дети научились свободно действовать с мячом, мы учим их бросать и ловить мяч.
Чтобы пробудить интерес к игровым упражнениям, при разработке вариантов подвижных игр, мы стараемся использовать различные пособия и оборудование: шнуры, кубы, обручи, скамейки и т. д. Это позволяет усложнить двигательные задания и сохранить интерес к их выполнению. Например, в игре «Воробушки и автомобиль» дети убегали- «улетали» в домики-обручи.
Для развития двигательной активности мы стараемся отдавать предпочтение пособиям и игрушкам, требующим активных действий, чаще менять их расположение, обеспечить сменяемость не только в течении недели, но и дня.
В младшем возрасте подвижные игры сопровождаются стихами. Учеными доказано, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями И. П. Павлова и А. А. Леонтьева. Они отмечали, что, когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Например, игра «Маленькие ножки бежали по дорожке», «Пузырь», «У медведя во бору».
В нашей группе находятся дети со слабым развитием двигательной активности, а также дети чрезмерно возбудимые и застенчивые. С такими детьми мы проводим индивидуальную работу в течение всего дня, в часы игр и прогулок.
Если ребенок не решается выполнить упражнение, робеет или стесняется, то мы всячески побуждаем его к выполнению заданий. Кроме того, в утренние и вечерние отрезки времени, на прогулке проводим игры с небольшой группой детей, например: бросание мелких мячей в обруч, бросание и ловля мячей и др.
При обучении двигательным действиям мы не только предлагаем ребенку правильно выполнить упражнение, но и стараемся вызвать интерес к игре, побуждаем словесным поощрением. Мы обращаем внимание ребенка на основные, опорные элементы движения (упражнения, помогаем ему понять, в чем заключается задача, и на основе этого предлагаем решить ее самостоятельно.
В процессе обучения, мы сами принимаем активное участие в игре с детьми раннего возраста, берем на себя ведущую роль, показывая, что и как надо делать. Наше эмоциональное и радостное активное состояние передается детям. Регулируя число повторений, подбирая разные игры по трудности выполнения того или иного движения, обеспечиваем определенную физическую нагрузки и побуждаем детей к активным действиям, вызываем у них желание повторять движения снова и снова.
В результате проводимой работы двигательная активность детей заметно улучшилась. В самостоятельной деятельности дети стали чаще пользоваться такими движениями ка лазание, прыжки, полюбили игры с мячом. Все это положительно сказалось на их физическом развитии.