Стародубцев Евгений
Роль подвижных игр для детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Роль подвижных игр для детей с ОВЗ
Одной из актуальных проблем современного общества является проблема инвалидности, учитывая ее медицинское, социальное, моральное и экономическое значение. Число детей-инвалидов в России, как и во всем мире, неуклонно растет. В начале нового тысячелетия проблема детской инвалидности в России фактически приобрела общенациональный характер.
Публикация «Роль подвижных игр для детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Подвижные игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В научной литературе и социальной практике существуют различные подходы к выбору технологий работы с этой категорией детей. В то же время отличительной чертой любого дошкольника является постоянный рост и развитие, что проявляется в количественных и качественных изменениях организма относятся функциональная и морфологическая дифференциация всех органов и тканей, их структурная перестройка. На разных этапах дошкольного детства процессы роста и развития протекают по-разному: периоды быстрого темпа сменяются медленным развитием. Кроме того, каждый орган и система имеет свои собственные закономерности формирования. Формирование движений и двигательных способностей ребенка является одной из важнейших составляющих его физического развития.
Целью исследования является изучение эффективности подвижных игр как метода развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачами исследования являются описание роли подвижной игры для процессов физического и умственного развития любого ребенка, а также обоснование применения такого типа игры в отношении воспитанников с ОВЗ.
Научная новизна исследования заключается в авторской интерпретации набора функций подвижной игры в контексте воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. На основе анализа различного теоретического материала были выделены основные функции, обосновывающие важность применения методики в коррекционной работе.
Развитие физических характеристик является основой обучения, и это должно способствовать повышению двигательной подготовленности учащегося. Физическими качествами называют силу, выносливость, ловкость, гибкость и быстроту, которые проявляются только при выполнении определенных двигательных действий. Развитие физических характеристик, достижение высоких показателей общей физической подготовленности эффективно решается посредством подвижных игр и занятий физической культурой[2].
Игра представляет собой исторически сложившееся социальное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Игра может быть средством самопознания, досуга, физической культуры и общего социального воспитания. Она отражает все сферы материального и духовного творчества. Подвижные игры несут в себе оздоровительное, воспитательное и образовательное значение. Педагог А. С. Макаренко высоко оценил роль игры : «у ребенка есть страсть к игре, и она должна быть удовлетворена. Мы должны не только дать ему время поиграть, но и насытить всю его жизнь этой игрой». Развивается определенный опыт двигательных навыков, который является неотъемлемой частью двигательной культуры. Наиболее эффективным средством развития моторики детей являются именно подвижные игры [1].
Целенаправленная игровая нагрузка стимулирует организм умственно отсталого ребенка и соответствует удовлетворению потребности в естественном движении больше, чем иные средства. Подвижная игра не только борется с гипокинезией, но и помогает восстановить утраченное здоровье, укрепить все функции организма и развить физические способности.
Подвижные игры используют привычные и доступные формы естественных движений: ходьба, бег, лазание, прыжки, упражнения с мячом, в которых отсутствуют сложные приемы и тактика, а правила всегда можно изменить в зависимости от физических и интеллектуальных способностей ребенка. Желание играть - это основной стимул, который побуждает ребенка к игровой деятельности. Во время игры дети с удовольствием и интересом делают то, что вне игры кажется скучным и трудным, поэтому психические и эмоциональные проблемы в игре легко преодолеваются.
Именно подвижные игры играют решающую роль в формировании двигательной активности детей-инвалидов. В игре ребенок может показать себя и свой внутренний мир. В подвижных играх дети не только бегают, но и догоняют кого-то или спасаются от ловящего; не только прыгают, но изображают животных и персонажей и т. д. Таким образом, значение специальных вспомогательных игр для умственно отсталых детей заключается в возможности одновременного воздействия на моторную и психическую области. Быстро меняющаяся ситуация игры показывает высокие требования к эффективности нейронных процессов скорости реакции и нестандартности действий. Игры заставляют мыслить наиболее экономно, приспосабливаться к обстановке и реагировать на действия партнеров. Ребенок, играющий, должен выбирать и совершать из целого множества операций одну, которая, согласно его мнению, может привести его к успеху. ем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее будет мыслительный процесс. Поэтому с помощью игры ребенок с умственной отсталостью развивается интерес, мысль, внимание, воображение, память, моторика, речь, умственное развитие деятельности и общая познавательная деятельность [3].
Данный эффект достигается за счет полу функциональности подвижных игр, когда коррекция двигательных нарушений инициирует активную мозговую деятельность, сохранных анализаторов, психических функций, вегетативных систем, которые обеспечивают движение. Особенно ярко такая взаимозависимость проявляет себя в реализации межпредметных связей, когда основные целенаправленные двигательные действия организованные в виде игры, эстафет, ролевых и имитационных игр, осуществляемых под загадки, стихи, скороговорки, с решением простейших математических задачек, упрощают процесс усвоения счета, понятий о количестве, величине, направлении, форме, амплитуде; активизируют правильное звукопроизношение и речевую деятельность; расширяют словарный запас, улучшают память, моторику мелких мышц рук и внимание.
Известно, что умственно отсталые дети отстают в развитии духовных интересов, потребностей. Таким образом, сама детская игра работает, пробуждая любопытство детей и заключая в себе необходимые компоненты развития личности, выступает как средство духовного развития. В игре происходит формирование межличностных отношений, привычек и правил поведения. Дети взаимно познают друг друга и нехитрые игровые ситуации, проявляют самостоятельность, подражают, фантазируют, то есть в игре происходит активное развитие личности, имеющей большое социальное значение. При выборе подвижных игр необходимо учитывать эмоциональное состояние, характер и поведение детей. Состояние умственно отсталого ребенка нестабильно, а эмоциональное напряжение и усталость способны вызывать внутренний дискомфорт, часто выражающийся чрез нарушение поведения, капризы, ссоры, драки. Либо же могут быть вызваны другие состояния: пассивность, нежелание вступать в межличностные контакты, отстраненность. Однако с помощью подвижных игр можно преодолеть эмоциональное напряжение [2].
Физическое воспитание и физическое развитие детей с ограниченными возможностями должны быть направлены на решение двух типов проблем:
1. Задачи, общие для всех дошкольных учреждений.
2. Специфические задачи, направленные на коррекцию, компенсацию и предотвращение отклонений в физическом развитии, обусловленных характером нарушений.
Общие задачи: укрепление здоровья ребенка; обеспечение развития гармоничного телосложения и правильной осанки; закрепление потребности в различных видах двигательной активности; развитие движений и двигательных качеств, умственной и физической работоспособности; тренировка дыхательной и сердечно-сосудистой систем; закаливание.
Специфические задачи: создание особых условий, стимулирующих физическое развитие ребенка; профилактика инфекционных и простудных заболеваний; реализация системы корректирующих и восстановительных мероприятий, направленных на развитие и совершенствование базовых движений, физических характеристик и предотвращение вторичных отклонений в физическом развитии. Коррекционная ориентация должна пронизывать содержание всей работы по физическому воспитанию детей рассматриваемой категории, в том числе при реализации общих задач.
Результаты исследования.
По итогам анализа можно выделить основных функций подвижной игры в контексте пользы их применения в воспитании детей с ОВЗ. Во-первых, речь в таком случае идет о развитии двигательной моторики как одной из главных проблемных зон данной категории детей. Во-вторых, неизбежно осуществляется постоянное физическое развитие и укрепление организма. Как следствие, третья функция, требующая правильного и индивидуального подбора игр – коррекционная и минимизирующая последствия физических отклонений. Четвертая функция – способствование умственному развитию. Подвижные игры требуют от субъекта постоянной включенности и быстрого реагирования на изменения, выносимые в процесс, что стимулирует потребность в анализе ситуации. Пятая функция дополняет предыдущую и помогает в ускорении процессов усвоения новых знаний и умений. В процессе игры детям становится проще воспринимать сложный материал. Следующая функция предполагает посредничество в психическом и эмоциональном развитии путем формирования базовых социально-психологических установок, усвоения норм, осознания эмоционального отношения к элементам игры. Далее, функция духовного развития, которая заключается в формировании духовных ориентаций и качеств через стимулирование воображения и любопытства. Наконец, подвижные игры есть эффективный инструмент социализации, т. к. наиболее часто речь идет именно о групповом взаимодействии, в процессе которого у ребенок устанавливает социальные связи с другими детьми и педагогом, изучает специфику межличностной коммуникации.
Первостепенным условием успешного использования подвижных игр в воспитании детей с ограниченными возможностями является знание задач программы. После освоения общеобразовательных их следует использовать с учетом индивидуальных особенностей и физических возможностей каждого ребенка. В лучшей степени применимы игры с простым, доступным сюжетом, а также упражнения, которые основаны на выполнении определенных двигательных заданий. Задания в играх и игровые упражнения подбираются в соответствии с возможностями детей. Прежде всего, это такие движения, как ходьба, бег, прыжки, спрыгивание с низких предметов и ползание
Заключение.
Планируя игры, необходимо учитывать то, развитие каких двигательных умений и навыков требует специального внимания в конкретные периоды. Детей с отклонениями в развитии привлекают к подвижным играм тексты с простой и хорошо запоминающейся рифмой и множеством несложных движений; при успешном обучении хороводные, сюжетные игры для детей с ограниченными возможностями становятся понятными и доступными. В этих играх дети, по мере развития и совершенствования движений, учатся действовать по правилам игры.
Таким образом, подвижная игра занимает важное место в жизнедеятельности ребенка. Посредством подвижных игр дети с ОВЗ расширяют свою двигательную активность, избавляются от хаотичности, наделяют ее смыслом. Правильно организованная подвижная игра способствует удовлетворению естественной потребности в коммуникации, эмоциональном контакте, расширению двигательных возможностей ребенка и его индивидуальных реакций на физическую нагрузку. Разнообразные задачи по развитию двигательного творчества детей с нарушениями развития в подвижных играх помогают скорректировать отклонения в физическом развитии, что актуализирует их применение в повседневной работе педагога.