Елена Булатова
Роль песочного рисования при подготовке к школе детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития
▼ Скачать +Заказ
Представляю Вашему вниманию свой опыт по подготовке к школе детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития.
2 Слайд:
Контингент детей, посещающих занятия с использованием метода песочного рисования различный: это и дети с задержкой психического развития, дети с нарушением опорно- двигательного аппарата, с умственной отсталостью. Значительная часть детей имеют тяжелые множественные нарушения развития. Хочется немного уточнить, что это врожденные или приобретенные в раннем возрасте сочетания нарушений различных функций организма. Например, сочетание нарушений опорно- двигательного аппарата и речи, умственной отсталости и нарушения зрения или слуха. К этой же группе относятся дети с синдромом Дауна и другими генетическими нарушениями.
- Практически все дети имеют интеллектуальные нарушения различной степени, но даже при сохранном интеллекте, как правило, наблюдается выраженная задержка развития.
-Выраженность двигательных проблем у этих детей различна: от моторной неловкости до тяжелых двигательных нарушений, неспособностью самостоятельно удерживать свое тело в сидячем положении и выполнять произвольные движения.
-У многих детей присутствует эпилепсия, расстройства аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы.
У большей части детей присутствуют особенности сенсорной интеграции, которые проявляться в виде гиперчувствительности и защитных реакций по отношению к определенным стимулам или в виде активного поиска специфических ощущений. Это выглядит как необычное и непонятное поведение.
Также у детей нарушена координация движений, мелкой моторики рук, крайне неустойчивое внимание, имеются особенности памяти, отсутствует чувство ритма, восприятия.
Поэтому эти дети нуждаются в особых методах психокоррекции и развитии познавательной сферы.
3 Слайд:
При подготовке к школе детей данной категории необходимо учитывать специфику нарушения, степень сохранности утраченных или не развитых функций, состояние эмоционального фона. Задачи, которые я ставлю в работе по этому направлению различны и зависят от уровня развития и возможностей ребенка.
У кого-то из детей сенсорные эталоны и элементарные математические представления формируются со значительным опозданием, а кто-то из детей успешно учиться считать, соотносить цифры с количеством предметов, прописывать элементы букв, составлять предложения по картинке.
Метод рисования на световом столе помогает мне разнообразить занятия. Детей привлекает подсветка стола, легкие песчинки, которые можно и пропустить сквозь пальцы, и подуть на них, спрятать в кулачке и т. п.
Задания и упражнения я подбираю таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя успешным, эмоционально подкрепляю каждое движение словами, даже если оно получается не так как хотелось бы.
Представлю Вам несколько упражнений из моей практики.
4 Слайд:
Формирование элементарных математических представлений.
Пересчитываем предметы, учимся соотносить количество предметов с цифрой, называть итоговое число, рисуем цифры на песке, обводим их пальчиком.
5 Слайд:
Рисуем геометрические фигуры. Используем кисточку. Развиваем межполушарные связи, применяя метод рисования двумя руками.
6 Слайд:
Формирование знаний о составе числа.
Деревянные ладошки помогают детям соотносить количество показываемых пальцев с цифрой. Также работа с ладошками помогает развивать пространственные понятия (правая, левая рука).
7 Слайд:
Сравнение количества предметов, уравнивание множества. Выделение одного, нескольких предметов из общего количества.
Такие задания детям даются достаточно трудно, но с помощью песка, красивой подсветки стола мне удаётся поддерживать интерес, стимулировать активность, развивать познавательные способности детей.
8 Слайд:
Развитие умения видеть контур предмета. Формирование четкости движений, развитие мелкой моторики рук.
Детям предлагается обводить по контуру предметы, расчищать от песка середину предложенных геометрических фигур, засыпать центр фигур песком.
9 Слайд:
Составление рассказа по сюжетным картинкам.
Дети находят картинки в песке, смахивают его пальчиками, ладошкой, кисточкой. Для детей с выраженным нарушением речи предлагаю такими же способами найти картинку, поставить ее рядом с предыдущей и послушать рассказ. Также с использованием предметных изображений провожу занятия по лексическим темам (найди, покажи, обведи, нарисуй дорожку к парной картинке, спрячь в песок и т. п.)
10 Слайд:
Развитие графо-моторной координации.
На этом примере продемонстрировано выполнение упражнения» «соотнеси точку с предметом»
Ребенку предлагается нарисовать дорожку, расставить на ней картинки, под каждой картинкой нарисовать точку и отходящую от неё дорожку.
По результатам работы хочу подчеркнуть, что занятия с использованием светового стола очень нравятся детям. Они с удовольствием принимают все упражнения, т. к. игры на песке и с песком являются одной из форм естественной деятельности ребёнка.
11 Слайд:
Спасибо за внимание!