Алина Белимова
Роль педагога во взаимодействии с семьёй на современном этапе развития образования
▼ Скачать + Заказать документы
РОЛЬ ПЕДАГОГА ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С СЕМЬЁЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
The role of the teacher in collaboration with the family at the present stage of development of education
Белимовой А. А.
г. Чита
Е. А. аркин: |
"Ребёнок, должен сознавать и чувствовать, что он не только послушный исполнитель заданий взрослых, но член трудовой семьи, ценный помощник взрослых" |
Публикация «Роль педагога во взаимодействии с семьёй на современном этапе развития образования» размещена в разделах
ценный помощник взрослых"
Е. А. Аркин
Аннотация: В данной статье, говорится о содержании работы педагога дошкольного образования по взаимодействию с семьями воспитанников. Данная работа проводится с родителями с основной целью: помочь родителям раскрыть свои воспитательные способности, дать им уверенность в своих силах и наладить дружественные отношения, как с детьми, так и с коллективом дошкольного учреждения.
Summary : In this article, refers to the content of the work of the teacher of preschool education in the interaction with the families of students. This work is carried out with parents with the main objective : to help parents discover their educational abilities, give them confidence in their abilities and to establish friendly relations with both the children and with the staff of the preschool.
Ключевые слова: Воспитание, взаимодействие.
Keywords : Education, interaction.
В настоящее время семье отведена роль «специфического социального института, в котором переплетаются интересы общества, членов семьи в целом и каждого из них в отдельности. Важнейшей его функцией является воспитательная функция, заключающаяся в духовном воспроизводстве населения» [4]. Воспитание–это неотъемлемая часть взросления, развития и формирования личности в целом, так как оно включает в себя как передачу накопленных знаний, умений, опыта, способы мышления так и нравственные, этические и правовые нормы. Всё это в совокупности, помогает родителям и педагогам в процессе воспитания, получить ребёнка готового, так или иначе, к жизни в социальной среде.
Вопросами воспитания в семье, а так же вопросами необходимости подготовки родителей к сложному делу воспитания детей занимались великие российские педагоги, психологи и общественные деятели прошлых лет: Е. А. Аркин, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, Н. К. Крупская, В. А. Сухомлинский, зарубежные учёные Г. Спенсер, К. Цеткин, А. Адлер и педагоги современности С. Л. Соловейчик, Т. А. Куликова, О. Л. Зверева, А. Н. Ганичева и др.
Основу изучения ребёнка как личности в детском саду составляет наблюдение, это один из наиболее эффективных методов. А. В. Козлова утверждает, что
А. В. козлова: |
«находясь с детьми, воспитатель имеет возможность изучать их в естественных условиях, таким образом, замечая изменения в поведении ребёнка» |
В Статье 2. Закона РФ «Об образовании», говорится:«Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». Уважение к семье, признание приоритета семейного воспитания перед общественным, является современной парадигмой образования [6].
В период дошкольного детства, семья и педагоги детского сада имеют самое действенное влияние на ребёнка. Семья, самый первый социальный институт малыша, а это обязывает родителей быть готовыми к решению различных проблем, которые так или иначе будут возникать в процессе взросления ребёнка. На наш взгляд, именно в такие моменты и необходима помощь квалифицированных специалистов, дабы не упустить некоторые вопросы, связанные с воспитанием детей раннего возраста. Но, для того, чтобы оказывать своевременную и грамотную помощь родителям воспитанников, педагог, должен обладать рядом профессиональных компетенций, которые в «Энциклопедии профессионального образования» определены как:
• профессиональные качества работника (профессиональные знания, умения, навыки как опыт деятельности);
• социально-коммуникативные способности;
• индивидуальные способности, обеспечивающие самостоятельность профессиональной деятельности [7].
Мы уже выяснили, что детский сад, является для ребёнка первым «социальным институтом», первым образовательным учреждением. Для планомерного взаимодействия с семьёй на всех этапах дошкольного детства ребёнка, сотрудниками детского сада, должна проводиться определённая работа с семьёй малыша. Так, перед воспитателями ДОУ, встаёт ряд задач, решение которых приведё т к большей результативности:
• создать с семьями воспитанников такие отношения, при помощи которых будут объединяться силы для успешной адаптации детей. Взаимная поддержка и взаимная помощь.
• не только давать знания родителям, но и поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях [2].
По мнению Арнаутовой Е. П., в истории взаимодействия семейного и общественного воспитания, за последние годы произошло достаточно много изменений от «органического сочетания», то есть приоритеты интересов и норм государства до существующих в реальности предпосылок построения доверительных взаимоотношений, свободного общения полезных друг другу партнёров. Период перехода к рыночной экономике и, как следствие этого, коммерциализация отношений «семья – общество» и привели к разбалансированности и рассогласованию процессов воспитания в семье и государственных образовательных учреждениях. Данный период, можно отметить большим ростом недоверия и разобщённости в отношения «воспитатель – родители». Наряду с изменениями в социально-экономической сфере общественной жизни, произошли заметные изменения в облике российской семьи, и можно было расценить его как крайне «неоднородный». Социальной ролью семьи с 90-х годов двадцатого столетия стало формирование собственного способа существования (бытия, тем самым, можно подчеркнуть свободу личного пространства и прав людей, создание своего личного способа бытия. Примерно тридцать лет назад, роль семьи заключалась в передаче накопленных понятий, норм и ценностей, принятых в обществе. Таким образом, время социально-экономических преобразований стало началом активного формирования новых моделей в системе отношений «личность – семья – общество» [1].
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются: коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные. В случае с нетрадиционными формами взаимодействия, родителям даё тся больше свободы в проявлении своих возможностей и талантов к ним относятся: совместные досуги, праздники, участие в выставках, организация дней открытых дверей, выпуск газет, организация мини-библиотеки, семинары – практикумы, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, занятия о профессиях, которые проводят сами родители [2].
Таким образом, определенная инициатива педагога, обращённая к семье, направлена на укрепление, обогащение и оздоровление эмоциональных связей и отношений ребёнка с близкими взрослыми (матерью, отцом, бабушками, дедушками, сестрами, братьями). Отсюда всё содержание общения с родителями подчинено, по существу, единственной теме – как достичь взаимно счастливых и эмоционально здоровых отношений взрослых и детей в семье[5]. Важным является содержание общения с родителями дошкольников, которое должно отражать специфику вклада семьи в воспитание, развитие и социализацию дошкольника, а не повторяло функции и методы общественного воспитания ребёнка.
Список литературы:
1. Арнаутова Е. П., Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях //Детский сад А до Я. / – 2004. – № 4. – С. 23-35.
2. Байрамгулова Т. Н., Формы взаимодействия воспитателя с семьей в ДОУ /Психология и педагогика : методика и проблемы практического применения// - 2012. - № 25. - С. 8-11.
3. Козлова А. В. Работа ДОУ с семьёй (методические рекомендации). – М. : ТЦ Сфера, 2007.– 112 с.
4. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник для студентов средних и высших учеб. заведений. – М. : Академия, 1999. – 230 c.
5. Лобзина Т. П. Проблемы и перспективы образования в России – Н. : Лабиринт –2012. – 260 с.
6. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
7. Энциклопедия профессионального образования : в 3-х т. / Под ред. С. Я. Батышева. – М. : Просвещение, 1999. – 383 с.