Романова Евгения Юрьевна
Роль пальчиковой гимнастики в развитии детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми»
Пальчиковая гимнастика проводится с малышами в игровой форме.
Пальчиковая гимнастика — уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка. Простые пальчиковые игры используются для развития моторных способностей, профилактики и снятия утомления у дошкольников.
Публикация «Роль пальчиковой гимнастики в развитии детей раннего возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
пальчиковой гимнастики в разных возрастных группах и языка»
Игровые упражнения для кистей рук известны с древности. Современные мамы и бабушки по-прежнему играют с малышами в фольклорных
«Сороку-белобоку», «Идёт коза рогатая». Исследования показывают, что регулярные упражнения и массаж пальцев способствуют
развитию интеллектуальных способностей, в том числе освоению речи.
Бабушка играет с малышом в пальчиковую игру
Игровые движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей
В детском саду пальчиковая гимнастика используется на занятиях физической культурой, музыкой, познавательной деятельностью. Выполнять упражнения пальчиками можно в промежутке между занятиями, на прогулке, во время досуговой деятельности.
Пальчиковая гимнастика в некоторой степени относится к физической культуре, поскольку осуществляется мышечное развитие, развивается координация движений. Однако пальчиковые упражнения — нетрадиционная форма развития ребёнка. Учёные считают, что взрослые используют всего 5–10% потенциала головного мозга. Помимо интеллектуальной деятельности, мозг выполняет защитные функции, способен «спасти» от чрезмерной нагрузки. Мозг работает в режиме экономии и не позволяет исчерпать свои резервы. Держать мозг в тонусе позволяют постоянные тренировки — игры и упражнения для пальчиков, которые помогают развить интеллект, внимание и память, творческие и аналитические способности.
В своей педагогической практике активно применяю пальчиковую гимнастику. Например: пальчиковая гимнастика
«Дружба»
Дружат в нашей группе (Хлопают в ладоши.)
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим (Стучат кулачками друг об друга.)
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики
поочередно начиная с мизинца
Будем снова мы считать.
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики
поочередно, начиная с мизинца, на др. руке.)
Мы закончили считать.
«Моя семья»
Знаю я, что у меня (Поднимают руку ладонью к себе)
Дома дружная семья: (И в соответствии с текстом)
Это – мама, (В определенной последовательности
загибают пальцы)
Это – я, (Сначала безымянный, затем мизинец,
указательный палец)
Это – бабушка моя, (Средний и большой)
Это – папа,
Это – дед.
И у нас разлада нет.
Ценность пальчиковой гимнастики состоит в том, что при использовании данной гимнастики в организме включаются резервы для преодоления усталости, заставляющие мозг напрягаться или расслабляться.
Наблюдая за детьми, при выполнении ими пальчиковой гимнастики обратила внимание, что большой интерес (особенно у малышей) вызывают представленные в стихах пальчиковые гимнастики.
Отмечу, что гимнастические упражнения в стихах не только хороший способ отвлечь моих детей от переживаний и сомнений (которые у них не редкость, они помогают настроить их на позитивный лад, дать заряд бодрости. Ежедневные занятия гимнастикой помогают снять напряжение, утомление, повышают работоспособность, развивают память и речь.
«Девочки и мальчики»
Наши девочки и мальчики (Дети держат руки на поясе)
Ловко прыгают как мячики (Прыгают)
Головой слегка качают (Качают головой)
И красиво приседают (Приседают)
Ручками хлопают вот так, вот так (Хлопки 4 раза)
Ножками топают вот так, вот так (Топают 4 раза)
Кулачки сжимают вот так, вот так (Показывают
один кулачок, портом другой)
Ладошки раскрывают вот так, вот так
На ладошки мы подуем (Дуют поочерёдно на обе ладошки)
Наши пальчики разбудим. (Шевелят пальчиками)
Вместе с тем, речевые центры головного мозга интенсивно стимулируют двигательную активность детей. Стихотворная форма подачи материала более выразительна и её ритм помогает координировать речь и движения. Не менее важно, что выполнение движений с произношением стихов превращает гимнастику в игру.
Пальчиковую гимнастику применяю в комплексе с двигательной и зрительной гимнастикой. Мною подобран речевой материал для проведения пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастик в стихотворной форме по целому ряду лексических тем, например, «Про капусту», «Дом», «Замок», «Рыбка», «Вот кулак а вот ладошка», «Моя семья» и подобное». Я убедилась в том, что такая форме представления детям комплексов гимнастик оказывает положительное влияние на их физическое и психическое развитие, служит профилактикой нервных утомлений, активизирует их интерес к познанию мира.
Результативность такой работы – развитие памяти, внимания, укрепление работоспособности детей.