Елена Лазарева
Конспект занятия «Роль национальной культуры в эстетическом воспитании»
▼ Скачать +Заказ
Программное содержание.
1. Воспитывать любовь к прекрасному.
2. Закрепить знания детей о хохломской, гжельской, городецкой и жостовской росписи.
3. Продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством как одним из видов национальной культуры.
4. Закреплять умение работать всей кистью и её концом, правильно набирать гуашь на кисть.
5. Развивать эстетическое восприятие, интерес к народным умельцам.
6. Помочь детям видеть красоту и яркость изделий, этих росписей.
Материал. Предметы хохломской, городецкой, гжельской и жостовской росписи, гуашь, подносы для рисования, баночки с водой, салфетки.
Публикация «Конспект занятия „Роль национальной культуры в эстетическом воспитании“» размещена в разделах
Предварительная работа. Рассматривание произведений народно-прикладного искусства, рассматривание иллюстраций.
Ход занятия.
Зал украшен изделиями народно-прикладного искусства, стоя столы, на столах изделия из хохломской, городецкой, гжельской, жостовской росписи. Около каждого стола продавец. За ширмой Петрушка. Дети под музыку входят в зал.
Петрушка: «Народ собирается. Ярмарка открывается»
Воспитатель: Ребята, куда же вы попали?
Дети: На ярмарку.
1 продавец: У дядюшки Якова товару хватит всякого.
Посмотрите, какие красивые у меня изделия:
И ложки, и чашки, так и сверкают на солнце.
2 продавец: Заходите, заходите, на товар наш поглядите
Доски разделочные, красивые шкатулки.
А на них кони мчатся, жар-птицы летят.
3 продавец: Тары-бары, растабары, расторговываем товары.
Не проходите мимо, покупайте, покупайте.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие яркие красивые изделия. Вьются травы, расцвели самые необыкновенные цветы, поспели вкусные ягоды: смородина и клубника так и просятся в рот. Давайте покупать то, что нам понравится.
Дети подходят к первому столу, рассматривая изделия.
Ребёнок продавцу: Можно ли нам что-нибудь купить?
Продавец: для этого надо отгадать мою загадку и рассказать об этом изделии.
Воспитатель: Ребята, надо выполнить одно условие – рассказать как называется это изделие, где изготовлено, какие элементы использовал художник, какие краски, из чего сделано изделие.
Продавец: Красно-чёрным по золоту
Полыхает пожар
Всё нетленно и молодо
Всё в ней мир поражать.
Воспитатель: О каких изделиях эта загадка?
Дети: О хохломе.
Воспитатель: Что вы знаете о них? (Ответы детей). Правильно – это хохломские изделия. Хохлому называют золотой. Расписывают хохломой мебель, посуду, Изделия делают из дерева липы. Покрыты они позолотой и расписаны лесной травкой и спелыми ягодами. Четыре цвета используют в этой росписи: красный, чёрный, зелёный, жёлтый. Издавна изделия с хохломой продавали на ярмарках.
Воспитатель: (продавцу) Теперь нам можно что-нибудь купить у вас?
Продавец: Конечно, вы так хорошо рассказали об этих изделиях.
Дети выбирают, что им понравилось.
Ребёнок: Где песня льётся, там легче живётся.
Запевайте песню шуточную, песню шуточную,
Прибауточную.
Хоровод «Как у наших у ворот».
После хоровода подходят к другому столу
Воспитатель: А вот какие красивые изделия.
Продавец: Отгадайте теперь мою загадку.
Что за чудо мастера делали посуду,
Прялки расписали как подарки.
Чудо кони и жар птица, всё как будто небылица.
Воспитатель: Ребята, что за изделия такие?
Дети: Городецкие.
Воспитатель: Расскажите об этих изделиях. (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, это Городецкая роспись. Родилась эта роспись в городе Городец. Много времени проводили раньше женщины за прялкой. За окном пурга, а ан прялке летние цветы. А сейчас городецкие мастера делают детские стулья и столы, шкатулки, доски разделочные.
Основной элемент в городецкой росписи – бутон.
Дети покупают изделия из городецкой росписи.
Ребёнок: кто пляшет да играет, тому скучно не бывает.
Игра «Аленький цветочек».
После игры подходят к третьему столу.
Воспитатель: Ребята, давайте и здесь что-нибудь купим. Посмотрите, какие красивые и нежные предметы.
Продавец: а вот отгадайте загадку. Лишь два цвета здесь всегда, а какая красота
Смотришь глаз не отвести, лучше просто не
найти.
Воспитатель: Ребята, что же это за изделия такие всего два цвета?
Дети: Гжель.
Воспитатель: Расскажите о предметах гжельской росписи. (Ответы детей). Правильно, гжельская роспись. Она родилась в деревне Гжель. Отличается она ото всех росписей своим цветом. Всего два цвета: синий и белый. А какая нарядная и праздничная роспись получается. Основной узор – гжельская роза.
Расписывают этой росписью фарфоровые изделия: посуду, вазы, подсвечники, часы. Формы могут быть разные. Гжельские мастера большие фантазёры.
Дети выбирают любой предмет.
Воспитатель: Ребята что же мы ещё не купили?
Подходят к другому столу.
Продавец: Вот подносы так подносы,
Все в цветах: пионы, розы
И гирлянды, и букеты
На подносах видим этих.
Чьи же это изделия? Откуда такая красота?
Дети: Это жостовские подносы.
Воспитатель: Расскажите о жостовских подносах.
(Ответы детей).
Воспитатель: Правильно. В селе Жостово под Москвой делают такие подносы. Сначала из железа «выкраивают» подносы разной формы: круглые, овальные, прямоугольные, фигурные. Затем покрыавют цветной краской, чаще чёрной. По этому фону изображают цветы. Какие вы знаете цветы?
Ответы детей.
Подносы расписывают понаряднее, поярче. На одних подносах цветы собраны в букет, на других разбросаны по всему подносу. Цветы используют любые.
Воспитатель: Чем все росписи похожи?
Ответы детей.
Воспитатель: В содержании всех этих народных произведений многое идёт от природы, от того, что любит и ценит человек. Красота народного искусства воздействует на душевное состояние человека, вызывает радость.
Давайте выберем подносы, которые нам особенно понравились.
А сейчас мы с вами будем сами народными умельцами. Подумайте, кто какие изделия будет расписывать, какой росписью. На столах разделочные доски, металлические подносы, игрушки, фарфоровые блюдца, бокалы.
Дети выбирают какое-то изделие себе для работы и садятся за столы. Работа детей.
Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года» («Подснежник»).
Индивидуально помочь в подборе красок. Использовать приёмы: совет, вопрос.
По окончании все работы относятся на ярмарку.