Папки-передвижки

Русское народное творчество в музыкально-эстетическом воспитании детей

Татьяна Белякова
Русское народное творчество в музыкально-эстетическом воспитании детей
▼ Скачать + Заказать документы

Русское народное творчество в музыкально-эстетическом воспитании детей

Знакомство с народной музыкальной культурой вводит дошкольников в образный мир песни. Это средство сохранения исполнительских традиций и специфических черт национального интонирования.

Публикация «Русское народное творчество в музыкально-эстетическом воспитании детей» размещена в разделах

Как доступно рассказать детям о красоте окружающего мира, вызвать у них положительные эмоции по отношению к своему краю, Родине, к животному миру, доброе отношение друг к другу, к той музыкальной культуре, которая существовала много-много лет назад? Это можно сделать посредством русской народной музыки : песен, попевок, потешек, прибауток.

Одной из важнейших задач в работе с дошкольниками является знакомство с русским фольклором. Очень важно именно с дошкольного возраста прививать любовь к культурному наследию Родины. В доступной форме давать знания о культуре, быте, музыкальном фольклоре. Обряды, народные песни, танцы, игры способствуют расширению кругозора, развивают музыкальные способности детей, воспитывают любовь к родному краю.

Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И как важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное. Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в воспитательной работе стало широкое знакомство детей с фольклорным творчеством.

С раннего возраста ребенок откликается на потешки, приговорки, колыбельные, сказки, которые погружают его в светлый уютный мир. Обогащение педагогической деятельности фольклором позволяет добиваться успешных результатов во всестороннем гармоничном психофизическом развитии детей и способствует гуманизации процесса воспитания.

Знакомство с музыкальным фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинно русского народного творчества.

В последние годы в дошкольных учреждениях заметно активизировалась работа по приобщению дошкольников к культуре русского народа. На занятиях дети знакомятся с произведениями устного народного творчества, музыкальным фольклором, народными играми, принимают участие в народных праздниках.

Перед педагогами ставится задача найти такие формы и методы работы с детьми, чтобы доступно, увлекательно познакомить ребят с важнейшими понятиями народной философии и педагогики. Народная мудрость гласит «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю». Таким образом, ребенок должен быть не просто слушателем, но и активным участником процесса познания.

Формы ознакомления с народной культурой могут быть самыми разнообразными. Это занятия познавательного цикла, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, празднования. Но в любом случае необходимо создать особую атмосферу деятельности детей или совместной деятельности детей и взрослых, приближенной к реальной. По возможности создать среду, в которой ребенок почувствовал себя участником событий, используя при этом разные виды деятельности.

Ценность народного творчества в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Народные произведения с их богатой выдумкой, остроумием заражают своим веселым смехом, создают радостные настроения. Абсурдность небывальщин - это средство воспитания «смешного». Народные игры развивают сообразительность, ловкость, смекалку - это еще и маленькие театрализованные представления. Используя в играх присказки, приговорки, считалки, ребенок связывает слово с действием. С играми передается исконная любовь народа к веселью, движениям, удальству. Часто доброжелательный смех партнеров сильнее, чем замечания взрослых ребенку.

Много непонятного есть в фольклоре даже взрослым, а надо приблизить его к детям, не исказив.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» рекомендует познакомить детей лишь с малой частью устного народного творчества. Это песенки, русские народные потешки, скороговорки, русские народные сказки о животных и волшебные сказки. Но большой пласт русского народного творчества остался нетронутым.

Это бытовые песни и причеты, календарный фольклор с его необыкновенной обрядовой поэзией, заклички и приговорки, дразнилки, прибаутки, пословицы, поддевки и остроты, русские народные игры, бытовые русские сказки.

Музыкальный фольклор - явление синкретическое. Говоря проще, в нем неразрывно связано - музыка, пение, движение и еще игра на доступных народных инструментах. Поэтому можно выделить четыре аспекта музыкального фольклора :

1. Народная песня.

2. Народная хореография.

3. Народные игры.

4. Народные музыкальные инструменты.

Рассмотрим эти аспекты подробнее.

Народная песня

Первые детские впечатления о музыкальном фольклоре дети получают в младших группах. Дети начинают подпевать повторяющиеся интонации, выполняя несложные действия, подсказанные текстом или обусловленные характером музыки, например, с зайкой сначала знакомятся: «Вот какой маленький, ножки быстрые, трусишка» (жалеют).

Заинька - зайка,

Маленький зайка,

Деток боишься –

Зайка трусишка.

Потом укачивают, а когда проснется, стараются развеселить, чтобы не плакал. При этом широко используется устный фольклор (песенки, потешки, пестушки, переходящие от разговорной к мелодической интонации).

Подбираются песни удобные для активного подпевания, тексты песен должны быть понятны и доступны детям. Например - последняя строка повторяется несколько раз или с последней строки начинается следующий куплет. Или например: песня - вопрос - ответ.

-Зайка белый

Куда бегал?

- В лес дубовый.

- Что там делал?

- Я капустку щипал.

Под березоньку клал,

И не знаю кто украл.

В средней группе увеличивается объем песенного репертуара, добавляются хороводные песни, появляется новый жанр - игровая песня. Активизируется переход от разговорной к певческой интонации. Дети должны правильно интонировать в пределах терции, кварты. В средней группе можно предложить ребенку ситуацию в которой необходимо действовать самостоятельно: «У меня кукла не хочет засыпать, попробуй укачай ее». Ребенок должен спеть колыбельную или рассказать потешку.

Ходит сон по горе, Носит дрему в руке, Всем детишкам продает, Нашей Кате не дает. Ах, ты, моя девочка, Золотая белочка, Сладкая конфеточка. Сиреневая веточка. Ах, ты, мой сыночек, Пшеничный колосочек, Лазоревый цветочек, Сиреневый кусточек.

В средней группе усложняется режиссура песни: может быть несколько солистов («ведет музыку» комар, а стрекоза «плясать идет» и т. д.). Вводится понятие «обрядовая песня» (зимние калядки, масленичные, весенние заклички).

В старшей группе значительно расширяется объем песенного репертуара, добавляются песни шутливо-комического характера («Как у нас - то козел», «Махоня», «Жил я у барина»). Песни должны быть доступны по содержанию и интересны по сюжету. Песни не просто инсценируются, а предлагаются для импровизации. «Прялица», «Как на тоненький ледок», «Ой, вставала я ранёшенько» и др. С этой группы каждое занятие начинается с «разминки» (распевание) - упражнения для дыхания, по звукообразованию, интонационные и т. д.

Именно в старшей группе вводится новый жанр - частушка. Частушка достаточно сложный жанр при кажущейся простоте и легкости. Ребенок должен понять каждую частушку, прожить и показать характер героя, вложенный всего в четыре строчки. Мало того спеть, надо показать, сплясать, а еще подыграть на доступных музыкальных инструментах.

В подготовительной группе закрепляется умение петь частушки, дается понятие о таких жанрах русской народной песни как :

I) лирические:

1. «Пошла млада за водой».

2. «Ходила младёшенька по борочку».

3. «Уж, как я ль свою коровушку люблю».

4. «А я по лугу, а я по лугу».

5. «Со вьюном я хожу».

II) шутливо-комические:

1. «Комара женить мы будем».

2. «Дома ли кума воробей?»

3. «Во кузнице».

4. «Пошел козел по лесу».

III) строевые:

1. «Солдатушки браво ребятушки».

2. «Из-за леса из-за гор».

Детям предоставляется больше возможности самостоятельно искать решения в инсценировании песни. В этой группе часто проводятся совместные занятия со взрослыми и детьми других групп. С девочками - «уроки материнства».

Народная хореография

В младшей группе ставится задача овладения простейшими элементами народной плясовой пластики : притопывание одной и двумя ногами, постукивание каблучком, похлопывание ладошками по коленочкам, повороты ладошек из стороны в сторону, перебежки, пружинка, прыжки. Самостоятельно использовать эти элементы в свободной пляске. В этом возрасте (и до сред ней группы) танцам как таковым не учат. Главное: научить реагировать на плясовую музыку, используя знакомые элементы, делать это с желанием. Поэтому в репертуаре младших групп указаны хороводные игры («Пошла коза по лесу», «Скок, скок, поскок», «Ходит зайка по саду», где используются плясовые элементы, часто с солистом Разучивание плясовых элементов и хороводных перестроений проводится по показу взрослых.

В средних группах вводятся новые элементы народного танца : ставить ногу на носок и пятку («ковырялочка», топать с остановками (подготовка к упражнению «в три ноги»). Уделяется внимание пластике рук в пляске - кружение в парах «крендельком», под локоток, на талии или на плечах у партнера. В этом возрасте при показе роль взрослого чаще выполняет ребенок (по желанию, в таких хороводах как: «Воробышек», «Утеночек Вася», «Заинька мимо сада». Так же в хороводах обучать детей менять направление в кругу, разрывать круг по окончанию мелодии или на смену частей в музыке, идти за ведущим «змейкой», перестраиваться в пары из круга и наоборот. Поощрять детей к проявлению большей самостоятельности в свободной пляске, к умению давать оценку друг другу («У Маши хорошо пляшут ножки, а ручки скучные, а у Саши наоборот»). Поощрять желания вводить танцевальные или хороводные элементы при инсценировании песен. Чаще обращаться к опыту старших детей.

В старшей группе детей обучают простому хороводному шагу, сочетанию движений рук и ног. В хороводе используются такие движения как: хоровод «по солнцу», «против солнца», «капустка» (улитка, «стенка на стенку», выворачивание круга, два круга в разные стороны. Все орнаментальные хороводы («Светит месяц», «Во саду ли, в огороде», «Березка девочек кричала») выполняются по команде: выбирается один ведущий который диктует порядок перестроения. В старших группах поощряется приплясывание во время исполнения веселых песен, время от времени предлагается солирование.

В подготовительной группе вводится такие элементы народного танца : пляска в «три ноги» («Чижик», «Деревенская полька», с подскоком («Краковяк», «Подгорная тройками», овладение простейшими дробями в сочетании с частушкой. Разучиваются также новые элементы хоровода: «вывертывание рукава», «плетень», «улица», «ниточка с иголочкой» («На горе то калина», «Лен зеленой», «Ой, во поле травушка»). Говоря о синкретизме фольклора (пляска, музыка, песня существуют в единстве, не следует забывать, что любыe плясовые или хороводные элементы могут использоваться детьми в любых ситуациях: при исполнении песен, игр, при игре на музыкальных инструментах и т. д. И это надо всячески поощрять в детях.

Народные игры

Всем известно, что игра не просто любимое занятие детей - это основной вид деятельности дошкольника. Через игру ребенок познает мир. Фольклор обогащает детские игры новым содержанием, вызывает положительные эмоции, желание участвовать в общих действиях, подсказанных текстом.

В младшей группе забавные игры («Петушок», «Идет коза рогатая», «Идет кисонька из кухни») побуждают детей к импровизации : у каждого получается свой «петушок» или своя «киска». На начальном этапе можно показать детям образец, а потом, как правило, этого не требуется - дети ориентируются на интонацию взрослого («веселый петушок», «грустная кисонька»). Чувство ритма хорошо развивать в игре «Барашеньки», когда педагог во время считалки ритмично дотрагивается до каждого ребенка в кругу, т. е. происходит невидимая работа над метроритмом. Игры способствуют развитию у детей чувства юмора, желание сопереживать герою и друг другу.

В средней группе усложняются правила игр: быстро реагировать на команды, распределяться на пары, на две подгруппы. Ребята сами должны использовать считалки чтобы выбрать ведущего. В играх «Волк и гуси», «У медведя во бору», «Снежная баба», «Вареная репка», «Два мороза», «Марьюшкино поле» усложняется диалог с ведущим: ребенок должен не просто дать ответ, а придумать его. Следует вместе с детьми выяснить варианты ответов (особенно, если они касаются подробностей крестьянского быта или работ в огороде, поле). Вначале на роль ведущего выбирают по желанию, а затем привлекают тех, кто робок. Следует обращать внимание детей на то, что бы во время свободных игр они использовали народные песни и считалки.

В старшей группе вызывать желания детей участвовать в играх с театральными действиями и более развернутыми диалогами. Во время игр («Дедушка Сысой», «Махоня») обращать внимание не только на удачные ответы и вопросы, но и манеру поведения героев. Стараться отобразить характер персонажей: дедушка старый, Махоня ленивая и притвора, бабка хитрая и т. д. воспитывать желание исполнять не только положительные, но и отрицательные роли («Водяной», «Баба-Яга»). Хорошо в этом случае применять метод «от старших - к младшим», а так же использовать видеозаписи различных фольклорных коллективов.

В подготовительной группе активизировать детей для участия в играх с развернутым театральным действом («Воробей», «Селезень утку догонял», «Ты слети-ка, сизый голубочек»). Усложнять правила и связывать их выполнение с происхождением некоторых обрядовых игр. Объясняя детям, связь некоторых игр с древними обрядами, помочь им понять необходимость отдельных действий и их порядок («Кострома», «Бояре», «А мы просо сеяли»). Это объяснение поможет ребенку и при выражении характерных черт какого-либо персонажа.

Народные музыкальные инструменты

В младшей группе интерес к музыкальным инструментам возникает при личном контакте ребенка с тем или иным инструментом. Ребенок стремится сам поиграть на инструменте и желательно предоставить ему эту возможность. Но давая малышу в руки инструмент, не сводить этот момент к шалости, а учить его играть что-нибудь конкретное: звуки свистульки похожи на птичьи голоса, на гуслях можно изобразить мелодичное движение ручейка и т. д. При этом происходит не просто игра, а обучение по звукоизвлечению. В игре на ложках сначала надо рассмотреть ее части: у ложки есть ручка и та часть, которой черпают суп, обратная ее сторона называется «щекой». На двух деревянных ложках осваивать 2-3 приема (стучать «щеками», ручками и «щеками» в кулачках).

В средней группе продолжают знакомить с музыкальными инструментами с их звучанием в ансамбле. Обучать на отдельных инструментах: на свистульке меняется высота звука в зависимости от силы, с которой в нее дуют; добавляются приемы на двух ложках (палочкой одной из них стучать по «щеке» другой, поочередно играть на своих ложках и на ложках соседа). Для разнообразия в работе по обучению игре на инструментах можно предложить песни «На зеленом лугу» (дудочка, прокричав заклички, послушать, как поют птички (свистульки). Учить играть в ансамбле, оркестре со старшими детьми.

В старшей группе продолжать слушать игру на музыкальных инструментах, но уже в оркестре. Прослушивать записи концертов фольклорных ансамблей, оркестров народных инструментов, учить узнавать и правильно называть инструменты. Чаще сочетать игру на инструментах с песней, игрой, пляской. Учить играть в оркестре.

В подготовительной группе учить детей не только различать инструменты в оркестре, но и дать теоретические знания о составе оркестра народных инструментов. Дать представление о предметах быта, которые народ использовал как музыкальные инструмент (коса, пила, рубель и т. д.). Предоставить возможность детям импровизировать на знакомых инструментах. В процессе создания оркестра учитывать симпатия детей к определенным инструментам. Все чаще включать инструменты в игры, пляски, предоставлять детям возможность самостоятельно выбрать инструмент для данного произведения.

Широко внедряя в работу детского сада народные игры, песни хороводы, воспитатели привлекают детей к мысли о таких нравственных понятиях, как добро, дружба, трудолюбие, любовь к природе, к родной стране.

Народное творчество является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины.

Публикации по теме:

Народное декоративно-прикладное искусство и его роль в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста (Консультация для родителей) Уважаемые родители! Давайте подумаем, что мы вкладываем в понятие эстетическое развитие личности ребенка.

Интегрированное занятие по теме «Русское народное творчество» Конспект интегрированного занятия в средней группе на тему : «Матрёшка в гостях у деток» Интеграция образовательных областей: «Познание»,.

Конспект НОД  «Русское народное творчество»Конспект НОД  «Русское народное творчество» цели и задачи :любви к русскому народному творчеству - сохранение русских традиций - продолжаем знакомство с хохломской росписью - рисование.

НОД «Устное народное творчество» для детей младшей группы Цель: приобщать детей к устному народному творчеству, развивать речь средствами фольклора. Развивать внимательность память, слуховое восприятие.

Обмен опытом «Устное народное творчество в воспитании детей раннего возраста» МБДОУ детский сад «Теремок» 2017год Опыт работы Тема: «Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста».

Педагогический совет «Устное народное творчество в воспитании дошкольников» Цели: • Уточнение и систематизация знаний педагогов о жанрах русского фольклора; • Ознакомление с различными жанрами русского фольклора.

План самообразованию «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста» МБДОУ д/с №11 «Катерок» План самообразования (в виде проекта) Тема: «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста».

Русское народное развлечение в форме посиделок «Осенины» План – конспект развлечения Тема: «Осенины» - посиделки. Цели: 1. Доставить детям радостные переживания, связанные с русским народным праздником.

Устное народное творчество в воспитании у детей любви к родному краю Период раннего и дошкольного детства – ведущий в развитии человека. Этот возраст богатейший по способности ребёнка быстро и жадно познавать.

Значение музыкально-ритмических движений в музыкально-эстетическом воспитании дошкольниковЗначение музыкально-ритмических движений в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников Музыка! Какую значительную роль играет она в воспитательном процессе! Ребенок эмоционально воспринимает ее образы, откликается на выраженные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Русское народное творчество в музыкально-эстетическом воспитании детей
Опубликовано: 26 сентября 2018 в 20:07
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Русское народное творчество в музыкально-эстетическом воспитании детей» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Белякова (УИ 424934) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД